Пищевое поведение в 2

Создание условий для закрепления рефлекса

Для правильного развития и закрепления у ребенка жевательного рефлекса необходимо создать определенные условия.

Выбор подходящего времени. Для того чтобы предложить малышу еду новой для него консистенции, нужно правильно выбрать время. Если кроха проголодался и требует смесь или кашку из бутылочки, не нужно настаивать на кормлении с ложки. Лучше выбрать для этого другой момент, иначе процесс привыкания к твердой пище отложится на неопределенное время.
Не следует пытаться накормить малыша с ложечки и в завершении приема пищи, когда он сыт. Лучшим решением будет предложить ему кашу с ложки через несколько минут после того, как кроха утолил сильный голод, например при помощи молока. Затем можно дать ребенку запить еду оставшимся молоком.

Использование детской ложечки. При первых кормлениях обычная чайная ложка будет слишком велика для крохи. Лучше всего использовать специальную детскую ложечку из пластика. Еду следует набирать понемногу, чтобы малыш смог отправить пищу в рот привычными сосательными движениями. Нельзя пытаться засунуть ложку глубоко в ротик ребенка, от этого он может подавиться и закашляться.

Соблюдение правильной консистенции. При кормлении ребенка растворимыми кашами необходимо точно придерживаться дозировки, установленной производителем, поскольку для каждого возраста подходит определенная консистенция. Можно продолжать некоторое время кормить ребенка любимой готовой кашкой, но со временем она должна становиться все гуще.

Добавление кусочков. Чтобы ребенок привык жевать твердую пищу, нужно постепенно добавлять в рацион блюда с крупными кусочками. Например, можно добавить в суп мякиш хлеба, так малыш сможет ощутить на языке кусочки еды. Кормить кроху следует небольшими порциями, внимательно следя за тем, чтобы он не подавился.

Постепенный переход к твердой пище

Важно действовать постепенно, не вынуждая ребенка резко переходить на новую для него пищу. Это может вызвать стресс, и развитие рефлекса затормозится.

Удобно составлять рацион малыша, ориентируясь на консистенцию пищи, которую предлагают производители готового детского питания

Постепенно однородное пюре заменяется на пюре с небольшими кусочками, далее предлагается однородная густая пища, заключительный этап – густая пища с твердыми кусочками.

Решаем проблему

Как научить ребенка жевать, если ему уже исполнилось два года, а навык сам собой не выработался? Важно действовать постепенно, не заставлять малыша резко перейти на новую пищу – стресс только тормозит приобретение новых привычек и развитие рефлекса

В первую очередь следует наведаться к врачу, чтобы исключить причины, связанные со здоровьем или особенностями развития. Если с малышом все в порядке и не жует он от лени и неумения, приступайте к планомерному приучению ребенка к твердой пище. Есть несколько простых приемов, которые помогут вызвать у крохи интерес к такой еде.

Если малыш старше года не жует и наотрез отказывается дегустировать твердую пищу, не расстраивайтесь. Откажитесь от покупных пюре и готовьте их сами. Сначала сократите время взбивания пюре блендером – пусть там останется немножко маленьких кусочков.

Постепенно перейдите на блюда, в которых овощи просто немного разминаются вилкой – к этому времени ребенок приучится глотать не только однородное пюре, но и небольшие кусочки, предварительно помусоля их во рту.

Затем добавьте на его тарелку мягкие овощи, которые можно взять руками или детской вилкой – цветную капусту, вареную морковку, вареный зеленый горошек. Или предложите ему выловить кусочки овощей из супа «как у взрослых». Малыш легко жует овощи своими зубками. Когда он освоит навык кусать и жевать, добавьте в меню яблоко, детское печенье, другую твердую пищу.

Привычную кашку, творожок или пюре украсьте небольшими кусочками овощей или фруктов, ягодами

Важно выбрать продукты, на которые у малыша нет аллергии и создать яркую, привлекательную композицию. Придумайте игровой сюжет, по которому сначала надо зубками пожевать аппетитный кусочек, чтобы почувствовать его особый вкус

Покажите пример, договоритесь есть эти кусочки или ягодки по очереди.

Обратите внимание: мясо детям до трех лет следует давать в виде паровых тефтелек или фрикаделек. Жевать кусочек мяса в таком возрасте еще тяжело.. Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик

Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду. Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком

Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик. Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду. Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком.

Можно поиграть с малышом в «зайчика», который любит грызть капустку и морковку – в ходе игры ребенок жует не за себя, а за персонажа, что помогает ему снять психологический блок.

Чем раньше родители зададутся вопросом, как научить ребенка жевать, тем проще малышу в возрасте от года перейти на обычное домашнее меню.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Методики и способы

Методик на самом деле много, и все они ориентированы на определенный возраст малыша. Проблема того, как приучить ребенка к твердой пище, впервые аукнулась массово всем педиатрам, когда в продаже появился детский прикорм. Малышня массово привыкает к кремообразной структуре еды, и пищу с комочками есть отказывается.

Чтобы избежать капризов и истерик, начинайте заниматься вопросом жевания как можно раньше.

С 3 месяцев

В этот период ребенок впервые пробует жевать. Кроха все тащит в рот и старается придавить деснами. Не упускайте этот момент. Даже если видите, что зубки появятся нескоро, приобретите для крошки прорезыватели разных цветов и форм. Желательно выбирать естественный цвет «под яблочко» или «под морковку». Малыш будет привыкать, что такой цвет можно тащить в рот и жевать, что упростит дальнейшее обучение.

Жевание прорезывателя обеспечит:

  • массаж десен для прорезываня зубок;
  • привычку прижимать объект деснами;
  • развитие жевательной мускулатуры;
  • интерес к такому мероприятию, как жевание.

С 6-7 месяцев

Когда вы ввели в рацион ребенка прикорм, приобретите такую штуку, как ниблер. Если вы спросите у мамы, как она приучила вас, когда вы были ребенком, жевать, она наверняка вам расскажет про кусочек яблочка в марлечке. Ниблер – то ж самое, только многоразового использования. Они бывают:

  • с силиконовой сеточкой;
  • с тканевой сеточкой.

Для зубатых малышей лучше брать силиконовую – тканевая цепляется за редкие зубки. Принцип действия – малыш грызет ниблер как прорезыватель, но при этом ощущает вкус еды. При этом случайно откусить кусочек и подавится бананом или отварной морковью невозможно, а это плюс.

С 1 года

Научить ребенка есть твердую пищу в этом возрасте можно так, как делали наши с вами родители. Дело в том, что раньше детского прикорма в продаже не было, равно как и блендера. Наше старшее поколение делало пюре, перетирая еду через железное сито. Вроде и пюре, но с крохотными комочками. Начните с него. Позже просто разминайте пищу вилкой, чтоб с каждым разом комочков становилось больше и они были крупнее.

Параллельно меняйте консистенцию блюда. От супов-пюре переходите на более густые кашки с комочками. Затем можно оставлять в порции небольшие кусочки овощей, постепенно увеличивая и количество.

С 2 лет

В таком возрасте малыш «зубат» и вполне одолеет взрослую пищу кусочками. Если в 2 года ребенок упрямо отказывается есть взрослый формат пищи, можно попробовать на нем несколько методик:

  • Голодовка. Это жестоко, зато эффект быстрый. Предложите малышу пищу кусочками. Не хочет есть? Молодец, иди погуляй. В следующий прием пищи (по графику и ни минутой раньше!) снова предложите «взрослую» еду. Снова не хочет? Его проблемы. Рано или поздно малыш забывает о капризах и ест то, что предложено. Как правило, ребенок больше полутора суток не выдерживает. У методики есть существенный минус – мама не выдерживает истерику и голодные глаза ребенка на 4-8 часу эксперимента, и идет на поводу у манипулятора. Но такой метод легко воплощают в жизнь неумолимые отцы.
  • Повторюха. В 2-3 года малышня мнит себя взрослой и все повторяет за старшими. Посадите ребенка за общий стол и ешьте. Рано или поздно малышу станет любопытно, что это вы там такое вкусное едите, и он попробует, скажем, кусочек отварного картофеля, подражая взрослым. 3-4 дня такой терапии обычно приводят к положительному результату.
  • Ролевые игры. Скажите крохе, что он зайчонок, придумайте сценарий, по которому зайчонку положено грызть морковь или кусок яблока. Дети охотнее едят за какого-то персонажа.

Положительный пример. Если есть возможность, пригласите в гости одногодок малыша, умеющих кушать еду кусочками. Накройте праздничное чаепитие. Наблюдая за тем, как сверстники едят кусочки твердой пищи, малыш попробует повторить за ним, чтоб не показаться «маленьким». Заодно убедится, что все большие детки так едят, о чем нужно переговорить с крохой до прихода гостей.

Советы семейных психологов

Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

  • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
  • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
  • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.

    д.

  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей — лучший двигатель прогресса.

Когда начинать?

Считается, что ребенок готов попробовать пищу не измельченную в кашу или пюре в возрасте 5-8 месяцев. Жевать пищу — одно из главных достижений ребенка, но оно в меньшей степени зависит от возраста. Отправной точкой считается интерес ребенка к взрослой пище. Маленькие жесткие кусочки развивают навык правильно прижимать язык к небу, работы челюстью.

Если в 4-5 месяцев ребенок питается только жидкой пищей (сосет грудь матери или питается молоком из бутылочки), то позже жевательный рефлекс простимулировать будет очень сложно.

