75 главных достопримечательностей санкт-петербурга

Содержание:

Академия Штиглица (бывшее Мухинское училище)

Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица принадлежит к числу интереснейших и весьма самобытных памятников российской культуры. Он является неотъемлемой частью академии, которая выпускает художников различных направлений монументально-декоративного, прикладного искусства и дизайна. Это ее культурно-просветительский, учебный и выставочный центр.

История музея неразрывно связана с созданием в Петербурге Центрального училища технического рисования в январе 1876 года на средства крупного финансиста, промышленника и мецената Александра Людвиговича Штиглица. Большую роль в формировании этого учебного заведения сыграл известный государственный деятель А. А. Половцов, который был зятем барона Штиглица. На пост директора был приглашен видный петербургский зодчий М. Е. Месмахер.

Уже в 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются всевозможные коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличающееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.

Здание музея является уникальным памятником архитектуры периода историзма. В его облике можно разглядеть черты некоторых знаменитых произведений итальянской архитектуры XVI века: творений венецианского зодчего Якопо Сансавино – палаццо Корнер дела Ка Гранде и библиотеки Сан Марко, а также Базилики и палаццо Тьене в Виченце, построенных по проектам Андреа Палладио.

Месмахер не просто заимствовал отдельные композиционные приемы и декоративные элементы этих известных построек, но творчески переосмыслил их формы и наполнил новым содержанием, создав некий обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

В художественном убранстве залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили: античность, византийское, романское и готическое искусство, эпоха Ренессанса, венское, фламандское, французское и итальянское барокко.

Композиционной доминантой здания служит Большой выставочный зал, напоминающий внутренний двор итальянского палаццо. Он перекрыт грандиозным стеклянным куполом, являющимся одним из заметных достижений российской строительной техники конца XIX века.

Сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – одна из ведущих художественно-промышленных школ России. За годы своей истории здесь было подготовлено несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.

Адрес: Соляной пер., 13На карте

Дом Николаса Струка

Обрусевшей немец, владелец фабрики наждачных изделий. Жилище спроектировал его барон Федор Пирвиц. Хотя здание и выполнено в стиле модернизма, в нем все равно прослеживается русский дух. Для него характерны фигурные башни, деревянная резьба и крыша шатром.

Раньше было принято строить жилье на территории производств, также поступил Струк. Таким образом, он мог контролировать рабочий процесс. Большевики национализировали здание и устроили там заводоуправление. Но с 2004 года у дома нет хозяина. Со временем обрушилась крыша, из внутреннего убранства сохранился подвал с исторической кладкой, лестница и деревянные стены.

По мнению экспертов, дом находится в ужасающем состоянии. Пока его еще можно посмотреть.

Главные театры Санкт-Петербурга

В городе более 100 театров разных жанров. Это музыкальные театры, театры оперы и балета, драматические театры и театры кукол.

Мариинский театр

Один из ведущих музыкальных театров мира. Основан в конце XVIII столетия, а здание построили в 1860 году. В репертуаре с первых дней существования преобладали классические произведения, хотя случаются и эксперименты. По окончании сезона сцена Мариинского театра начинает принимать гастролирующие коллективы с мировым именем. Труппа театра также ездит в другие страны со своими знаковыми постановками.

Александринский театр

Самый старый национальный театр страны. Назван в честь жены Николая I. В 1832 году уже давно существовавшая труппа переселилась в новое здание на Невском проспекте. Шесть белоснежных колон, статуи муз в нишах, Аполлон на вершине – все эти детали подчёркивают величественность конструкции и полностью соответствуют тематике строения. Уже в наше время в театре открыли новую сцену.

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова

К созданию театра в 1918 году приложил руку Максим Горький. Труппа получила в своё распоряжение Большой зал здания Консерватории. Спектакли по классическим произведениям показывали каждый день. В межсезонье артисты гастролировали по стране. Здесь начинали карьеру именитые артисты, включая Алису Фрейндлих и Олега Басилашвили. Статус академического присвоен театру в 1964 году.

Какая температура в доме считалась нормальной и как согревались петербуржцы, если было холодно

Для отопления в квартирах использовали печи-голландки и круглые печи. Камины в Петербурге с практической точки зрения не любили — ставили только для красоты.

Фото: Сitywalls.ru

Фото: Сitywalls.ru

Фото: Сitywalls.ru

Печами получалось натопить воздух до достаточно высокой температуры, но это не считалось необходимым. Мы сейчас живем в слишком жарких помещениях, а тогда нормой считались 17 градусов тепла. При этом спали под пикейными одеялами, то есть под покрывалами с нашей точки зрения. Часто температура была еще ниже — 12–13 градусов. Тогда спали под пуховыми одеялами, но обязательно надевали ночные колпаки, потому что мерзла голова.

В домах носили ватные стеганые халаты. По теплоте это наши синтепоновые куртки. Чиновник приходил домой, снимал сюртук и надевал такой халат на брюки и рубашку. Потому что просто было холодно.

Разгрузка барж с дровами. Фото начала XX века

На зиму в окна вставляли вторую раму. Между рамами прокладывали специально сшитые мешки, набитые опилками. В самых богатых домах эти мешки были набиты ватой.

Где располагались самые большие квартиры Петербурга и кто жил в 18 комнатах

Большая часть квартир дореволюционной эпохи, даже самых дорогих, привела бы нас в ужас по той простой причине, что они выглядят, как квартира сумасшедшего коллекционера или пенсионерки, которая находится не в полном сознании. Там было гигантское количество вещей, картин, фотографий, икон и так далее, каждый квадрат площади был чем-нибудь заставлен, очень многие квартиры выглядели, как склад.

При этом 12, 13, 14 комнат — это обычная история даже без учета комнат для слуг. Рассказывают, что в доходном доме Колобовых на Петроградской стороне есть чуть ли не 70-комнатная квартира, но подозреваю, что это все-таки мифология, а если такое и возможно, то это квартира для комнатной аренды.

Доходный дом Лидваля. Фото: citywalls.ru

Самая большая квартира в Петербурге, в которой я был, состояла из 18 комнат. И, насколько я знаю, это не предел. 18-комнатная барская квартира находится на углу Восстания и Некрасова на третьем этаже. У нее три лестницы — две парадные, одна черная. Очень интересная квартира, некоторое время назад ее переделали под мини-отель, возможность туда попасть выпадает редко.

Еще одна квартира из 18 комнат была в доходном доме Лидваля на Каменноостровском проспекте. Ее снимал военный министр Куропаткин, один из военных министров Николая II, а до него занимал литовский князь Радзивилл.

Государственная Дума на Марсовом поле

После Манифеста 1905 года, который провозглашал учреждение Государственной думы, встал вопрос о строительстве здания для нее. Уже в 1906 году подвели итоги конкурса проектов. Жюри отметило пять работ. Самая интересная принадлежала исследователю древнерусских памятников В. Суслову: он предложил построить Думу в неорусском стиле.

Но общественность относилась к неорусскому стилю с осторожностью: здания в духе допетровского зодчества могли не вписаться в классицистский ансамбль Марсова поля, где предполагалось построить Думу. А потом от строительства и вовсе отказались, разместив Думу в здании Таврического дворца

Правда, когда 2 марта 1907 года в зале заседаний Таврического дворца обрушился потолок (обошлось, по счастью, без жертв — всё произошло ранним утром), к разговорам о новом здании вернулись. Но вместо этого решено было отремонтировать старый зал, и собственной резиденции Дума так никогда и не получила.

Особняк графини М. Э. Клейнмихель

О балах-маскарадах, проводимых Марией Эдуардовной, говорил весь свет! Быть приглашённым к ней в дом считалось большой честью для любого члена высшего общества.

Особняк М. Э. Клейнмихель был возведён в 1834-1835 годах, после чего здание несколько раз перестраивали. Последний — в 1911-1912 гг.

Похожая на сказочный дворец, внешняя часть особняка сохранилась по сей день. К сожалению, несмотря на то, что стены вестибюля были обшиты дубовыми панелями, внутренняя отделка особняка не сохранилась.

Печально, что большинство этих чарующих зданий находятся в состоянии разрухи, без малейшей надежды на реконструкцию. При взгляде на такую несправедливость, возникает ощущение, что эти, некогда величественные дома просто тихо умирают, унося с собой навсегда тайны своих прежних хозяев.

(Visited 606 times, 1 visits today)

Какими были доходные дома Петербурга и как появились однокомнатные квартиры

Впечатление о доходном доме как о чем-то роскошном, престижном, дорогом — ложное, так как значительная часть доходных домов была даже в центре города рассчитана на непритязательное население. Многие доходные дома строились для аренды комнатами, а не квартирами. Например, было такое общество «Строитель» — объединение нескольких капиталистов, среди них было много представителей еврейской общины. Еврейское общество строителей создавало дома с длинными коридорами, в которых были десятки комнат.

Мой любимый пример типичного пролетарского доходного дома — это улица Коли Томчака, 10. Нынешний Московский район тогда был районом обувных фабрик, складов, железнодорожных путей, огромных промышленных холодильников. И вот в таких районах для рабочих строятся доходные дома под сдачу квартир, комнат, а также углов — то есть частей комнат. Были даже варианты сдачи пространства посменно: один арендатор занимает кровать ночью, а другой — днем.

Доходный дом Дурдина. Фото: citywalls.ru

Значительная часть квартир в дореволюционных домах была многокомнатной. Для среднего класса в Петербурге типичной считалась квартира в четыре-пять комнат, как я уже сказал; трехкомнатные квартиры любили снимать компании петербургских студентов. Также трех- и четырехкомнатные квартиры были популярны у делающих карьеру молодых специалистов — как правило, холостяков. Четырех-, пяти-, шести- и более — это квартира для семьи среднего класса, достаточно состоятельной, но никакой вызывающей роскоши в этом нет. Даже шесть комнат — это не предел.

Часто встречались дома, в которых есть только четырех- и пятикомнатные квартиры, ничего меньше не найти, ничего больше — тоже. Это типичные дома как раз для среднего класса, как, например, доходный дом Васильева на Петроградской стороне.

Иногда, если владельцу квартиры казалось, что жилец хороший, но снимать квартиру ему дороговато, он просто запирал одну из комнат и снижал оплату.

Когда я рассказываю, что средняя петербургская квартира — это четыре-пять комнат, все начинают закатывать глаза и говорить: «Ох, какую страну мы потеряли!», но надо помнить, что для тех, кто не мог себе этого позволить, а таких было абсолютное большинство, жилая площадь была очень ограничена. Мой любимый пример — из истории Октябрьской железной дороги. Каким было жилье для железнодорожных рабочих, которых было более сотни тысяч на петербургском узле? Каждый рабочий занимал один квадратный метр в рабочей казарме. Кому-то четыре-пять комнат, а кому-то — один квадратный метр. Вот такой город контрастов.

Еще один пример дешевого жилья — доходный дом пивоторговца Ивана Дурдина, который находится напротив станции метро «Обводный канал». Дом замечателен не только тем, что это одна из первых петербургских семиэтажек, но и тем, что в нем едва ли не первом в Петербурге появились однокомнатные квартиры. Многим жить в однокомнатной квартире казалось чем-то немыслимым.

Во многом это было прогрессивное решение, но те, кто имел возможность снимать отдельное жилье, не слишком активно разбирали первые однушки. В итоге дом Дурдина стал одним из символов той самой криминальной Лиговки

Если верить современникам (а им всегда нужно верить с осторожностью), большая часть этих первых однокомнатных квартир в Петербурге занимали воры и скупщики краденого.

Доходный дом Дурдина. Фото: citywalls.ru

Особняк Веге

Из многообразия объектов г. Санкт-Петербурга, представляющих культурную ценность, внимания требует заброшенный особняк Веге. Постройка находится на территории АООТ НПФ «Пигмент» – бывшего ультрамаринового завода. Здание, как образец эклектики, возведен в 1890 году и является работой неизвестного автора.

Гротескным орнаментом расписаны стены и потолки на всех этажах. В некоторых местах заметна позолота в отделке. У парадной лестницы сохранились кариатиды. Колонны с женскими фигурами провожают к  чугунным перилами.

автор — Instagram — maniac_serega (Cергей Москалёв)

Наверху расположено просторное помещение — гостиная комната. Оригинальные узоры в виде роз украшают стены. На потолке заметны причудливые лепные розетки, а на полу метлахская плитка. Кого принимали хозяева в своих, когда-то изысканных, залах современности неизвестно. Только остатки старинных зеркал еще хранят тайну прошлого.

Особую художественную ценность представляют витражи. По предположению работа немецких мастеров, в свое время была известна на весь город уникальностью и красотой. Расписные стекла, были не раз реставрированы и хранились отдельно от рам.

Сегодня из-за отсутствия отопления в разваливающем здании, сырость почти разъедает ценную отделку. Хрупкий памятник архитектуры нуждается в серьезной реставрационной работе и особого внимания, как культурное наследие петербуржцев.

Дом Композиторов. Особняк княгини В. Ф. Гагариной

Здание, где сейчас располагается Дом композиторов, было построено в конце XVIII века, здесь был небольшой жилой дом. Спустя сто лет оно перешло в собственность Огюста Монферрана, который перестроил его.

Здание выделяется среди окружающей застройки своим необычным асимметричным решением. По эскизам Монферрана было выполнено и оформление внутренних интерьеров дома.

Во внутреннем убранстве сохранились панели и двери, выполненные из дуба и орехового дерева, мраморные и резные камины. Из помещений лучше всего сохранился вестибюль. Мраморный пол выложен в шахматном порядке, лестница также выполнена из мрамора. Весьма интересным выглядит Большой зал с дубовой галереей по трем его сторонам. Он имеет прямоугольную форму, и украшен большими панно с различным орнаментом. Перекрытия зала обшиты наборным деревом.

В 1873 году особняк приобрела княгиня Вера Фёдоровна Гагарина. Исчезла почти вся внутренняя отделка Монферрана. Сохранилась мраморная лестница и изысканный интерьер легендарного Дубового зала: резные панно на потолке, шикарный камин, дубовая галерея, панели из наборного дерева. Всё остальное внутреннее убранство Дома Композиторов относится к 1980-м годам. В собственности Союза композиторов здание оказалось в конце 1940-х годов.

Внешне здание выглядит очень нарядным. В архитектуре дома четко прослеживаются мотивы итальянского ренессанса. Аттик фасада украшен тремя панно: «Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи», «Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра» и «Карл I подает Тициану кисть». Кроме того, на фронтоне здания имеются несколько великолепных барельефов, выполненных на темы басен Лафонтена.

Сегодня в здании размещается Дом композиторов.

На данный момент коллектив этой организации составляет более двухсот музыковедов и композиторов. В разное время во главе петербургского Союза композиторов стояли такие выдающиеся личности, как Исаак Дунаевский, Дмитрий Шостакович, Василий Соловьёв-Седой, Андрей Петров и другие.

В Доме композиторов имеется Концертный зал, где проходят камерные вечера классической оркестровой музыки, фестивали и творческие встречи. Также здесь проходят учебные мероприятия, конференции, заседания Правления Союза. Кроме того, в структуре Дома функционирует студия электронной музыки, где рождаются новые творения современных композиторов культурной столицы России.

Адрес: ул. Большая Морская, 45На карте

Как Петербург жил без канализации и какой запах стоял на улицах города

В Петербурге существовали сложнейшие системы фонтанов, поэтому технически водопровод в городе был с момента основания. Но он никому оказался не нужен.

В середине XIX века в Петербург приехал граф Эссен-Стенбок-Фермор, посмотрел, как в столице Российской империи моются из кувшинов, и сделал первый водопровод по улицам Знаменской (Восстания), Итальянской, Сергиевской (Чайковского). Вода подавалась водокачкой, стоявшей у Воскресенского моста. Но граф прогорел, потому что никто не хотел подключаться к этому водопроводу.

Водовоз. Фото: vodokanal.spb.ru

Постепенно в конце XIX века водопровод сначала устанавливают на левобережной части, а затем на правобережной.

Потрясающе, что с водопроводом почти 40 лет в Петербурге не было сливной канализации. До революции была только ливневая. Она есть до сих пор, ее можно опознать по крышкам люков с большими прорезями. Туда уходит снег и дождь.

Строительство канализации в Ленинграде в 1920-е годы. Фото: vodokanal.spb.ru

Вода из труб уходила в выгребные ямы, которые находились около каждой черной лестницы. В обычных домах это была выкопанная яма с земляными стенками — и жидкости всасывались в почву. При этом посередине двора обычно был колодец.

В лучших домах понимали, что это негигиенично, и делали бетонированные выгребные ямы. При наличии ванн, ватерклозета в эти резервуары попадало огромное количество воды. Вычерпывали ее оттуда золотари (ассенизаторы) ковшиками на длинной палке.

Ведро и бадья для извлечения «густых» частей из выгреба. Фото: helpiks.org

Что касается запаха, то в приличных домах на ямах были люки, где-то они даже закручивались крышкой. Запах был от другого: транспорт в основном гужевой, и, естественно, лошади оставляли следы своей жизнедеятельности. Поэтому Петербург был покрыт тонкой взвесью желтой пыли. В летние месяцы всё это стояло над городом. Отсюда пошла мода на дачи.

Чем пах и как звучал Петербург в старину

paperpaper.ru

Почему от рекламы в Петербурге XIX века было очень шумно, как город пах в разные сезоны, отчего воробьи приживались в столице, а вороны и галки нет

Забытый временем, но сохранивший историю – особняк Экваля

Санкт-Петербург изобилует старинными постройками прошлых столетий. Среди них, как пример деревянного зодчества ХХ в, историки и культурологи называют особняк Экваля. Однако лишь немногие жители города под этим названием представляют двухэтажный дом с резными фризами. Притаившись в тени не менее древних деревьев. Для большинства жителей и гостей города он предстает ничуть не более чем заброшенный старый дом под номером «15». И лишь ценители архитектуры засматриваются на фактурные орнаменты прекрасно сохранившейся штукатурки.

История особняка началась на территории тогда известного Чугунолитейного и механического завода Карла Экваля. На то время дом стал редкой в стране жилой постройкой, возведенной на территории промышленного предприятия.

Строительство особняка Карл Экваль поручил молодому талантливому архитектору Федору Лидвалю. В 1901 году пред взором владельца предстало двухэтажное деревянное сооружение в стиле раннего модерна. Тогда заводчик и представить не мог, что его дом станет известным на весь мир, как первый реализованный проект великого мастера-модерниста. В Петербурге особняк Экваля теперь редкий памятник архитектуры модерна.

Сегодня деревянный фасад с вычурной резьбой прячет высокий забор, дом пустует и не принимает гостей. О нем не ходят легенды, не слагают пугающие истории. Кажется, что сооружение забыто временем, но все, же до сих пор его помнит история.

Дворец Труда. Дворец Великого князя Николая Николаевича

Николаевский дворец, расположенный на площади Труда, был построен по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера для великого князя Николая Николаевича, сына Николая I. Строительство дворца завершилось в 1861 году.

Фасады дворца представляют собой яркий пример неоренессансного стиля. Повторяя композиционные приемы итальянской архитектуры XVI века, Штакеншнейдер украсил фасад лепниной, орнаментальными скульптурными вставками, поэтажно размещенными колоннами и пилястрами.

Николаевский дворец кажется больше своих реальных размеров по причине характерной ордерной обработки фасадов. Также облегчен и скульптурный декор, что дает ощущение большей высоты здания.Предпочтение в отделке здания было отдано ренессансу и барокко. Одним из самых интересных произведений архитектуры Петербурга XIX века является парадная лестница дворца.

Комплекс строений Николаевского дворца представляет собой своеобразный микроансамбль, в котором нарядному дворцу противостоят скромные фасады служебных зданий в восточной части квартала. В архитектурных приемах проявилось стремление отразить функцию здания в его облике, и вместе с тем подчеркнуть разницу в социальном положении обитателей дворца и служебных зданий.

В конце XIX века в Николаевском дворце разместился Ксенинский институт благородных девиц. После Октябрьской революции институт закрыли, а само здание дворца перешло в распоряжение профсоюзов. Позже его переименовали во дворец Труда, а в 1923 году так назвали и площадь – площадь Труда.

В тяжелые годы блокады Ленинграда в Николаевском дворце находился госпиталь. В результате обстрелов и бомбежек здание сильно пострадало. В конце 40-х – начале 50-х годов здание дворца было отреставрировано. Помещения, некоторые из которых сохранили первоначальную отделку, ныне сдаются в аренду коммерческим структурам.

Адрес: пл. Труда, 4На карте

Если вы еще не решили, как провести свои выходные в Петербурге, то мы уверены, что посещение этих особняков станет увлекательным и полезным досугом, а наша статья поможет сделать правильный выбор!

Открытые

Особняк Каншина

Кузнечный пер., 6

Небесно-голубая парадная с белой лепниной и позолотой — одна из самых изысканных и доступных парадных города. Дело в том, что на первом этаже есть магазин, а выше и другие организации, поэтому вход сюда открыт в рабочие часы. Задумка архитектора интересна сочетанием деталей в типично барочном стиле с декором в стиле модерн.

Особняк перестраивался по заказу богатого петербургского коллежского регистратора. Архитектором был выбран Ф.Г. Барч. Это и два соседних зданий Каншин купил для членов своей семьи, где они проживали до революции.

Ул. Рубинштейна, 20

Так как внутри расположен ресторан, попасть сюда не составит труда.

Особняк Слепцова

Большая Конюшенная ул., 9

В особняке Слепцова находится креативное пространство, а на первом этаже — кофейня, поэтому он всегда открыт. Здание красиво как снаружи, так и внутри, хоть и утратило часть декора со временем. На последнем этаже будет отличный ракурс на полукруглый выступ с круглыми окнами и лепниной.

Особняк Гейденрейх

Ул. Чайковского, 32

Особняк долгое время был недоступен для посетителей, но теперь внутри находится банк. Стены украшает богатая лепнина, а наверху — стеклянный потолок.

Дом городских учреждений

Садовая ул., 55-57

Как и следует из названия, дом занимают административные учреждения, поэтому по будням вход свободный. Лестницы украшены мифическими существами, а с последнего этажа открывается вид на башенку. Внушительное здание богато удивительными декоративными элементами как снаружи, так и внутри, поэтому будьте внимательны при осмотре.

Дом Блокка

Невский пр., 65

Справа от арки будет вход в парадную, который всегда открыт, так как второй этаж занимает Почта России. Тусклое освещение делает лепнину более загадочной, а также обязательно смотрите под ногами: здесь уцелела историческая плитка.

2-я Советская улица, 10Б

Одна из красивейших парадных Петербурга расположена на Песках. Обычно тут свободный доступ, так как до вечера домофон не работает. Удивительным образом на стенах сохранились керамические вставки с растительными узорами, четыре вида метлахской плитки на разных этажах, старинная скамейка, декор на потолках. Модерн был богат на декоративные элементы, и действительно повезло, что большая часть, задуманного архитектором, дошла до наших дней.

Обновлено: дверь закрыта на домофон.

Большая Морская ул., 35

Попасть в здание легко, так как внутри находится музей «РОСФОТО». Главная достопримечательность — это красочные витражи

Также обратите внимание на рельефы с изображением северных животных и природы

Лиговский пр., 44

Внушительное здание в стиле модерн неподалёку от площади Восстания и «Галереи». Фасад украшен множеством декоративных элементов в стиле модерн. Стены парадной оформлены красочными медальонами с цветами. Чтобы их увидеть, нужно найти вход, открытый одной из организаций.

Ул. Восстания, 19

Угловой дом на улицах Восстания/Жуковского сразу привлекает внимание: барельефы с нимфами, скульптура ангела, красочные керамические вставки и необычные пропорции. Неудивительно, что и внутри скрывается много интересного: целые мозаичные панно, старинный камин и множество другого декора в стиле модерн

Вход с улицы Восстания открыт, так как внутри расположен ресепшн гостиницы.

Какие квартиры Петербурга были самыми дорогими

В дореволюционном Петербурге над магазинами находились так называемые барские этажи, в них сдавались самые дорогие квартиры. Первоначально барские этажи были вторыми, но со временем — из-за роста домов в высь — барскими стали второй и третий. Если вдруг вы присматриваете квартиру в старом фонде, знайте, что больше всего декора, самые красивые печи, самые высокие потолки будут именно на втором и третьем этажах.

Чем выше квартира находилась и глубже во двор, тем была дешевле. Самая дорогая квартира — в лицевом флигеле на втором и третьем этажах, а самая дешевая — в третьем и четвертом дворах, на пятом и шестом этажах.

В Петербурге никогда не было района, где селились бы только богатые. Даже в самой престижной Адмиралтейской части, где жили Набоковы, Суворовы, Половцовы, во вторых и третьих дворах могли селиться мастеровые и мелкие чиновники.

Они ходили по одним улицам и пользовались одними дворами, просто их маршруты не пересекались. Я знаю человека, прадедушка которого был мастеровым каменщиком: укладывал мостовую на Невском проспекте — и при этом жил на дорогой и престижной Большой Морской улице, просто в третьем дворе.

Какие квартиры в петербургских домах были самыми шикарными и где жили бедные студенты

В XIX веке самые дорогие квартиры в доходном доме находились на втором этаже. В них был парадный вход, окна выходили на улицу. Максимальное количество комнат, которое мне попадалось, — 21. Причем комнаты были площадью до 50 метров.

К концу XIX — началу XX века самые дорогие квартиры переместились выше. Это объяснялось в первую очередь распространением лифтов: подниматься на нем в квартиру считалось шикарным. А для второго этажа лифт не нужен.

Кроме того, с развитием транспорта и ростом города квартиры на втором этаже становились грязными, потому что всё, что скапливалось на улице, поднималось туда. К началу XX века самыми дорогими становятся третий и четвертый этажи

Если вы идете по центру Петербурга, то можно обратить внимание, что именно эти этажи зачастую выделены пилястрами, колоннами, арками.

Кабинет купца I гильдии Г. Г. Елисеева. Начало 1900-х годов. Фото из книги «Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта»

Что интересно, в европейских городах традиционно селились слободами — это пошло со Средневековья. В одном районе жили ремесленники, в другом  аристократы. В Петербурге же, как в новом городе, эта традиция не сложилась. Бедные квартиры располагались в тех же домах, что и богатые.

Можно представить себе красивый дом с окнами на Литейный проспект, где на втором и третьем этаже живут богатые горожане, а подвальный этаж сдан сезонным рабочим. И там живут несколько десятков человек — единственное, вход в эту квартиру будет не с парадной лестницы, а с черной.

По одной лестнице могли ходить сенаторы, богатые купцы и какой-нибудь студент, который снимал квартиру на последнем этаже. Может быть, в этом смешении была заложена нестабильность петербургского общества и, возможно, поэтому он стал городом трех революций.

Башня Татлина

«Памятник III Коммунистическому Интернационалу», более известный как башня Татлина — пожалуй, самый революционный из несбывшихся архитектурных проектов советского периода. Созданный авангардистом Владимиром Татлиным макет башни представлял собой три больших стеклянных помещения (а вернее — самостоятельных административных здания), подвешенных внутри несущего металлического каркаса в форме спирали. Расположенные одно над другим, они должны были вращаться, причем с разными скоростями.

Макет башни — пятиметровая конструкция из дерева — впервые был выставлен в 1920 году на выставке в Петрограде, позже в Москве, а еще через четыре года — на Всемирной выставке в Париже, где он получил золотую медаль.

Дворец Белосельских-Белозерских

Пожалуй, каждый турист, гуляющий по улицам Петербурга, обращает внимание на дворец Белосельских-Белозерских, расположенный в самом центре города. И даже если гости Северной столицы не планировали осматривать это здание, они все равно не пройдут мимо него

Все дело в расположении: дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте рядом со знаменитым Аничковым дворцом.

Это величественное здание было построено по проекту А. Штакеншнейдера. Интересно, что этот дом стал последним частным дворцом, возведенным в XIX веке. История дворца началась в 1797 году, когда сенатор Нарышкин продал свой участок земли князьям Белосельским-Белозерским. Семья быстро возвела для себя большой дом, но спустя время была начата масштабная реконструкция. Хозяева хотели жить в настоящем дворце, который по всем параметрам соответствовал бы их высокому положению в обществе. В 1848 году на этом месте появился дворец Белосельских-Белозерских, выполненный в стиле барокко. Стоит отметить, что новое красивое здание очаровало петербуржцев того времени. Прототипом особняка, скорее всего, стал Строгановский дворец.

Хозяева дворца Белосельских-Белозерских устраивали музыкальные вечера, на которых играли многие известные композиторы, в том числе и Петр Чайковский.

Частым гостем мероприятий был император Александр III и его супруга. Иногда балы устраивались исключительно для царской четы.

После революции здание было национализировано. Здесь располагались самые разные организации: курсы красной пропаганды, районный комитет комсомола и другие. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но был восстановлен и отреставрирован.

Во дворце сохранились и подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

В 1991 году дворец получил статус Петербургского культурного центра, в котором сейчас часто проводятся выставки и концерты. Часть помещений сдается в аренду различным коммерческим организациям.

Адрес: Невский пр, 41На карте

Уничтоженные церкви

1. Церковь Святой Троицы и зал для духовных бесед Общества распространения религиозно-нравственного просвещения

Марата ул., 5

Построена в 1890-1893 годах. В 1939 храм закрыли, там был сделан спортзал, затем складские помещения. Храм был взорван в 1966 году.

2. Введения во Храм Пресвятой Богородицы собор . Часовня св. Александра Невского

Загородный пр., 45

Храм был построен в византийском стиле по проекту архитектора К.А. Тона в 1837-1842 годах. Был снесён в 1934 году.

3. Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери при подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря

Московский пр., 25

Храм был построен в 1888 году, закрыт около 1930 года и затем был перестроен.

4. Церковь во имя Воскресения Христова (святого Михаила Архангела) в Малой Коломне

Кулибина пл., 1

Церковь была построена в 1859 году, закрыта в 1932 году и снесена.

5. Борисоглебская церковь

Синопская наб., 36

Церковь была построена в память о спасении императора Александра II при покушении. Её закрыли в 1934 году и с тех пор использовали как склад, а в 1975 году снесли.

6. Церковь Божьей Матери Казанской Вышневолоцкого Казанского женского монастыря

Малый проспект ПС, 69

Церковь была построена в 1920 году и закрыта в 1923. В 1930 была перестроена под жилой дом.

7. Церковь во имя св.мч. Мирония лейб-гвардии Егерского полка

Обводного наб. к., 99

Церковь была построена по проекту К.А. Тона в 1855 году в русско-византийском стиле. Она была закрыта в 1930 году и использовалась как картофелехранилище до 1934 года, когда церковь взорвали.

8. Николо-Мирликийская церковь — Церковь св. Николая Чудотворца и св. блг. кн. Александра Невского (Николо-Барградская)

Бакунина пр., 2

Церковь была открыта в 1915 году и принадлежала Императорскому Палестинскому обществу. В 1932 году храм был закрыт и взорван.

9. Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости

Обуховской обороны пр., 22

Церковь построена в 1898 году и снесена в 1932.

10. Церковь святых Косьмы и Дамиана лейб-гвардии Саперного батальона

Кирочная ул., 28

Церковь была открыта в 1879 году и снесена в 1950-е года. Вместе с церковью исчезло и прицерковное кладбище.

11. Церковь преподобного Алексия, Человека Божия

Чкаловский пр., 50

Церковь была построена в 1906 году в неорусском стиле. Уже в 1930-х годах она была перестроена в завод.

12. Церковь Благовещения лейб-гвардии Конного полка

Труда пл., 5

Была построена К.А. Тоном в 1849 году и снесена в 1929.

13. Церковь св. Митрофания Воронежского на Митрофаниевском православном кладбище

Митрофаньевское шоссе, 12

Митрофаньевская церковь была построена К.А. Тоном в русско-византийском стиле в 1847 году, закрыта и снесена в 1929 г.

14. Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины

Малоохтинский пр., 68

Неподалеку от шведской крепости Ниеншанц на Охте стояла деревянная лютеранская церковь св. Девы Марии. По приказу Петра I она была снесена и на её месте была построена православная церковь св. равноапостольной Марии Магдалины. Церковь была закрыта в 1938 году, затем были снесены купола. Церковь использовалась под склад и кинотеатр. В 1980-е годы её снесли для расширения Малоохтинского проспекта. За церковью располагалось Малоохтинское кладбище.

Чтобы проникнуться атмосферой ныне исчезнувших мест города, рекомендую экскурсии:

Особняк Бракгаузен

Был возведён в 1710 году архитектором Жан-Батистом Леблоном по проекту «дома для именитых», популярным в то время.

Вначале принадлежал сыну Петра I Ивану Зотову, затем перешёл во владение семьи купцов Бракгаузен. С 1832 г. в нем проживал американский посол Джеймс Бьюкенен, в 1950-х годах в здании располагался банк и 16 отделение милиции. Также во времена СССР в нем находилась Ленинградская транспортная контора пароходства, после чего дом стал жилым.

В данный момент в связи с большими затратами на необходимую реставрацию старинных интерьеров с исторической планировкой, дальнейшая судьба здания неизвестна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector