Приучаем ребенка жевать твердую пищу
Содержание:
- Если ребенок отказывается кушать
- Возможные ошибки родителей
- Почему ребенок не жует пищу
- Рекомендации доктора Комаровского
- Причины дисфагии у детей
- Почему необходим навык жевания
- Что делать, если время прошло
- Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания
- Как научить жевать годовалого ребенка
- Методики и способы
- СИМПТОМЫ «НЕСВАРЕНИЯ ЖЕЛУДКА» У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Если ребенок отказывается кушать
Бывают ситуации, когда малыш отказывается употреблять твердую пищу. Это может быть вызвано разными причинами
Важно выяснить, почему кроха не хочет есть взрослую еду. Распространенные проблемы и пути их решения приведены ниже в таблице
Причина отказа
Как проявляется
Способ решения
Резкий переход на твердую пищу, ребенку лень жевать
Малыш во время еды постоянно давится твердыми кусочками пищи. Ему не привычно глотать неизмельченные частицы продуктов
Со временем кроха научится управлять языком. Давать ему твердую пищу лучше после основного кормления. Тогда ребенок не будет сильно спешить, чтобы утолить голод, а станет спокойно пережевывать предложенное блюдо.
Неправильная техника кормления: ложка глубоко вводится в рот, используется слишком большой объем порции
У ребенка возникает рвотный рефлекс
Стоит вводить ложку в рот неглубоко. Использовать следует детский столовый прибор, объем которого не превышает 3 мл.
Не нравится вкус блюда
Кроха отказывается от еды
Готовить малышу еду из тех продуктов, которые ему нравятся
Важно интересно презентовать ребенку блюдо.
Неготовность ребенка
У малыша возникает расстройство стула после употребления твердой пищи, ухудшается аппетит
Стоит повременить с приучением крохи. Для того чтобы подготовить его к приему твердой пищи, следует помочь ему выработать жевательный рефлекс
Для этого надо купить прорезыватель.
Психологическая травма (родители сильно ругали кроху за то, что он не может пережевывать твердые частицы еды)
Ребенок боится твердой пищи, отказывается от нее, капризничает, плачет
Общаться с малышом ласково. Предлагать ему новые блюда, при этом, не настаивая на их употреблении. Хвалить ребенка, если он ест твердую пищу. Рекомендуется использовать ниблер, чтобы заинтересовать кроху. В тяжелых случаях может потребоваться помощь детского психолога.
Гиперактивность ребенка
Малыш не может сосредоточиться на процессе пережевывания, требует привычную пюреобразную еду
Необычно презентовать блюда, чтобы вызвать у крохи интерес. Обратиться к специалисту: может понадобиться прием медикаментозных средств.
Возможные ошибки родителей
Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.
- Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
- Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
- Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.
Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно
Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка
Почему ребенок не жует пищу
По мнению педиатров, неумение жевать очень распространено. Раньше ребенку давали кусочек жесткого яблока или сушку еще до появления передних зубов. Сейчас зубки начинают расти немного раньше, а сроки прикорма, наоборот, отодвинулись. Первый раз малыш получает пищу, когда у него уже есть пара, а то и 4 зуба. Жевать еду ими еще нельзя, но и массировать десны твердой пищей уже не получается. В итоге первые рефлексы не закрепляются, а полноценно жевать малыш начинает учиться только к моменту обзаведения полным ртом зубов.
Причины неумения жевать пищу:
- Физиология: сбои в работе ЖКТ, проблемы в горле и полости рта. Заболевания, которые могут препятствовать жеванию, обнаруживаются в ходе диспансеризаций. Даже если ребенок кажется вам полностью здоровым, не стоит избегать регулярных осмотров врачей.
- Неврологические нарушения. Помимо отсутствия жевания, для них характерны и другие признаки, которые обнаруживаются на ранних сроках.
- Нежелание бороться с трудностями, как со стороны ребенка, так и его родителей. Маме нужно немало выдержки и времени, чтобы контролировать прием твердой пищи, а затем отмывать и малыша, и все вокруг. Дети же легко манипулируют родителями: если можно покапризничать и тебе выдадут привычное пюре вместо непонятных кусочков, то зачем напрягаться? Если есть подозрение, что малыш и слышать не желает о том, чтобы глотать кусочки или жевать, исключительно из-за лени, придется проявить последовательность и даже строгость. Однако и переусердствовать тоже нельзя, чтобы не сформировать у ребенка боязнь новой пищи.