В этом возрасте кусочки пищи перестают вызывать у ребенка рвоту. Перед тем, как научить ребенка жевать, правильно будет давать ребенку кусочек сушки или куриную косточку, чтобы он мог жевать деснами. В некоторых случаях родители дают малышу твердую пищу после того, как впереди прорезалась пара зубов. Это неправильно. Новые зубы нужны для откусывания и мешают малышу жевать твердые кусочки деснами.

Далее, начиная с 8 месяцев, ребенок пытается сам откусывать пищу верхними резцами и старается перемещать ее языком в глубину рта. Можно давать малышу нарезанные кусочками фрукты, нетвердые овощи, каши. Если придерживаться нормы, то в 2 года ребенок полностью отработает жевательный рефлекс, будет активно двигать челюстью и не испытывать проблем с твердой пищей. Это возможно, если родители не будут лениться

Важно не пропустить правильный момент, когда следует переходить от молока к грубой пище. Конечно, обучать следует постепенно, тогда к году малыш сам начнет кушать из тарелки ложкой

Как приучить к твёрдой пище: этапы перехода

Переводя малыша с жидкой и полностью однородной еды на твёрдую, следует придерживаться определённой последовательности. Сперва жидкие блюда превращают в полужидкие, а после — в вязкие и густые. Вдобавок к этому пюреобразная пища сначала мелко измельчается, а затем разделяется на средние и крупные кусочки.

С трёх до шести месяцев, учитывая тип вскармливания, детям советуют давать пюреобразные блюда на ложечке. Вся пища в этом возрастном периоде должна быть полужидкой и не иметь комочков, чтобы не возникали трудности при глотании. Любое овощное пюре перед подачей два раза измельчают, используя тёрку или блендер. Прежде чем варить кашу, крупу перемалывают в муку.
В возрасте от шести до девяти месяцев консистенция блюд становится более густой. Овощные культуры всё так же протирают через сито, но теперь достаточно одного измельчения. Кашу готовят с использованием круп среднего измельчения. Детям этой возрастной категории начинают давать гомогенизированное мясо (дважды измельчённое в мясорубке, а после взбитое в кухонном комбайне с отваром овощей).
Начиная с девяти месяцев крохе предлагают такую твёрдую пищу, как пшеничный хлеб, печенье, сухарики. Любой из этих плотных продуктов помещают в руку малыша, разрешая почесать ими режущиеся зубки

В этот момент важно пристально следить за малюткой, чтобы не допустить ситуации, когда отколовшийся кусочек попадёт в дыхательные пути. Чтобы процесс употребления пищи стал максимально безопасным, продукты помещают в ниблер.
Примерно с десяти до двенадцати месяцев наступает время, когда ребёнка приучают к менее измельчённой еде. Допускаются кусочки пищи размером 3–5 мм

Для измельчения фруктов и овощей применяют вилку, а мясо варят в виде фрикаделек. В этом возрасте для каши пригодна цельная, но хорошо разваренная крупа. Помимо прочего, подросшие дети желают подержать в руках интересующие их предметы, что даёт возможность давать им мелкие кусочки овощей и фруктов, ломтики белого хлеба. Всё это они без помощи взрослых кладут в рот и стараются пережевать.
Для годовалого малыша не составит труда справиться с запеканкой из крупы, паровой котлеткой, мелконарезанными свежими овощами или фруктами и прочими блюдами. В два года жевательный рефлекс уже полностью сформирован.

Допускаются кусочки пищи размером 3–5 мм. Для измельчения фруктов и овощей применяют вилку, а мясо варят в виде фрикаделек. В этом возрасте для каши пригодна цельная, но хорошо разваренная крупа. Помимо прочего, подросшие дети желают подержать в руках интересующие их предметы, что даёт возможность давать им мелкие кусочки овощей и фруктов, ломтики белого хлеба. Всё это они без помощи взрослых кладут в рот и стараются пережевать.
Для годовалого малыша не составит труда справиться с запеканкой из крупы, паровой котлеткой, мелконарезанными свежими овощами или фруктами и прочими блюдами. В два года жевательный рефлекс уже полностью сформирован.

Методика позднего приучения

Если же вы «упустили» ребенка, и даже после года он отказывается кушать пищу, состоящую из крупных кусочков, то вам следует набраться терпения, чтобы научить и приучить малыша жевать.

