Обучение детей с овз в школах: способы и особенности

Разновидности учебных заведений для особенных детей

Виды коррекционных программ настолько разнообразны, что перечислять их можно бесконечно. Современный ребенок, вне зависимости от его психологических или физиологических особенностей, имеет право на получение бесплатного среднего образования. Однако дети с определенными особенностями зачастую просто не могут потянуть учебную программу в обычной школе, что сказывается и на успеваемости, и на их самооценке. В данной ситуации, преподаватели рекомендуют сразу же отдавать ребенка в специализированное учреждение.

Всего различают 8 основных видов учебных заведений для особенных детей. К школам первого вида относятся те, что специализируются на обучении детишек с проблемами слуха. В заведениях второго вида работают с глухонемыми детьми, а в школах третьего и четвертого вида со слабовидящими или же полностью слепыми учениками. В заведения пятого вида отправляют детей с определенными нарушениями речи.

Основное отличие этих учебных заведений от других специализированных школ заключается в том, что в них обучаются дети с обычным, а иногда и с крайне высоким уровнем IQ, но имеющие свои физиологические проблемы. Обучаться в обычной школе детям с нарушениями слуха и зрения будет очень сложно, ведь из-за своей особенности они будут хуже успевать по учебным предметам.

В специализированных школах специально разрабатываются наиболее подходящие методики образования, которые помогают преодолеть проблему и продолжить успешное обучение. Так, в подобных школах работают над дикцией, обучают детей языку глухонемых, преподают по специальным книгам для слепых. При этом уровень знаний остается достаточно высоким, и с таким аттестатом ребенок может претендовать на поступление в вуз.

В заведениях шестого типа принимают детей, которым был поставлен серьезный психиатрических или неврологический диагноз. Именно здесь обучаются детишки с ДЦП, с подозрениями на шизофрению и другие серьезные психиатрические заболевания. К таким детям необходим свой подход, поскольку из-за развития у них определенного заболевания, школьники могут страдать из-за припадков, чрезмерной агрессивности и замкнутости. В местных школах работают не только учителя, но и целый отряд психологов, задача которых состоит в том, чтобы облегчить жизнь подопечным.

К заведениям седьмого типа относятся школы, в которые принимают гиперактивных детей, малышей с задержками в развитии, а также тех детишек, которые страдают от синдрома дефицита внимания. Для таких подопечных учителя разрабатывают уже свою учебную программу, поскольку справиться со стандартным уровнем знаний им зачастую не удается.

И, наконец, заведения восьмого вида приспособлены для обучения умственно отсталых детей. Основная цель таких школ заключается в том, чтобы обучить детей основным нормам чтения, письма и счета. Разумеется, в таких школах могут работать только преподаватели, имеющие специальное образование, так как к умственно отсталым детишкам нужен свой подход, чтобы научить их азам жизни в современном обществе.

Попытка модернизации шасси для ТРК «Точка»

Проблема малого ресурса двигателя возникла и на шасси семейств БАЗ-5937 и БАЗ-5921, на которые устанавливали танковые двигатели модели 5Д20Б-300 и 5Д20К-300 соответственно, являвшиеся модификациями двигателя УТД-20 Барнаульского завода транспортного машиностроения. Напомню, УТД-20 применялся на боевых машинах пехоты БМП-1 и БМП-2. В ходе учений зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Оса» и тактических ракетных комплексов (ТРК) «Точка» ресурс двигателей довольно быстро вырабатывали. Ветераны БАЗа рассказывали, что зачастую перед участием в парадах на Красной площади в Москве на шасси приходилось менять двигатели на новые.

Такая ситуация не устраивала ни военных, ни заводских специалистов, поэтому в 1980-х годах БАЗ провёл ОКР по модернизации шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922, целью которой была замена двигателя танкового типа на двигатель автомобильного типа КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. с более высоким ресурсом. Модернизированные шасси получили индексы БАЗ-5921М и БАЗ-5922М и основные конструкторские работы были выполнены в 1986–1987 гг. под руководством ведущего конструктора Михаила Самойлова.

Скорее всего, идея замены двигателя 5Д20Б-300 на двигатель КамАЗ-7403 родилась на фоне всеобщей эйфории, царившей на БАЗе в ходе создания семейства «Вощина». Образцы этого семейства с двигателями КамАЗ-740 прошли испытания в жарко-пустынной местности, и с температурным режимом этих двигателей особых проблем не возникло.

Однако у шасси БАЗ-69481М температурный режим двигателей КамАЗ-7403 во время летних испытаний был на пределе, и уже тогда, в июле–августе 1987 г., этот факт насторожил Сергея Диесперова, который в ноябре 1987 г. принял у Михаила Самойлова «эстафетную палочку» ведущего конструктора шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М. Первый образец СКШ БАЗ-5921М был собран в декабре 1987 г. Всего же было собрано по одному образцу шасси 5921М и 5922М для проведения заводских и приёмочных испытаний, и по одному образцу для монтажа оборудования и проведения Государственных испытаний.

По рассказам Сергея Диесперова, проблемы с перегревом двигателя шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М выявились на испытаниях в жарко пустынной местности в рамках приёмочных испытаний и в Капустином Яре, где проводились Государственные испытания в составе комплекса.

Последние испытания шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М в составе комплекса с боевыми стрельбами проводились на полигоне Туркестанского военного округа в Геок-Тепе (60 км от Ашхабада). К сожалению, там ситуация существенно не изменилась. Работы по данной тематике были прекращены.

Впоследствии, когда было принято решение о прекращении работ, появилась информация, что на одном из совещаний представители КамАЗа заявили, что даже в случае положительного результата испытаний они не согласовали бы БАЗу установку двигателя КамАЗ-7403 на шасси. Этот двигатель не мог работать в закрытом объёме, водяной насос от КамАЗ-740 не обеспечивал нужной производительности, а увеличение мощности двигателя до 260 л.с. стало для него критичным. Видимо, представители КамАЗа об этом знали ещё до начала всех работ по модернизации шасси. Знали, но почему-то не сообщили конструкторам в Брянск…

Особенности обучения в специальной школе и необходимые документы для попадания туда

После того, как была дана характеристика видам коррекционных школ в России, необходимо рассказать о нюансах поступления туда. Такие специализированные учебные заведения берут детишек только на основе медицинского заключения, которое можно получить либо у психиатра, либо у лечащего врача.

Обычно, если ребенок страдает из-за глухоты или ДЦП, у родителей к моменту достижения чадом семилетнего возраста на руках есть все соответствующие документы. Также для поступления в некоторые школы приходится пройти обследование у местного психолога, который поможет выявить все нюансы развития ребенка.

Виды коррекционных групп в таких школах могут быть разные, однако количество учащихся в одном классе не превышает пятнадцати человек. Некоторые преподаватели распределяют детей по классам по уровню их развития на момент поступления в школу. Так, наиболее сильные детки могут попасть в класс «А», а те малыши, что обладают меньшим интеллектуальным уровнем в класс «Б».

Все преподаватели, работающие в местных школах имеют специальное образование для работы с особенными детишками. Также такие преподаватели регулярно проходят разнообразные курсы переподготовки, которые помогают им повысить общий профессиональный уровень.

Главное достоинство подобного учебного заведения состоит в том, что ребенок попадает в комфортную для него среду, где может общаться на равных со сверстниками, получая необходимый учебный базис. Многие родители пытаются пристроить свое чадо в школу, несмотря на явные физиологические или психические отклонения, однако ничем хорошим это обычно не заканчивается. Такие дети часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников, а из-за своих особенностей не могут нормально успевать по всем предметам.

Современные коррекционные заведения предоставляют ребенку возможность получить действительно хорошее образование, при этом изничтожив риск насмешек и обидных колкостей со стороны одноклассников. В некоторых учебных заведениях седьмого и восьмого уровней, преподавательский состав исключает из учебной программы особенно сложные предметы, которые ребенку с отклонениями в развитии сложно будет постигнуть. В остальном же, такие учебные заведения ничем не отличаются от обычных школ.

Ориентироваться в видах коррекционных учреждений необходимо каждой заботливой семье, воспитывающей особенного ребенка. Обычно у местных преподавателей в арсенале имеется специальное оборудование, которое помогает улучшить степень усвоения материала. Например, если учитель работает со слепыми детишкам, он использует специальные учебники. Если же речь идет о классе глухонемых детей, то в ход идут мультимедийные презентации и язык жестов для объяснения темы.

Многие опытные педагоги советуют нанимать для ребенка еще и репетитора по коррекционной педагогике. Такой специалист поможет ребенку преуспеть даже в тех предметах, которые ему кажутся очень сложными, повысив общий уровень знаний у малыша. Самим родителям также стоит заниматься со своим ребенком, так как все эти меры в комплексе дадут великолепный результат в будущем.

Амбиции родителей или здравый смысл?

Итак, обычная средняя школа не зачисляет вашего ребенка и направляет на ПМПК – психолого-медико-педагогическую комиссию, которая должна решить его дальнейшую судьбу – в коррекционной школе какого вида ему обучаться. Существуют коррекционные школы VII вида – для детей с ослабленным слухом и имеющих отставание в речевом развитии. Бывают коррекционные школы VIII вида, где обучаются дети с легкой и глубокой умственной отсталостью. В свою очередь в школах VIII вида классы могут быть разделены – для более и менее способных деток. Последних называют детьми «со сложной структурой дефекта» и объединяют их в классы, где по сути за 9 лет учебы учителя должны их научить только читать, писать и считать – не более.

И даже если в глубине души вы понимаете, что обычной школе вашему чаду не учиться, первая реакция родителей на отказ и направление обучаться в коррекционной школе – это гнев, возмущение и злоба, смешанная с обидой. В этот момент родительские амбиции часто возвышаются над здравым смыслом. Мы-то нормальные! – рассуждают мать и отец – почему наш ребенок должен учиться в школе для УО – так дети дразнят умственно отсталых. Но когда проходит первый гнев, затихают обида и боль, приходит трезвое понимание ситуации. Да, мой ребенок не в силах учиться в обычной общеобразовательной школе, потому что не справится с программой в силу своих индивидуальных особенностей развития: он быстро утомляется, часто простывает, и у него имеется непростой медицинский диагноз. Ведь если коррекционные школы создает и содержит государство, тратя на эти учебные заведения огромные средства, значит, они все-таки нужны?

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.

Тяжёлые времена

Последовавшие времена «перестройки» второй половины 1980-х, «лихие 1990-е» и начало 2000-х внесли свою негативную лепту. Заказчик изменил концепцию развития ЗРК, ТРК и ОТРК, отказавшись от требования плавучести. В результате наиболее востребованными стали рамные СКШ. После распада СССР со стороны Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) на БАЗ не поступило ни одного крупного заказа на изготовление новых корпусных СКШ семейств БАЗ-5937 и БАЗ-5921. Реально выполнялись лишь работы по доработке шасси семейства БАЗ-5921, взятых с баз хранения МО РФ. Эти шасси затем поставлялись гражданским заказчикам (в том числе зарубежным), а также под некоторые комплексы вооружения и военной техники (ВВТ), например, для унифицированной радиолокационной станции (РЛС) разведки наземных движущихся целей 1Л268 «Кредо-1С».

Юридически производство корпусных СКШ не было прекращено, так как оно формально прекращается после появления соответствующего документа о прекращении производства за подписью того органа исполнительной власти, который подписывал документ о принятии на вооружение и о постановке на производство изделия, или документом о снятии с вооружения. Указанных документов не существует. Пока используется формулировка: «Не изготавливается ввиду отсутствия заказов». Однако фактически на БАЗе по состоянию на текущий момент полностью утеряны производства корпусных СКШ и диапазонной гидропередачи (ДГП) в связи с продажей или с полным износом оборудования и утилизацией оснастки для изготовления корпусов шасси и гидротрансформаторов…

Итак, приходится констатировать: в России в настоящее время фактически отсутствуют мощности по серийному изготовлению плавающих корпусных СКШ военного назначения.

Общение в семье

Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.

Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка

Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.

Семейное образование

Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

У семейного обучения много преимуществ:

      + дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;      + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;      + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;      + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

Минусы:

      — трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;      — при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;      — для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;      — дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;      — онлайн-школы платные.

В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам с ОВЗ предоставляется скидка. Наша платформа удобна тем, что занятия можно просматривать в записи, а учеников поддерживают персональные наставники. У нас есть примеры успешного обучения детей с ОВЗ. Так, Настя Доманина, несмотря на тяжёлую форму ДЦП, с удовольствием посещает наши занятия

Однако обратите внимание — в нашей онлайн-школе обучение проходит по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Обучения детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

<<Форма демодоступа>>

Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

ПМПК: наберитесь терпения

ПМПК – особая и болезненная тема для родителей, которым хоть раз пришлось пройти эту экзекуцию вместе со своим чадом. Знайте, что люди, сидящие в психолого-медико-педагогической комиссии, совершенно не заинтересованы в развитии вашего ребенка и его дальнейшей благополучной судьбе

Будьте готовы к тому, что они будут внимательно изучать медицинские справки, выписки от психиатра и другие документы, но… ни разу не посмотрят на самого ребенка! Когда же вы попытаетесь обратить их внимание, на того, ради кого, собственно, и собралась комиссия, они ответят: «А чего нам не нее (на него) смотреть? В справках все написано!» Вы можете возмутиться: «Но как же так, у ребенка очевидный прогресс в развитии: раньше он не умел держать карандаш в руках, а теперь держит и даже пишет. Раньше чтение было побуквенным, а теперь читает бегло!» Ответ однозначен: «С вашим диагнозом в нормальные школы не берут»

Главное для вас сохранять на этой церемонии бронебойное спокойствие, каких бы усилий вам это ни стоило. Из посещения ПМПК вы можете извлечь единственную пользу: там знают, в какой именно коррекционной школе вашего округа обучаются детки более-менее равные по уровню развития и способностей вашему чаду. Вежливо попросите членов ПМПК дать вам номера подходящих вам коррекционных школ – тут они окажут вам реальную помощь. То есть, если у вашего ребенка отсутствует разговорная речь, он изъясняется только звуками, то ему будет сложно в окружении детей, которые бегло говорят и изъясняются, пусть даже простыми фразами. И наоборот, если ваш наследник владеет живой разговорной речью, то его категорически нельзя отдавать в один класс с не говорящими детьми. Иначе проблемы с речью начнутся и у вашего!

Кстати, это еще одна из проблем коррекционных школ: умственно отсталые дети часто склонны к подражательству. Какой пример они видят перед собой – такому и следуют. Видят хорошее – повторяют хорошее. Слышат, что одноклассник заикается – начинают копировать его заикание. Какой выход? Интегрировать «особых детей» в среду детей здоровых, интеллектуально развитых. Когда у них перед глазами будет достойный для подражания пример, они будут учиться хорошему, правильному и развиваться быстрее. На этом пути уже стоит отечественная система образования.

Не принимают в школу? Идите в суд

Разумеется, амбиции родителей «особых детей» не должны доходить до абсурда: то есть, нет смысла отдавать ребенка с диагнозом ДЦП, прикованного к инвалидному креслу, в секцию вольной борьбы. Зато есть, например, спортивные секции для тех, кто занимается бальными танцами, находясь в инвалидном кресле. И все же будьте разумны в своих желаниях: взвешивайте реальные физические и умственные способности и возможности вашего ребенка.

Бывают очень сложные дети: психически неуравновешенные, крикливые, гиперактивные, говоря языком учителей – «неуправляемые»

Они срывают урок всему классу, полностью берут внимание учителя на себя, не позволяя заниматься остальными учениками. Это происходит не от того, что ребенок плохо воспитан: он ведет себя в соответствие со своим диагнозом

Однако его диагноз совершенно не означает, что ребенок необучаем! Он может учиться, усваивать информацию, у него сохранный интеллект, есть лишь поведенческие отклонения. Почему тогда от его поведения должны страдать остальные дети в классе, тоже, заметим, не самые простые в обучении? Они страдать не должны. Поэтому особенно сложных детей дирекция школы обязана перевести на надомное обучение: выделить педагога, который будет приходить к ученику домой и давать уроки. Но вообще не зачислить ребенка в школу не имеют права – следуя все тому же закону Конституции РФ и Закону об образовании: каждый человек имеет право на обучение, независимо от диагноза. Исключение составляют лишь те случаи, когда вынесен медицинский приговор: «ребенок необучаем». Если же такой приговор вашему чаду не вынесен, а его не принимают даже коррекционную в школу – идите в суд. Но прежде, опять же, попросите директора школы написать письменный отказ. И вот увидите: место в классе тут же найдется и возможность для надомного обучения вашего непростого ребенка – тоже!

Помните: право родителей выбирать школу и форму получения образования для своего ребенка установлено законодательством и гарантировано государством.

Как перейти на надомное обучение

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, родителям необходимо:

  1. В медучреждении, где наблюдается ребёнок, получить заключение врачебной комиссии и выписку из истории развития ребёнка (форма 112). 
  2. Предоставить эти документы в школу вместе с заявлением об организации для ребёнка надомного обучения.

Директор школы должен издать приказ, утверждающий: 

  • перечень предметов,
  • количество часов обучения в неделю, 
  • ответственный педагогический персонал, 
  • место проведения обучения,
  • периодичность аттестации в течение года. 

После этого родители должны получить журнал учёта занятий, в котором учителя смогут отмечать количество проведённых занятий и пройденные темы. Перед промежуточной аттестацией этот журнал необходимо будет сдать в школу. 

Если особенности ребёнка не позволяют учиться по общей программе, администрация школы должна согласовать с родителями индивидуальную вспомогательную программу. Для этого издаётся отдельный приказ. 

Ребёнок может быть переведён на надомное обучение в любом классе в течение всего учебного года. В случае выздоровления либо при отсутствии противопоказаний врачей, он может вернуться в школу и продолжить учиться в своём классе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector