Как научить ребенка читать. обучение детей чтению
Содержание:
- 5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка
- Игры для отработки чтения словами
- Упражнения для отработки плавного чтения
- Приложения для смартфона
- Буквосочетания в английском языке
- Как работать с текстами
- Методики развития речи
- Чтение для детей: почему это важно и с чего начать
- Как определить готов ли ребенок к обучению чтению
- Что нужно, чтобы научиться читать целыми словами?
- Проблемы при неправильном обучении чтению
- Методические основы обучения чтению по слогам
- Что нужно для игр?
- Обучение ребенка слоговому чтению
5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка
Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами
Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.
Алфавит с раннего возраста
Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.
Ненавязчивое обучение
Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.
Занимайтесь каждый день
Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.
Заинтересовывайте чтением
Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.
Кроме книжек, появляются и качественные приложения и сервисы, обучающие чтению в интерактивной форме, способные заинтересовать ребенка и дать ему необходимую мотивацию для кропотливого изучения букв, слогов, слов. Они могут ни в чем не уступать книге по качеству иллюстраций, объему обучающего материала, но при этом привносить важный элемент игры, так необходимый для детей.
От простого к сложному
Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:
- изучайте звуки;
- переходите к чтению по слогам;
- научите ребенка слитию слогов.
Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.
Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:
https://youtube.com/watch?v=EMkkUIgdY8U
Игры для отработки чтения словами
Есть множество интересных игр, которые приучают ребенка читать целым словом.
Например, «Читай-хватай» от «Банды умников» нравится практически всем. И читать приходится, действительно, очень быстро. Тем более, что в игре есть несколько вариантов разного уровня сложности.
А можно просто играть в слова с самодельными пособиями.
«Добавлялки-чепуха». Мы читаем слог. Потом добавляем к нему еще один, потом – еще один. Так можно дойти до чтения 5-6 сложных слов. «Чепуха» — потому что слова эти – тарабарские. Мы просто берем карточки со слогами и складываем в произвольном порядке. Главное – договориться, на какой слог будет падать ударение. А чтобы было смешнее, можно еще и придумывать, что это может быть. Например, прочитали слово «МО-КА-ТИ-ЗА» — что это может быть? Я, например, при этом слове представляю злющую старуху с клюкой:)
«Быстрее паровоза». Маленький паровозик едет – и закрывает слова. Надо успеть их прочесть, пока он не «наехал».
«Догадки». Читаем предложение, в котором части слов (конец) закрыты или стерты. Надо догадаться, что там написано. Например, «Мама и Коля пошли в мага…» ребенок легко догадается, что должно быть дальше. Такой навык тоже здорово помогает ускорить чтение.
Таким образом, слоговое чтение отлично «лечится» дома, без помощи специалистов.
Упражнения для отработки плавного чтения
Когда ребенок научился быстро читать слоги, ему предлагают двухсложные слова типа ПА-РА, МО-РЕ – с ударением на первом слоге. Эти слова ему проще всего прочитать целиком.
Объясняют, что первый слог читаем громко, а второй – тише и быстрее. Каждое слово прочитывается несколько раз, пока не получится нужный результат. Потом эти же слова даются группами по 4-5-6 штук. И ребенок должен их все прочитать целиком.
Кто-то может сказать, что ребенок просто запомнит. Но это и хорошо. Ведь так формируется в мозгу облик слово, которое впоследствии ребенок так и будет узнавать и читать все сразу, а не по слогам.
Дальше вводятся слова тоже из двух слогов, только с ударением на втором – ЗИ-МА, КИ-НО. И снова прорабатываются, пока не получится беглое уверенное чтение.
Дальше можно переходить к словам с закрытыми слогами, к трехсложным и к чтению слов с предлогами (их тоже, по правилу, читают слитно, как одно слово).
Приложения для смартфона
Приложения Айфолика (IFOLICA)
Сайт: https://ifolica.ruСтоимость: пробная версия — бесплатно, далее — 85 р.
Интерактивный курс обучения чтению для детей с 3-х лет. Курс состоит из отдельных приложений, каждое из которых направлено на поэтапное обучение ребенка чтению: произношение звуков, запоминание букв, чтение слогов, чтение слов и чтение предложений.
Приложения доступны на мобильных устройствах с операционными системами iOS и Android.
«Читания»
Сайт: https://uzelki.com; скачать на IOS: https://apps.apple.comСтоимость: 1490 р.
Читания — последовательная обучающая игра для детей от 3 до 7 лет. Она просто и понятно нарисована, а также удобна в управлении. В игре есть история и звуковое сопровождение: буквы, склады и слова проговариваются.
- Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева
- 40 Экранов волшебной страны
- 35 Мини-игр, которые развивают навыки чтения
- 500 Слов для прочтения с иллюстрациями и озвучиванием
- 133 Поговорки и загадки для прочтения
- 132 Графических шаблона прописи букв
- 24 Показателя для отслеживания прогресса в обучении
- Адаптивная сложность заданий
Постепенно проходя игру, ребенок научится читать за время в среднем от 1 месяца (в возрасте ~ 6 лет) до 12 месяцев (в 3-4 года).
«Читайка. Учимся читать!»
Скачать: Android https://play.google.comСтоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 249 р.
«Читайка» рассчитана на детей от 1 до 7 лет. Ребенок сможет научиться читать с нуля, даже если он еще не знает буквы. В разработке приложения учитывались методические идеи Зайцева, Домана, а также авторский многолетний опыт обучения чтению.
Приложение включает 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.
«Лунтик. Учимся читать!»
Скачать:
- Android: https://play.google.com
- IOS: https://apps.apple.com
Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная — 119 р.
Приложение рассчитано на детей от 1 до 7 лет. С помощью этого приложения ребенок научится читать с нуля, даже если он еще не знает букв. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.
Бесплатная версия приложения включает 4 уровня, полная – 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности.
«Буковки: учимся читать по слогам для детей 5-6 лет»
Скачать:
- IOS: https://apps.apple.com
- Android: https://play.google.com
Стоимость: бесплатно, включает встроенные покупки
Детское приложение №1 по мнению Роскачества. “Буковки” — универсальный инструмент для составления любых слов с помощью удобной озвученной клавиатуры, с которым дети учатся читать.
В приложении:
- Деление слов на склады и слоги
- Профессиональное озвучивание звуков и складов
- Опыт существующих методик обучения чтению (методика Зайцева, звуко-буквенный метод и другие)
- Игровой стиль обучения
- Интерактивные тематические панорамы со множеством озвученных объектов
«Читай сам по слогам»
Скачать:
- IOS: https://apps.apple.com
- Android: https://play.google.com
Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 159 р.
Ребенок учится читать сам буквы, слоги, слова. 3-4 летний ребенок научится читать с нуля, а 5-6 летний научится читать быстро, увеличив скорость чтения. В приложении используются слова из 3-7 букв, есть озвучка.
«Учимся Читать, спасаем зверей. Учим буквы, азбука»
Скачать: Android https://play.google.comСтоимость: демо-версия — бесплатно
Учим буквы, слоги и учимся читать в процессе увлекательной обучающей игры для детей — дошкольников от 3 до 7 лет. В приложении используется эффективный звуковой метод обучения чтению, схожий с методикой «кубики Зайцева» и принципами методики Монтессори.
В игре предусмотрено 2 режима обучения чтению:
- Учимся читать по буквам — чтобы ребенок выучил буквы и понял основы чтения
- Учимся читать по слогам (складам) — для детей, которые уже знают буквы
Интерфейс игры для детей построен в соответствии с принципом обучающей системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Он так прост, что малыш от 3 лет разберется с ним за минуту.
Бесплатная версия содержит 4 обучающих уровня. Полная версия содержит 16 обучающих уровней, расположенных по возрастанию сложности слов. Если на первом уровне слова состоят из 2-3 букв, то на последнем из 7-8 букв.
Буквосочетания в английском языке
Кроме правил чтения для гласных звуков, английский язык известен так же и многочисленными буквосочетаниями – то есть определенные сочетания букв дают звук, отличный от тех, которыми читаются буквы в алфавите. Приведем наиболее распространенные из них.
-
Гласные буквосочетания
oo
book, good
school, Zoo
ee
tree, three
ea
eat, read
head, breakfast
ay
play, say
ey
grey, they
-
Согласные буквосочетания
ck
black, sick
ng
bring, ring
sh
she, fish
th
this, the
thank, thick
wh
white, why
who
kn
know, knife
wr
write, wrong
ch
chess
chemistry
machine
tch
catch
qu
quickly
Кроме перечисленных правил и буквосочетаний, в английском языке существует множество слов, которые читаются не по правилам, и правила чтения которых нужно будет просто запомнить.
Как работать с текстами
Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:
Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося
Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного
Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
Не торопите ребенка
На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.
Методики развития речи
Разговор мама – ребенок. Мама много времени проводит з малышом. Ему важен тактильный и словесный разговор. Необходимо напевать крохе, что бы он видел лицо и артикуляцию мамочки.
Комментировать свои действия
Рассказывайте малышу о всем, что делаете.
Разговаривайте с ребенком так, что бы он видел Ваше лицо и Вашу артикуляцию.
В возрасте 1,5 – 2 года, разговор с малышом мама должна вести в обычном ритме и тоне
Только, когда речь идет о новых словах, особое внимание определяется артикуляции и ударению.
Не заменяйте сложные слова простыми
Называйте вещи своими именами.
Не забывайте про глаголы.
Используйте противопоставление.Например: птица летает – собачка бегает
Читайте стихотворения, потешки, сказки с самого малого.
Играйте словами, слогами, звуками.
Важно улучшать развитие мелкой моторики рук
Дайте малышу поиграть с крупами, макаронами, тестом. Дети, с хорошо развитой мелкой моторикой, умеют рассуждать логически, они внимательны, быстрее начинают разговаривать и писать.
Чтение для детей: почему это важно и с чего начать
Чтение развивает словарный запас и языковые навыки
А вы в курсе, что в художественной литературе в 50 раз больше редких слов, чем в обычных разговорах взрослых? Повседневное общение обеспечивает детям только базовые навыки коммуникации. Все остальные слова они могут узнать только из книг, потому что в письменной речи используется в десятки раз больше слов, чем в устной. Чтение улучшает словарный запас ребенка и знакомит его с различными типами структуры предложений, стилями письма и способами самовыражения.
Чтение помогает получать сопутствующие знания
Книги пишут на любые мыслимые и немыслимые темы, на самые разные уровни чтения. При чтении подобной литературы ваши дети будут знакомиться с широким кругом тем, событий, проблем и идей. После пары прочитанных книг они углубятся в то, что их заинтересует больше всего. В большинстве случаев они настолько увлекаются содержанием книги, что даже не осознают, что получают знания по какой-то конкретной теме.
Чтение поможет понять мир и все что в нем происходит
У детей очень узкое понимание окружающего их мира. Это связано с ограниченным количеством опыта, с которым они сталкиваются, исходя из обстоятельств, в которых они растут и воспитываются. Чтение книг поможет детям расширить кругозор, а также примерить на себя всевозможные обстоятельства, в которых они вряд ли бы оказались. Это помогает правильно оценить в будущем похожие сложные ситуации, а также дает возможность развиваться в более социально-адаптивную личность.
Чтение — лучшая интеллектуальная форма развлечений
В нынешнем веке технологии стали популярным развлечением для взрослых и детей. Вместо того чтобы проводить часы перед экраном компьютера или других гаджетов, поощряйте своих детей рассматривать книги как источник развлечений по умолчанию. Можно мотивировать детей к чтению с помощью красочной и качественной полиграфии, или же благодаря лучшим доступным электронным книгам, о которых Notagram.ru рассказывал в одном из обзоров.
Чтение ускоряет развитие детского мозга
Чтение требует больше умственных способностей и усилий, чем игра за компьютером или просмотр медиаконтента. Когда наши дети читают книги, они используют ту часть своего мозга, которая связана с мультисенсорными интеграциями, связывая слова и визуальное мышление. Юные читатели используют свой мозг, собирая контекстные подсказки в повествовании, чтобы помочь себе понять слова или фразы, которые им еще незнакомы.
Чтение улучшает концентрацию и усидчивость
Чтение книг помогает детям научиться успокаивать свой разум и свое тело, чтобы сосредоточиться на задании в течение определенного периода времени
Устраняя отвлекающие факторы и предоставляя им пространство для чтения и понимания, их внимание и способность к концентрации значительно улучшается со временем
Как определить готов ли ребенок к обучению чтению
Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.
Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.
С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.
Критерии готовности к обучению чтению
Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке
Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его
Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.
Что нужно, чтобы научиться читать целыми словами?
Скорость чтения зависит от нескольких факторов:
- ребенок должен уверенно читать все буквы и их сочетания, не путать;
- развитая речь и достаточно большой словарный запас (попробуйте сами прочитать без запинки текст из длинных, не знакомых вам слов);
- правильное речевое дыхание (воздуха должно хватать до конца фразы или смыслового отрывка).
Отсюда следует, что переходить к плавному чтению следует, когда ребенок научится читать слоги достаточно быстро – порядка 45-50 за минуту.
Это важно еще и потому, что ударный слог мы произносим достаточно громко и он имеет большую длительность. А вот безударный – быстро
И если ребенок не умеет читать слог достаточно быстро – он начинает и безударный слог растягивать. От этого слово становится «размазанным», ударение не слышно. И сам ребенок плохо понимает, что же он прочитал.
Проблемы при неправильном обучении чтению
Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.
Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.
Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.
Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.
Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух
Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове
А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.
Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».
Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.
Методические основы обучения чтению по слогам
В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.
Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.
Что нужно для игр?
Итак, мы будем играть:
- со складами (не путать со слогами)
Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:
- слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
- отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
- отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
- согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).
В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.
- со словами, написанными по складовому принципу.
Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.
Какие слова писать на карточках?
- короткие (первое время не больше 3-5 букв),
- простые (желательно, состоящие из часто используемых букв, Щ и Ъ пока подождут ),
- знакомые и интересные ребенку.
Обучение ребенка слоговому чтению
Способность головного мозга распознавать и запоминать элементы знаковых систем, в том числе букв алфавита, у ребенка складывается уже к пяти годам. Именно поэтому в таком возрасте уже можно пробовать проводить первые уроки слогового чтения.
Карточки для слогового чтения
В самом начале задачей родителей будет формирование у ребенка представлений о буквах, которые впоследствии он сможет объединять в слоги, а их, соответственно – в целые слова.
Как эффективно научить читать своего ребёнка? Для начала обучения понадобится не так уж много – всего лишь букварь и кубики или карточки с буквами. Однако отнестись к выбору учебника необходимо очень серьезно. Материал в книге должен быть изложен подробно, последовательно и логично
Учитывая то, что произвольное внимание в этом возрасте находится чаще всего на стадии формирования, очень желательно, чтобы он сдержал максимум картинок и наглядных пособий. Они хорошо дополнят базовый материал, при этом, не отвлекая от него ребенка. Знакомство с буквами
Знакомство с буквами
Как мы уже отмечали, развитие навыков чтения следует начинать с изучения букв и звуков, руководствуясь классическим принципом «от простого к сложному». Лучше всего делать это в следующей последовательности:
- Открытые гласные: А,О,У,Ы,Э
- Твердые звонкие согласные: Л, М
- Глухие, шипящие звуки
После того, как ребенок разучит большую часть букв и звуков, можно переходить уже непосредственно к слоговому чтению. Для того, чтобы ребенку было легче усваивать незнакомый и пока непонятный для него материал, удобно проводить занятия в игровой форме.
Кубики Зайцева для слогового чтения
Например, разделив слог на буквы, можно представить себе, как одна буква «бежит» к другой, после чего они начинают произноситься слитно. Первые слоги, которые выучит ребенок, должны быть простыми и состоящими из двух звуков. Желательно, чтобы согласный звук шел перед гласным; слоги, в которых гласный звук находится на первом месте, а также слоги с шипящими лучше оставить на потом. Поняв, по какому принципу формируются слоги, ребенок уже не будет испытывать трудности в дальнейшем.
Освоив слоги, ребенок может переходить к чтению простых слов. Это могут быть слова, составленные из простых или повторяющихся слогов. Со временем слова для чтения могут усложняться.
В процессе обучения ребенка чтению, важно строго следить за его произношением на каждом этапе. Ребенок должен выдерживать паузы в словах, соблюдать интонацию, ударение. Занятие должны быть ежедневными
Занятие должны быть ежедневными
Даже если обучение будет идти медленными темпами, и у ребенка будут наблюдаться трудности, не стоит торопить его, ускоряя темп занятий. Пусть чтение будет для него в первую очередь, интересной и увлекательной игрой. У детей, чьи родители излишне обеспокоены скоростью их обучения, чаще чем у других отмечаются логопедичскиее проблемы и трудности с самооценкой.