- Резкий переход с пюре на кусочки. Теоретически, малыш после года должен успешно жевать еду, но не стоит забывать, что новые навыки формируются постепенно. Большого ребенка придется учить, как младенца: начиная с добавления в привычное пюре несколько мелких мягких кусочков.
- Препятствие формированию навыков жевания в младенчестве. Начиная с 5 месяцев, дети постоянно что-то суют в рот. Они не просто чешут десны, в это время формируются умение прижать предмет челюстью, ощупать и подвинуть языком. Если постоянно вынимать изо рта ребенка его ручки, погремушки, не давать прорезыватель или ниблер, навыки не сформируются.
По мнению педиатра и популярного телеведущего Евгения Комаровского, неумение жевать еду – обычно педагогическая, а не физиологическая проблема.
Рекомендации доктора Комаровского
Знаменитый детский доктор Евгений Комаровский в своих видео-уроках дает родителям множество полезных советов по поводу воспитания и сохранения здоровья малышей. Есть у него и рекомендации, которые помогут мамам и папам приучить своего кроху пережевывать пищу:
- Родителям придется попробовать себя в роли актера, объясняя малышу причины, по которым сегодня на обед нет привычного жидкого пюре. Например, можно сказать, что сломался блендер, поэтому пища теперь будет только в виде кусочков, или придумать что-нибудь еще.
- Можно дать малышу какое-либо лакомство кусочком – допустим, ломтик мармелада или пастилы.
- Стоит использовать в своих целях и склонность малышей к подражанию другим детям или взрослым. Например, можно пригласить к себе гостей с детками примерно такого же возраста, тогда кроха увидит, что его ровесники отправляют в рот еду в виде кусочков, заинтересуется и попробует поступить так же.
Заставить малютку отказаться от привычной перетертой пищи и научить его пережевывать твердые продукты – занятие для родителей непростое, требующее от них выдержки и настойчивости
Здесь важно не упустить время и заняться обучением крохи в тот момент, как у него прорежутся зубы. Впрочем, и в более позднем возрасте можно добиться результата
Родители должны построить процесс приучения малыша к новой пище таким образом, чтобы кроха не воспринял его как наказание. Не стоит кричать и сердиться на ребенка, если ему что-то не удается, позитивный настрой и терпение станут лучшими помощниками. Помочь сможет и опыт других мамочек.
Причины дисфагии у детей
Нарушение проглатывания в детской практике имеет некоторые особенности, что обоснованно особенностями детского организма. Так какие заболевания и состояния могут стать причиной нарушенного глотания?
ДЦП
ДЦП характеризуется значительными сбоями в работе центральной нервной системы, что и обуславливает развитие дисфагии. Именно среди детей с данным диагнозом наибольшее число диагностированных случаев.
Атетоз или гиперкинез
Атетоз, или как его еще называют, гиперкинез характеризуется частыми непроизвольными движениями телом или его отдельными частями. Дисфагия при атетозе является закономерным следствием.
Различные болезни
К числу болезней, которые могут стать причиной затрудненного глотания можно отнести склероз, опухолевые процессы в мозге, полиомиелиты и др. Спровоцировать дисфагию могут и воспалительные процессы, особенно если лечение началось уже на запущенной стадии.
Наследственность и врожденные дефекты
В формировании дисфагии значение будет иметь как фактор наследственности, так и состояние здоровья беременной женщины. Если у одного из родителей отмечались проблемы с глотанием, то у ребенка создается предрасположенность. Стать причиной нарушенного глотания могут и различные нарушения внутриутробного развития. Для примера, если мать перенесла серьезные заболевания в этот период или был сформирован дефицит необходимых веществ для полноценного роста и развития плода.
Увеличение щитовидной железы
Увеличение щитовидной железы будет затруднять продвижение пищевого комка, что расценивается как механическая обтурация.
Последствия хирургического вмешательства
Хирургические операции в полости рта, глотку могут стать причиной нарушения глотания. Иногда, это явление временное, иногда — может понадобиться длительное лечение.
Онкологические заболевания
Доброкачественные или злокачественные новообразования в области лица и глотки, часто становятся причиной нарушения глотания. Дисфагия может проявляться различными степенями тяжести, но к этим симптомам, присоединяются боли в горле, за грудиной, распространяющейся в ухо.
Почему необходим навык жевания
Процесс пищеварения – сложный, отлаженный природой механизм. И начинается он именно с жевания. В ротовой полости вырабатывается специфическая жидкость – слюна. Во время жевания она выполняет ряд функций:
- склеивание комка пережеванной пищи для глотания (за это отвечает муцин);
- обезвреживание многих вражеских агентов, попадающих в рот вместе с едой (этим занимается лизоцим);
- переваривание углеводов (этим занимаются ферменты амилаза и мальтаза).
Знаете ли вы?Около 70% углеводов расщепляются именно во рту за счет слюны, пока вы жуете
Тщательное пережевывание пищи обуславливает большее количество усвоенных организмов углеводов, а это очень важно для подвижного маленького организма.. Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке
Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%
Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке. Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%.
Процесс жевания также запускает цепочку пищеварительных рефлексов, таких, как:
- глотание и продвижение пищевого комка по пищеводу;
- выделение желудочного сока с ферментами, способными расщепить именно то, что сейчас во рту у крохи;
- секрецию желчи для расщепления жиров в тонком отделе кишечника;
- перистальтику (работу) всех отделов кишечника.
В итоге пища переваривается быстрее и качественнее – пока ребенок жевал, вся пищеварительная система настроилась на активную и продуктивную работу.
Важно! Жевание хорошо стимулирует кровообращение в деснах и правильное формирование челюсти. Чем раньше малыш начинает жевать, тем красивее и ровнее у него зубы
Кроме прочего, жевание развивает лицевые мышцы, которые в ответе за формирование правильной речи. Чем раньше малыш начал пережевывать еду, тем быстрее и лучше он будет говорить. Для деток, начавших жевать позже 3 лет, походы к логопеду могут стать суровой необходимостью.
Что делать, если время прошло
Во-первых, не паниковать, и в два года можно начать этому учиться, хотя надеемся, что эту статью вы прочитаете все же раньше. Ведь невозможного ничего не бывает, как во всем, что касается детей – запаситесь терпением и учите. Вам еще предстоит много интересного, например, учить его засыпать самостоятельно, это не менее сложно.
И в любом решении вопроса нужно быть мягкой, но настойчивой, спокойной и последовательной. И вам не лениться, и не позволять этого ребенку (кстати, воспитательные моменты во всех этих физиологических обучения присутствуют, да еще как). И делайте это обязательно, кризис первого года уже пройден, впереди кризис трех лет, до этого капризного периода ребенок должен уже многому научиться.
Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания
Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.
1. Вкусное варенье
Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.
2. Качели
Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.
3. Маляр
Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.
4. Чистим верхние зубы
Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.
5. Посчитай верхние зубы
Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.
6. Лошадка
Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.
7. Зеваем, жуём, глотаем
Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.
8. Футбол
Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».
9. Карандаш
Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.
10. Восьмерки
Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.
11. Цифры
Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.
12. Учимся глотать
Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.
Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.
ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.
Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!
Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в .
Как научить жевать годовалого ребенка
Сегодня больше половины детей не умеют жевать к 2-х летнему возрасту.
Развивать этот навык нужно с полугода:
- Купить красивые прорезыватели (несколько видов).
Ребенок должен не только снимать напряжение с десен, но и учится жевать. Главное, не забывать следить за их чистотой и регулярно мыть.
- Твердая пища.
В качестве знакомства с пищей вместо прорезывателя можно дать небольшую баранку, кусочек моркови, яблока. В процессе жевания деснами, малыш будет получать маленькие кусочки лакомства. Так малыш поймет, что получить новый вкус можно самостоятельно.
При этом родители не должны оставлять детей без присмотра. Баранки достаточно хрупкие, могут раскрошиться, мелкие кусочки способны перекрыть органы дыхания.
- Купить ниблер.
Специальное приспособление с пластиковой (силиконовой) сеточкой, внутрь которой можно помещать кусочки фруктов и овощей. Ниблер позволит ребенку познакомиться с новыми вкусами и при этом задерживает кусочки, поэтому безопасен для малыша.
- Приучать к новым продуктам постепенно.
Не стоит резко начинать кормить ребенка супом, как у взрослых. Часть привычного питания нужно заменить кусковым, например, оставить в пюре несколько небольших кусочков картофеля или украсить кашу свежими фруктами.
- Уменьшать помол.
Не нужно сразу давать малышу крупные куски, можно измельчить продукты на терке, ножом или просто размять вилкой. Это не относится к мясным продуктам: ребенок может не разжевать волокна и подавиться. Лучше предложить ему суфле или паровые котлеты и тефтели.
Обычно этих мер достаточно, чтобы дети в полтора года полностью овладели жевательными навыками.
Более подробно о том, как научить малыша жевать твердую пищу разными способами, можно узнать, посмотрев видео.
Срочные меры
К сожалению, некоторые дети и в 2-3 года не могут есть твердую пищу. В первую очередь такого ребенка нужно показать педиатру для исключения возможных патологий.
Если малыш полностью здоров, и отказ самостоятельно жевать связан с ленью или избалованностью, решить проблему можно, но придется запастись терпением.
Есть несколько способов, как научить жевать детей после 2 лет:
- Покажите пример.
Начните с приготовления простых блюд, пусть ребенок принимает посильное участие. Сядьте за стол всей семьей, разложите продукты в красивые тарелки (у всех одинаковые).
В игровой форме покажите малышу, как нужно жевать, можно устроить соревнование.
Главное, сохраняйте спокойствие, не будьте излишне строги и не ругайте, а тем более, не наказывайте за неудачу.
- Пригласите в гости детей.
Или старше или ровесников, уже овладевшими навыками жевания. Глядя на них, вполне вероятно, что малыш начнет повторять.
- Уберите из рациона пюреобразную пищу.
Предложите ребенку измельчить овощи или фрукты самостоятельно. Скорее всего у малыша не хватит сил сделать это самостоятельно, помогите ему.
- Используя мягкие и вкусные продукты.
Например, натуральный мармелад или зефир. Разжевывать их очень легко, а вкус намного приятнее привычной еды.
- Не используйте блендер. Можно сказать, что он сломался.
- Оставляйте на видном месте вкусные продукты для перекуса: бананы, нарезанные яблоки.
- Освойте актерское мастерство.
Предложите малышу сыграть в семейство зайчиков, белочек, лисичек (любых животных, которые привлекают ребенка). Предварительно можно посмотреть мультфильм или сходить в зоопарк. Войдите в роль полностью, вероятно, придется даже передвигаться на четвереньках.
- Сводите ребенка в детский развлекательный центр, зайдите в кафе и купите малышу новый для него продукт, привлекательный внешне.
Иногда причиной отказа от твердой пищи становится просто плохой аппетит. В этом случае можно попробовать такие способы:
- больше времени проводите за занятиями, требующими физической активности;
- вместо привычного сока предлагайте компоты из сухофруктов или отвар шиповника;
- избегайте перекусов между приемами пищи.
Заинтересуйте ребенка едой: приготовьте новое блюдо, оформите необычно, как можно эмоциональнее продемонстрируйте, насколько оно вкусное. Научить жевать нужно как можно раньше, вся ответственность в этом ложится на родителей.
Категорически нельзя заставлять малыша есть твердую пищу, повышая на него голос или наказывая. Это вызовет стресс у него и страх перед самим процессом еды.
Другие дети могут начать проявлять характер и отказываться из-за обычного упрямства. Терпение и творческий подход помогут крохе освоить жевательный навык и подготовят к переходу в новый период жизни — детский сад.
Методики и способы
Методик на самом деле много, и все они ориентированы на определенный возраст малыша. Проблема того, как приучить ребенка к твердой пище, впервые аукнулась массово всем педиатрам, когда в продаже появился детский прикорм. Малышня массово привыкает к кремообразной структуре еды, и пищу с комочками есть отказывается.
Чтобы избежать капризов и истерик, начинайте заниматься вопросом жевания как можно раньше.
С 3 месяцев
В этот период ребенок впервые пробует жевать. Кроха все тащит в рот и старается придавить деснами. Не упускайте этот момент. Даже если видите, что зубки появятся нескоро, приобретите для крошки прорезыватели разных цветов и форм. Желательно выбирать естественный цвет «под яблочко» или «под морковку». Малыш будет привыкать, что такой цвет можно тащить в рот и жевать, что упростит дальнейшее обучение.
Жевание прорезывателя обеспечит:
- массаж десен для прорезываня зубок;
- привычку прижимать объект деснами;
- развитие жевательной мускулатуры;
- интерес к такому мероприятию, как жевание.
С 6-7 месяцев
Когда вы ввели в рацион ребенка прикорм, приобретите такую штуку, как ниблер. Если вы спросите у мамы, как она приучила вас, когда вы были ребенком, жевать, она наверняка вам расскажет про кусочек яблочка в марлечке. Ниблер – то ж самое, только многоразового использования. Они бывают:
- с силиконовой сеточкой;
- с тканевой сеточкой.
Для зубатых малышей лучше брать силиконовую – тканевая цепляется за редкие зубки. Принцип действия – малыш грызет ниблер как прорезыватель, но при этом ощущает вкус еды. При этом случайно откусить кусочек и подавится бананом или отварной морковью невозможно, а это плюс.
С 1 года
Научить ребенка есть твердую пищу в этом возрасте можно так, как делали наши с вами родители. Дело в том, что раньше детского прикорма в продаже не было, равно как и блендера. Наше старшее поколение делало пюре, перетирая еду через железное сито. Вроде и пюре, но с крохотными комочками. Начните с него. Позже просто разминайте пищу вилкой, чтоб с каждым разом комочков становилось больше и они были крупнее.
Параллельно меняйте консистенцию блюда. От супов-пюре переходите на более густые кашки с комочками. Затем можно оставлять в порции небольшие кусочки овощей, постепенно увеличивая и количество.
С 2 лет
В таком возрасте малыш «зубат» и вполне одолеет взрослую пищу кусочками. Если в 2 года ребенок упрямо отказывается есть взрослый формат пищи, можно попробовать на нем несколько методик:
- Голодовка. Это жестоко, зато эффект быстрый. Предложите малышу пищу кусочками. Не хочет есть? Молодец, иди погуляй. В следующий прием пищи (по графику и ни минутой раньше!) снова предложите «взрослую» еду. Снова не хочет? Его проблемы. Рано или поздно малыш забывает о капризах и ест то, что предложено. Как правило, ребенок больше полутора суток не выдерживает. У методики есть существенный минус – мама не выдерживает истерику и голодные глаза ребенка на 4-8 часу эксперимента, и идет на поводу у манипулятора. Но такой метод легко воплощают в жизнь неумолимые отцы.
- Повторюха. В 2-3 года малышня мнит себя взрослой и все повторяет за старшими. Посадите ребенка за общий стол и ешьте. Рано или поздно малышу станет любопытно, что это вы там такое вкусное едите, и он попробует, скажем, кусочек отварного картофеля, подражая взрослым. 3-4 дня такой терапии обычно приводят к положительному результату.
- Ролевые игры. Скажите крохе, что он зайчонок, придумайте сценарий, по которому зайчонку положено грызть морковь или кусок яблока. Дети охотнее едят за какого-то персонажа.
Положительный пример. Если есть возможность, пригласите в гости одногодок малыша, умеющих кушать еду кусочками. Накройте праздничное чаепитие. Наблюдая за тем, как сверстники едят кусочки твердой пищи, малыш попробует повторить за ним, чтоб не показаться «маленьким». Заодно убедится, что все большие детки так едят, о чем нужно переговорить с крохой до прихода гостей.
СИМПТОМЫ «НЕСВАРЕНИЯ ЖЕЛУДКА» У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Основные признаки «несварения желудка»1:
- чувство дискомфорта, боль в верхней части живота;
- изжога, появление отрыжки после еды;
- чувство переполнения желудка, метеоризм;
- запор или диарея;
- тошнота, потеря аппетита.
У детей симптомы «несварения желудка» проявляются схожим образом, только к основным признакам могут добавиться еще и второстепенные, например1:
- физическая слабость;
- раздражительность;
- нарушения сна;
- головные боли;
- страх перед полноценным приемом пищи, обусловленный тем, что каждый раз после еды возникают боли в животе и, как следствие, отказ от еды или потеря аппетита.
«Несварение желудка» может возникать однократно, например на фоне переедания, или появляться регулярно.