  1. Используйте мармелад и зефир как «приманку», кушая лакомство на виду у дитя. Ребенок, конечно, же пожелает попробовать то же, что с таким наслаждением едите вы, и начнет жевать угощение, поскольку иначе эти плотные продукты питания не проглотить. Так вы научите малыша измельчать пищу зубками.
  2. Обучение жеванию можно начать, предложив малышу новый продукт, с которым он не был еще знаком или думает, что никогда не пробовал. Так, осенью ребенку можно дать кусочек сырой тыквы, а в середине лета — сорванный с грядки помытый огурчик.
  3. Убедившись, что малыш умеет работать челюстью и успешно жует, «потеряйте» или «поломайте» блендер, «забудьте» купить в магазине готовые каши, в общем, искусственно создайте ситуацию, когда ребенок будет вынужден питаться не перемолотой едой. Если дитя будет отказываться от подобного питания — ничем его не заменяйте и не уступайте малышу. Готовьте то же блюдо, пока голодный ребенок не смирится и не станет кушать его.
  4. Еще один вариант переучить кроху — указав ребенку на его возраст, предложить самостоятельно разминать овощи в тарелке с помощью вилки. Как правило, дети очень ленятся и начинают размельчать пищу во рту.
  5. Пример других детей всегда положительно сказывается на питании. Но не нужно ждать, пока дитя пойдет в садик, где сможет увидеть, что каждый из малышей в группе жует, и научится под влиянием делать то же. Ходите по гостям, приглашайте знакомых с детьми к себе домой, и ваш «капризуля» быстро последует примеру своих сверстников.

Возможные ошибки родителей

Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.

  • Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
  • Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
  • Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.

Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно
Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением

Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Методика перехода на твердую пищу

Оптимальным и наиболее естественным методом перехода на твердую пищу является ее постепенное введение в меню малыша.

  • При приготовлении блюд следует поэтапно увеличивать густоту пюре, затем – оставлять в нем маленькие кусочки продуктов, рекомендованных согласно с возрастом.
  • Следующий этап – разминание больших кусочков вилкой или использование крупной терки вместо блендера.
  • Если вы покупаете готовые смеси для кормления, то просто внимательно читайте информацию на их этикетках: производители также будут их сгущать и вводить кусочки продуктов, исходя из возрастных рекомендаций.

Бывает, что ребенок отказывается пережевывать и глотать твердую еду, как правило, это случается, если упущено время. Тогда малышу нужно помочь всеми возможными для этого средствами, самое простое и доступное из них – нежное массирование языка деревянным шпателем с марлей. Проводя такую процедуру ежедневно, мы приучим ребенка не испытывать рвотные позывы при попадании в ротовую полость твердого предмета (в дальнейшем – пищи), а также будем тренировать мышцы языка и артикуляционный аппарат.

Жуем твердую пищу

Кроме того, можно купить ниблер – специальное ситечко для кормления или сделать его аналог в домашних условиях, заворачивая фрукты в марлю. Так между продуктом и ротовой полостью будет создаваться определенный барьер, от которого со временем будет несложно избавиться.

Почему возникают проблемы с жеванием?

Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:

Позднее введение прикорма;

Некоторые родители оттягивают момент знакомства малыша со взрослой пищей, полагая, что ему вполне хватает грудного молока (читайте статью по теме: Таблица прикорма ВОЗ>>>).

Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.

Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;

Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).

Безусловно, это расслабляет и никак не способствует тому, чтобы ребёнок научился жевать пищу. Изучите статью Как давать первый прикорм малышу>>>.

  • Регулярное кормление через бутылочку, а не с ложки также зачастую приводит к лени и сложному привыканию к твёрдой пище;
  • Чрезмерная активность ребёнка. Непоседе сложно усидеть долго на одном месте и сосредоточиться на пережёвывании пищи (о том, как найти подход к активным деткам, можно узнать из статьи Ребенок-холерик>>>);
  • Нежелание родителей уделять много времени вопросам кормления и обучения малыша навыкам жевания;
  • Кормление через силу. Когда ребёнка принуждают есть то, что он не хочет, то, вследствие отсутствия аппетита, он может пытаться быстрее проглотить пищу.

Видео

В этом материале мы увидим живой человеческий опыт мамы-блогера, которая рассказывает о своем нелегком опыте приучения ребенка к жевательному процессу.

Капризы выдерживать нелегко, а подобные науки с ними как раз и связаны. Заставить жевать достаточно непросто, но необходимо. Почувствуйте моменты, когда ребенок готов начать учиться этому. Не запускайте этот процесс. Да, вам понадобится ваша сила и выносливость, ну а кто говорил, что будет легко? Зато потом вы сможете уже всю свою семью радовать своими кулинарными талантами и не задумываться о том, когда и как кормить. Поэтому держите в поле зрения результат, которого вы должны достичь, но никак не капризы маленького хитреца. Если малыш будет знать, что вы так просто не сдадитесь, у него все сразу получится. Успеха вам в этом. А нам очень хочется узнать ваш опыт и передать его нашим читательницам

Для нас и для них это очень важно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector