Как научить ребенка запоминать цифры

Содержание:

Выбор математических прописей

В возрасте 3—4 лет рекомендуем использовать прописи с забавными цифрами. Увлекательные иллюстрации могут заинтересовать ребенка.
В 4—5 лет можно использовать дидактические материалы с фигурами. Они помогут тренировать руку ребенка.
В 5—7 лет мы предлагаем Вам воспользоваться прописями, в которых есть пример написания числа. Для самостоятельного обучения представлен точечный контур, который ребенок легко может повторить

Стоит обратить внимание на дидактические материалы, в которых есть дополнительные задания для тренировки руки.

сколько слов ребенок должен успеть прочитать за минуту уже в первом классе

Во сколько лет начинать обучение

Когда родители задаются вопросом «Как научить ребенка соединять буквы в слоги?», то сталкиваются с тем, что не знают, в каком возрасте можно начинать обучение. Но конкретных цифр нет, потому что все зависит от самого малыша.

Важно! Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, имеет разный характер и наклонности. Но есть несколько признаков психологической готовности, по которым можно определить, что с ребенком можно целенаправленно заниматься обучением чтению

Ребенок говорит полными предложениями и понимает смысл сказанного и услышанного от родителя, может описать увиденную ситуацию.
У него развит фонематический слух, т. е. он различает звуки в словах и может отличить похожие слова друг от друга. Например, разницу между словами: лук и люк, дом и том.
Ребенок не имеет логопедических проблем, он произносит все звуки. Если на пятый год жизни есть какие-то логопедические нарушения, то следует показаться специалисту.
Он хорошо знаком с понятиями «влево», «вправо», «вверх», «вниз»

Да, до конца их сразу выучить сложно, путать их он еще может, но следить за строкой слева направо должен уже уметь.
Концентрирует свое внимание хотя бы на некоторое время.
Испытывает интерес к книгам, предложение почитать вместе не вызывает у ребенка негативных эмоций.

Если родитель может отнести большинство высказываний к своему малышу, то стоит начинать заниматься с ним обучением чтению. Главное — помнить, что обучение должно носить игровой характер, а не быть занятием по принуждению.

Учить ребенка читать в возрасте 3-4 лет еще рано, если он сам не проявляет стойкого интереса к этому занятию.

1. Понимать, а не зубрить

Типичная ситуация: студент зазубривает материал и даже не пытается его понять. Возможно, этого хватит на несколько дней, а если повезет — и до экзамена. Если, конечно, лектор не попросит рассказать, какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Вот в чем проблема: мозг отбрасывает непонятные ему буквенные сочетания — ему не хочется тратить на них время. Именно поэтому люди с трудом учат иностранные языки: странно звучащее слово не вызывает никаких ассоциаций.

Чтобы точно запомнить информацию и не рисковать пустотой в голове в самый неподходящий момент, подробно разбирайте все непонятные определения, слова и ситуации. Отличный способ — пересказать своими словами так, чтобы понял и младший братик, и любимая бабушка.

Пишем цифры правильно

Перед началом обучения обращаем внимание на важный момент, который касается написания всех цифр: высота цифры практически равна высоте клеточки, знак должен занимать её большую часть, при этом слегка сместившись вправо. Та часть цифры, которая будет находиться справа, должна касаться правой стороны клетки

Приступаем к обучению

Как правильно пишется каждая цифра
Шаг 1. Обозначаем точку практически на середине клеточки, чуть выше её визуального центра. Соединяем эту точку с верхним правым углом прямой линией.

Шаг 2. Соединяем верхний правый угол клетки длинной ровной линией с точкой внизу, приблизительно на середине нижней линии.

Шаг 1. Рисуем маленький полуовал в правой верхней половине клетки.

Шаг 2. Продлевая полуовал, ведём ровную линию к середине нижнего ребра.

Шаг 3. Ставим точку, от неё проводим волнистую линию вдоль нижней границы. Волнистая линия состоит из трёх «волн»: сначала вверх, потом вниз, и снова вверх.

Шаг 1. Рисуем маленький полуовал в верхней правой половине клеточки, закругляя и чуть-чуть не доводя до её визуального центра.

Шаг 2. Продолжаем писать, переходя ко второму полуовалу, он должен быть чуть больше, чем предыдущий.

Шаг 1. Первую линию проводим так: ставим точку чуть правее центра верхнего ребра, под наклоном ведём к середине. Немного ниже центра клетки «разворачиваем» линию, ведём её вправо горизонтально, останавливаемся, чуть-чуть не дойдя до правой стороны. Отрываем ручку.

Шаг 2. Последнюю линию ведём из верхней правой части клетки вниз параллельно уже нарисованной линии, останавливаемся в самом низу клеточки.

Шаг 1. Сначала пишем маленькую палочку под небольшим наклоном практически по линии, зрительно разделяющей клеточку пополам. Останавливаемся, слегка не доходя до середины.

Шаг 2. Рисуем полуовал, закругляя его сначала вверх, потом вправо, при этом он должен соприкоснуться правой стороной с линией клетки. Заканчиваем полуовал, поднимаясь чуть выше середины нижнего края.

Шаг 3. Отрываем ручку, для того, чтобы нарисовать верхний «хвостик». Начинаем рисовать «хвостик», в точке, откуда началась верхняя наклонная палочка.

Эта цифра, в отличие от других, смещена к левой части клетки.

Шаг 1. Начинаем писать овальную линию приблизительно от середины верхнего ребра клеточки, слегка опустившись вниз. Постепенно перемещаем линию овала в левый нижний угол.

Шаг 2. Заканчиваем рисование полуовала, закругляя его, поднимаясь от середины нижней линии вверх, в центральную часть. Замыкаем овал. Эта цифра рисуется, не отрывая ручки от бумаги.

Шаг 1. Поставив точку чуть ниже середины верхней линии клеточки, рисуем вдоль неё волнистую линию. Останавливаемся в правом верхнем углу.

Шаг 2. Не отрывая ручки от бумаги, проводим наклонную вертикальную линию вниз, до нижней границы. Она должна закончиться по центру нижней линии.

Шаг 3. Чтобы нарисовать маленькую палочку, отрываем ручку от бумаги. Перечёркиваем вертикальную линию по визуальной линии, разделяющей нашу клетку напополам.

Шаг 1. Начинаем рисовать верхний овал, поставив точку примерно посередине клетки, ближе к правому её краю. Рисуем овал «каплевидной» формы, постепенно возвращаясь к той точке, с которой начали.

Шаг 2. Рисуем нижний овал, двигаясь вниз и влево. Закруглив овал, возвращаемся к центральной точке, с которой начинали рисовать верхнюю часть цифры.

Шаг 1. Этот знак рисуем следующим образом: сначала рисуем верхнюю часть, поставив точку немного ниже верхнего угла клеточки, по её правой стороне. Ведём линию вниз, влево, а потом вверх. Должен получиться небольшой овал с наклоном вправо.

Шаг 2. Дойдя до точки, с которой начали рисование, проходим её, опускаясь к нижней границе клеточки. Закругляем линию, поднимая «хвостик» девятки чуть выше нижнего ребра клетки.

Шаг 1. Рисуем обыкновенный овал, помня о его наклоне вправо. Ставим точку чуть ниже верхнего правого угла по правой границе клетки. Рисуем полукруг, двигаясь по кругу против часовой стрелки, опускаемся вниз.

Шаг 2. Заканчиваем рисовать ноль, полностью замыкая овал, поднимаясь из нижней части клетки к той точке на её правой стороне, с которой начали.

Пользуясь этой методикой, вы сможете быстро и эффективно научить маленького ребёнка правильному написанию цифр. А освоив цифры можно учиться и

Подготовка этой выкладки заняла у нас немало времени. Мы постарались собрать здесь все известные нам прописи для дошкольника, которые когда-либо выпускались на рынок. Некоторые из них уже давно не используются в образовательных учреждениях., но это не делает их неэффективными в обучении детей письму.С помощью прописей букв и цифр Ваш ребенок научится основам письма и грамоте, сможет самостоятельно выводить цифры на бумаге в клетку или линейку.

Как сделать так, чтобы ребёнок не потерял интерес

  • Не начинайте тренироваться писать цифры, если ребёнок в плохом настроении или не проявляет интереса.
  • Пусть ваше обучение письму проходит в виде игры. Эдакая игра в школу. Можно рассадить игрушки и рассказывать им вместе с малышом, они ведь тоже могут быть «учениками», у которых также может не получаться.
  • Чередуйте деятельность. Сначала пописали цифры, потом сделали перемену, где можно поиграть и заодно расслабить пальчики.
  • Хвалите ребёнка во время занятий, даже если на ваш взгляд он написал коряво.
  • Начинайте обучение с простых заданий.
  • Не сидите с ребёнком «до победного». 15 минут в день будет вполне достаточно. Если малыш не выдерживает столько, то не настаивайте.

Алгоритм написания цифр

Давайте рассмотрим как правильно писать цифры, на конкретных примерах.

Пишем. Находим точку в центре верхней части клетки. Отступаем немного правее. Рисуем полукруг против часовой стрелки, при этом двигаемся вниз до нижней границы клетки. Дорисовываем овал поднимаясь вверх, также против часовой стрелки до точки с которой начали.

Пишем 1. Делим клетку визуально на 4 части. Так мы нашли её середину. Ставим там точку и начинаем движение вверх, в правый угол клетки. Из правого верхнего угла ведём прямую линию вниз в середину клетки.

Пишем 2. Из середины верхней части клетки рисуем полуовал вправо. Затем проводим по диагонали прямую линию до середины нижней части клетки. Затем рисуем хвостик в три этапа. Хвостик слёт вверх, затем вниз и снова вверх. Именно хвостик чаще всего и вызывает сложности в написании.

Пишем 3. Рисуем полуовал в верхней правой половине клетки, закругляя и чуть-чуть не доводя до её визуального центра. Из этой же точки рисуем второй полуовал, он должен быть побольше предыдущего.

Пишем 4. Ставим точку правее центра верхнего ребра, проводим линию к середине под наклоном. Доводим до точки, которая находится немного ниже центра, поворачиваем линию вправо и ведём её горизонтально не доходя до правого ребра клетки. Следующим шагом проводим линию из правого верхнего угла, она должна идти параллельно имеющейся линии.

Более подробно об алгоритме написания смотрите в видео к данной статье:

И если уж вы начали обучать ребёнка написанию цифр, то здесь важна регулярность. Малыши все быстро забывают и при отсутствии занятий несколько дней в следующий раз вам придётся начинать все заново.

Как помочь ребенку?

Чтобы дети как можно быстрее научились считать в уме, предложите им «поиграть» с цифрами:

  • «Щупаем» числа. Сделайте крупные заготовки цифр из картона, обклейте их тканью или плотной бумагой. Затем сложите их в коробку или непрозрачный мешок. Предложите малышу наощупь обследовать цифру пальцами и сказать, как она называется.
  • Находим пару. На листе большого формата нарисуйте или наклейте числа разного размера и цвета. Попросите ребенка найти одинаковые, не отвлекаясь на посторонние признаки.
  • Рисуем на спине. Встаньте сзади малыша и нарисуйте пальцами какую-нибудь цифру. Пусть он попробует ее отгадать. Потом предложите ему поменяться местами.
  • Игральный кубик. Возьмите карточки с изображениями чисел и игральный кубик. Бросьте его и попросите малыша подсчитать количество точек, а затем найти подходящую карточку. Чтобы усложнить задание, бросайте два кубика одновременно.
  • Домик. Изобразите на большом листе дом, вертикальными линями поделите его на 3 части. В центре положите карточку с какой-то цифрой. Ребенку нужно найти соседствующие числа и разместить слева и справа.
  • Многоэтажка. На листе изобразите 9-этажный дом. Вручите малышу карточки с числами и попросите пронумеровать каждый этаж.
  • Пропажа. Разложите на поверхности цифры от 1 до 9. После попросите малыша зажмуриться и уберите одну. Ему нужно сказать, какая карточка потерялась.

Есть еще один эффективный способ, позволяющий добиться положительных результатов – игры от BrainApps. Сервис предлагает родителям уникальную возможность провести время с ребенком за полезными и развивающими тренажерами. Например, в освоении устного счета помогут:

  • «Числовой охват». Нужно запомнить предложенные цифры и воспроизвести их в точной последовательности.
  • «Фруктовая математика». На мониторе появятся 3 области, в которых расположатся разнообразные фрукты. Основное задание – быстро их сосчитать и ответить на указанный вопрос.
  • «Прокликай в правильном порядке Плюс». На экране отобразится таблица с цифрами, расположенными случайным образом. В зависимости от предложенного задания необходимо прокликать все числа в порядке убывания или возрастания.

Также стоит обратить внимание на игры «Копилка», «Сложение цифр по памяти», «Запоминай и прокликай», «Угадай операцию» и другие

Решение проблемы зеркального написания цифр

Эта проблема связана с восприятием ребёнком образца и собственной ориентации на листе по направлению «лево – право». Гораздо реже «верх – низ». Здесь мы не будем вникать в физиологию этой проблемы для леворуких и праворуких детей, а рассмотрим приёмы и упражнения для снятия этой проблемы.

Для ребёнка понятия «лево – право» не зафиксировано в образах. Названия рук также не решает этой проблемы, т. к. руки одинаковые. А если взрослый показывает в качестве образца свои руки и ещё стоит лицом к ребёнку, то у ребёнка в голове полный сумбур. Решение типа «сено-солома» плохо тем, что эти названия не связаны фонетически с названием «лево-право».

Рис. 6. Лев и пряник

Надо использовать известные ребёнку зрительные образы, названия которых созвучны с произношением «ЛЕВО» и «ПРАВО». Я использовал в работе образы «ЛЕВ» и «ПРЯНИК». Эти образы рисуются или наклеиваются на поля тетради слева – ЛЕВ, справа – ПРЯНИК. Если это первая страница, то ЛЕВ на обложке, если последняя – то на обложке ПРЯНИК. Обязательно такие же  рисунки должны быть в местах, с которых ребёнок срисовывает фигуры, цифры, буквы. Например, с доски, с книги, с тетради и др. Постепенно «привязывайте» названия собственных рук ребёнка (левая и правая) к тем направлениям, которые обозначены понятными образами, чтобы впоследствии работать без них.

Игра «мешочек». Это та же игра «поймай клеточки», только здесь надо «сшить» (нарисовать) для них «мешочек», не обрывая «нитки» (не разрывая линии), поговаривая вслух свои движения. Например,  делаю заказ: « Я поймаю 8 клеточек». После этого выбирается начальная точка на пересечении линий и проговаривается весь путь с одновременным рисованием: «Четыре клеточки вправо, две клеточки вверх, четыре клеточки влево, две клеточки вниз». Другой вариант. Даются образцы «мешочков» разных фигур и надо их перерисовать себе в тетрадь. Перед началом рисования, пусть ребёнок проговорит весь путь, которым он пойдёт. Не забудьте на образцах вклеить образы «льва» и «пряника».

Упражнение «графический диктант». Это известное упражнение, которым пользуются многие учителя. Диктуется путь рисования фигур или линии по количеству клеток и направлению рисования.

Рис. 7. Сложные «мешочки»

Учим цифры

Приступая к написанию математических знаков, необходимо научиться считать до 10

Изучая цифры с ребенком, важно разложить их на элементы. Дошкольнику будет легче запомнить алгоритм их написания. Объясняя технику малышу, обязательно укажите на ключевые моменты в этом процессе

Чтобы он успешно ее освоил, ему потребуются такие навыки:

Объясняя технику малышу, обязательно укажите на ключевые моменты в этом процессе. Чтобы он успешно ее освоил, ему потребуются такие навыки:

  • Свободная ориентация в рабочей тетрадке. Малыш должен знать правую и левую сторону, верхние и нижние пределы клеток, строчки.
  • Понимание границ клетки. Он должен без труда находить ее центральную точку, углы, стороны, их середины.
  • Визуальное разделение клетки на четыре квадрата.
  • Умение писать с наклоном. Покажите ребенку наклон, условно нарисовав диагональную линию.

Только после приобретения перечисленных навыков, ученик готов к выполнению более сложных заданий – написания цифр.

Выбираем правильную пропись с цифрами

Пособия, в которых пропечатаны буквы и цифры, схожи между собой. Они составляются по одному принципу. Выбирая полезные прописи, необходимо быть особенно внимательным. Желательно, чтобы они были структурированы следующим образом:

  • Вначале идут главные символы. Они должны быть выделены (черным или жирным шрифтом) и хорошо бросаться в глаза. На них будет ориентироваться малыш, выполняя очередное упражнение.
  • Далее должны идти три символа пунктиром (либо более бледной краской). Эти цифры будут обведены ребенком с помощью ручки.
  • Затем идет пустое место. Ученик должен сам повторить символ без пунктира. Ориентиром для него послужат первые символы в строчке. Вариант, когда жирные цифры-примеры пропечатаны через ровные промежутки по всей строке – идеальный. Малышу будет легче «схватить» их зрительно.

Алгоритм письма на примере «0» и «1»

Важно объяснить ученику, что высота знака всегда совпадает с высотой клеточки. На письме она занимает почти всю ее полость. Правая сторона знака соприкасается с клеткой

Ознакомимся с техникой письма на примере ноля и единицы:

Правая сторона знака соприкасается с клеткой. Ознакомимся с техникой письма на примере ноля и единицы:

  • «0». Визуально находим точку в центре клетки. Делаем полуовал вправо. Затем ведем диагональную линию до середины нижней стороны клетки. Завершаем движение волнистой линией вверху. И соединяем линию.
  • «1». Поставьте точку немного выше от центра клетки. Затем сделайте линию от центральной точки в правый угол вверху. Проведите диагональную линию до места, которое условно находится посередине нижнего предела клетки.

Итак, изучать с ребенком буквы и цифры до школы можно. Оптимальный возраст 4.5–5 лет с постепенным переходом от печатных к прописным буквам в 6–7-летнем возрасте. Любое обучение в этот период должно проходить легко и непринужденно. Используйте игру при подаче новой и закреплении старой информации или навыков.

Ориентируйтесь на настроение малыша. Никогда не принуждайте его к занятиям и не затягивайте уроки на долго. 10-15 минут регулярных упражнений ежедневно достаточно для освоения базовых навыков письма, которые станут подспорьем для дальнейшей учебы в первом классе.

Как заинтересовать ребёнка (а не заставить!)

Конечно же, для успешного освоения алфавита взрослым необходимо заинтересовать малыша, вызвать у него мотивацию. Способов для этого множество:

На прогулке мама показывает ребёнку, что буквы окружают нас повсюду — на магазинных «завлекательных» вывесках, рекламных баннерах

Обращать внимание следует на красочные варианты, где буквы крупные, цветные. Связывать буквы с конкретными образами («Смотри, О похожа на колечко или бублик, Ж — на жука, П — на турник, Г — на подъёмный кран, Д — на дом и т

д.»).
Устроить чаепитие с буквами

Связывать буквы с конкретными образами («Смотри, О похожа на колечко или бублик, Ж — на жука, П — на турник, Г — на подъёмный кран, Д — на дом и т. д.»).
Устроить чаепитие с буквами

В магазине можно постараться найти печенье в форме букв или же испечь его дома. Кроме того, в продаже бывают макароны аналогичной формы.

Можно предложить дошкольнику стопку красочных глянцевых журналов и разрешить ему вырезать оттуда буквы.
Приобретать различные игры, связанные с буквами: лото, домино, парные картинки (где нужно соединить по принципу пазла букву с изображением).

Разрешить ребёнку печатать в программе World — нажимать на различные буквы и смотреть на их изображение на экране. При этом нужно выставить красивый крупный шрифт яркого цвета (можно сделать цветную заливку для каждой буквы).
Внести элементы обучения в интерьер детской и других комнат. Это могут быть подушки в виде букв, коврики-пазлы, шторы с таким узором.

Естественно, исходя из указанных игр и занятий, родителям нужно будет заготовить необходимый дидактический материал (ведь алфавит не получится изучать «на пальцах»). Это кубики с изображением букв (мягкие, деревянные, пластмассовые и т. д.), плакаты, карточки, азбука (в том числе интерактивная). Для занятий также понадобится бумага, цветные карандаши, фломастеры, счётные палочки, природный материал и пр.

Дидактического материала для изучения букв может быть очень много, главное — желание родителей

Как облегчить обучение чтению для дошкольника

Больше хвалить и никогда не ругать
Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.
Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет ученика к развитию, а только затруднит процесс

Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница. Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика

Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.

Заниматься понемногу, но регулярно
Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах
Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры

А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.

Читать книги вслух
В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.
Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.

Мнение эксперта
По словам нейробиолога Марианны Вулф, вечера за книгой с родителями помогают сформировать любовь к чтению, потому что у ребенка устанавливается связь между чтением вслух и ощущением любви и тепла.

Обсуждать прочитанное
Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить

На первых порах важно спрашивать, интересно ли ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию

Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:
Кто тебе понравился из героев?
Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?
Что бы ты сделал на месте героя?
Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?
Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?
Что больше всего запомнилось из прочитанного?
Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?

Идти от простого к сложному
От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.
Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита. При этом одним испытуемым сразу объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другие должны были вывести правила чтения самостоятельно на основе целых слов. Оказалось, что первая группа справляется с чтением новых, ранее незнакомых слов лучше, чем вторая.
Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.

Изучение с помощью ассоциаций

Абстрактные цифры ничего не значат для ребенка, по этой причине зрительные представления как нельзя лучше помогают детям с легкостью запоминать те или иные числа. Например, мама малыша может сравнить цифру 2 с фигурой лебедя, 0 с буквой О или кругом, 8 – с матрешкой и т.д.

Различают несколько разновидностей ассоциативных методов:

  • Метод вешалок помогает детишкам запоминать те или иные цифры, присваивая каждому числу зрительный образ или определенное слово (например, 1 – это спортсмен, 5 – образ школы, 15 – спортсмен, участвующий в школьных соревнованиях).
  • Сравнение цифр с конкретным образом – 0 похож на мячик, солнышко, кружочек; 1 – это зубочистка, соломинка, фонарик и т.д.
  • Метод О’Брайена – связь цифр с именами известных людей. Главный принцип ассоциации – это цифра – персона – действие. Например, 1 – это Агния Барто, 5 – это писательница, а уже число 15 – это человек, который сочиняет стихи.
  • Рифмы – сочетания цифр с определенным созвучием слов или стишков.

Малыша следует научить одной ассоциативной технике, которая кажется взрослому наиболее удобной и легкой в запоминании.

В противном случае обучающийся запутается в большом количестве сложных для понимания техник запоминания образов.

Методы и приемы обучения

С самого начала нужно, чтобы ребенок понял разницу между понятиями «один» и «несколько, много». Лучше всего делать это с однотипными предметами. Например, кубиками или мячиками. Нельзя использовать только слишком маленькие предметы, которые ребенок может незаметно отправить себе в рот и проглотить.

Вполне эффективно обучение идет, если использовать в обучении любимые детские лакомства. Например, фрукты или ягоды. Поочередно давая по одному яблоку сыну или дочке, нужно делать акцент на том, что было яблоко одно, а стало – много. Только когда ребенок уверенно и твердо усвоит эту разницу можно приступать к изучению цифр.

На этапе изучения цифр не стоит сразу давать малышу объемную информацию. Например, заставлять выучить цифры от одного до десяти. Для начала пусть научится оперировать цифрами до трех, затем – до пяти, затем – до десяти.

Можно просить ребенка нарисовать одно солнышко, три цветочка, пять кубиков, интонационно выделяя нужное количество. Тот же самый интонационный прием можно использовать при строительстве игрушечной башни из кубиков, разборе матрешки или собирании пирамидки.

Главное в процессе познания мира цифр для ребенка – наглядность. Она существенно облегчит запоминание и понимание. Поэтому выбирая между карточкой, где нарисована цифра «пять» и пятью яблоками, предпочтение стоит отдать последнему варианту.

Можно надувать и считать шарики, выделяя количество по цветам. Например, три красных и два желтых, а вместе пять. Можно строить дом из кубиков разного цвета, считая их вместе и по отдельности. Можно считать предметы, изображенные на картинках. Главное, увлечь малыша и хвалить за каждый маленький успех.

Как заставить память работать

Совет 1 – выспаться!

Да, да, срочно укладывайте ваше чадо спать и книжку со стихотворением не забудьте под подушку положить. Сон нужен не только, чтобы восстановить силы после трудного дня.

На самом деле, когда мы спим, в мозге проходят сложные биохимические процессы. Наша память не спит, а репетирует, повторяет ту информацию, которую мы получили за день.

Если мы сократим количество времени на сон, то память просто не успеет «отрепетировать», а на утро мозг сыграет свою роль не очень удачно. Вот чем объясняется наша рассеянность, беспамятство после хронических недосыпаний.

А книжка под подушку срабатывает хорошо, потому что вы перед сном читаете то, что хотите запомнить, даете установку вашей памяти повторить во сне необходимый материал.

Совет 2 – удивиться!

Память напрямую связана с эмоциями, мы на всю жизнь запоминаем то, нас когда-то потрясло. Ребенка нужно заинтересовать новыми знаниями, удивить, и тогда он придет из школы и вам расскажет о своем открытии.

Вот почему малыши запоминают за свои первые 3-4 года огромный пласт информации (осваивают сложную грамматику языка, причинно-следственные связи между предметами и явлениями) – их удивляет буквально все!

Совет 3 – работайте с ассоциациями!

Подключаем мышление и воображение, ищем ассоциации, сходства  и различия запоминаемых предметов.

Чтобы запомнить иностранные слова, я советую своим ученикам послушать слово и подумать, что оно ему напоминает по звучанию. Одна моя ученица запомнила слово August (август) только потому, что оно напоминало ей «огурец».

Ассоциативную память можно развивать в игровых упражнениях:

  • попросите ребенка представить, что поет теплое солнышко, как выглядит фантастическая птица, как пахнет тропический лес и т.д.
  • называйте парами разные слова, а ребенок должен придумать между ними ассоциативные связи;
  • попросите оживить неодушевленный предмет и придумать историю, сказку о нем. Это научит не только создавать ассоциации, но и выстраивать причинно-следственные связи между ними, способствовать развитию мышления и речи;
  • дайте ребенку задание раскрасить запоминаемый предмет, сильно увеличить его или, напротив, уменьшить;
  • чтобы запомнить параграф по истории, посоветуйте ребенку представить себя на месте событий, ощутить все до запахов, цветов, температуры воздуха и т.д.;
  • пусть воспитанник представит и расположит запоминаемые предметы в своей комнате. Чтобы воспроизвести информацию, достаточно будет вспомнить свою комнату.

Совет 4 – рисуйте!

Не можете выучить стихотворение, воспользуйтесь зрительной памятью – нарисуйте каждую строчку стихотворения. Глядя на схематические наброски, воспроизводите стихотворение.

Совет 5 – объясняйте!

Ребенок, как и взрослый, не может запомнить то, что ему непонятно. Он, конечно, может воспользоваться механической памятью, зазубрить. Но как только он получит оценку, выученный материал забудется (это и есть кратковременная память). Поэтому помогите ребенку, объясните доступно сложный материал, или прибегните к помощи учителя.

Совет 6 – ищите связь с жизнью!

Мы легко запоминаем то, что нам пригодится в будущем или уже связано с жизнью. Когда мои ученики отказываются учить английский язык, объясняя тем, что в Британию все-равно не поедут, я мотивирую их тем, что здорово было бы понимать смысл иностранных песен, общаться по скайпу со сверстниками из других стран и переводить самим названия компьютерных игр. Предстоящий обязательный экзамен тоже, кстати, мотивирует.

Совет 7 – давайте установку на внимание!

С желанием ли ваш ребенок принимается учить правила? Если нет, то и внимание его не работает, не готово пройти первый этап запечатления. Можно придумать искусственную установку или ритуал

К примеру, скажите воспитаннику, что глубокий вдох перед заучиванием помогает запомнить информацию быстрее. Делая вдох, ребенок уже будет сосредоточен на работе.

Совет 8 – прочь депрессию!

Доказано, что, когда человек чем-то расстроен, все процессы в головном мозге притормаживаются, в том числе и память. Поэтому, не ругайте сына или дочь за неуспехи в школе, отпустите ситуацию на время и помогите ребенку с оптимизмом приняться за новый материал.

Конечно, существует много методик и упражнений на развитие памяти. Но не забывайте, что все познавательные процессы взаимосвязаны, нельзя тренировать каждый отдельно. Вот почему выполняйте простые и знакомые действия с ребенком: учите песни и стихи, пересказывайте сказки, придумывайте им продолжение, рисуйте, играйте и т.д.

Хорошо развитая память станет залогом успешной учебы ребенка, здоровой психики и сэкономит много времени и сил.

Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

Аппликация

Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

Рисование

Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и асфальте мелками, палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

Лепка

Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

Конструирование

Постройка букв — увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек — малюток в твердом переплете. Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв

Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.

Уважаемые родители! В современной педагогике отыщется много оригинальных методик, при помощи которых можно быстро выучить буквы и перейти к чтению. Каждый родитель может научить свое чадо буквам. Однако каждый родитель должен помнить, что обучение должно нести малышу радость, живое стремление к познанию нового, а не быть нудным, монотонным занятием. Ваше осмысленное решение, терпение, любовь к своему ребенку помогут добиться хороших результатов. Удачи вам в воспитании детей!

Процесс изучения цифр

Шаг 1. Постепенное изучение цифр

За один урок изучайте только одну цифру, даже если ребенок хорошо ее запомнил и требует продолжения. Лучше посвятить оставшееся время закреплению материала.

Шаг 2. Цифры на бумаге

Показывайте ребенку цифры на ярких картинках. Можно распечатать красивые карточки для этих целей. Крупные цветные изображения лучше запоминаются, чем обычные цифры, написанные ручкой на бумаге:

Шаг 3. Правописание цифр

Пусть ребенок попробует самостоятельно писать цифру. Даже если у него это будет плохо получаться, при воспроизведении на письме цифра запомнится лучше.

Шаг 4. Использование ассоциаций при изучении цифр

Применяйте ассоциации. У цифры «1» длинный нос, цифра «2» похожа на лебедя, «4» на перевернутый стул, «8» на снеговика, и т.д:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector