Ребенок грызет ногти, тянет в рот все подряд, ломает игрушки. как отучить малыша вредничать
Содержание:
- Заусенцы у ребенка: причины и лечение
- Как искоренить привычку у ребенка?
- Способы лечения
- Почему ребенок грызет ногти причины
- Причины, почему ребенок грызет ногти
- Зачем дети это делают?
- Как помочь ребенку справиться с вредными привычками?
- Причины потребности грызть ногти
- Вредная привычка или заболевание
- Советы
- Почему дети грызут или ковыряют ногти?
- Виды травм
- Как у детей формируются вредные привычки?
- Лечение открытого прикуса
- В чем причина
- Что такое вредные привычки и почему они возникают у детей?
Заусенцы у ребенка: причины и лечение
Если вокруг ногтя на руке малыша часто появляются повреждения, следует задуматься, почему так происходит.
Причины образования заусенца у ребенка:
- Постоянное неосознанное сосание пальчиков младенцами, которое в старшем возрасте переходит во вредную привычку. Грызть кожу вокруг ногтевой пластины является главной причиной, приводящей к образованию отслоения эпидермиса у детей. Пытаясь успокоить себя, избавиться от страхов, снять стресс, дети не замечают, как причиняют себе вред.
- Постоянный контакт кожи с повреждающими факторами (песком, водой, почвой, клеем, красками, пластилином) провоцирует пересушивание и механическое повреждение кожи.
- Нежелание детей полноценно питаться всегда приводит к анемиям, дефициту нутриентов, недостатку кожных липидов. Из-за этого возникает растрескивание и сухость эпидермиса, потеря его эластичности.
- Патологическая тяга мам к чистоте и молизмофобия (страх инфицирования). Постоянное мытье ручек малыша с использованием бактерицидных моющих средств или частая обработка кожи антисептическими спреями приводит к ее истончению и надрывам.
- Неправильный или несвоевременный гигиенический маникюр, повреждение кожи ножничками с острыми концами. Особенно сложно подстричь ноготки недавно родившемуся маленькому человечку, что часто приводит к появлению заусенцы у новорожденного.
При заусенцах у детей причины и лечение во многом напоминают данную проблему у взрослых, но имеют свои особенности.
Педиатры в этом случае советуют:
Во-первых, организовать полноценное сбалансированное питание, содержащее весь необходимый набор питательных веществ.
Блюда, которые употребляет ребенок, должны быть богаты витаминами А и Е (печень, нерафинированные растительные масла, зелень, тыква, морковь, мясо, молочные продукты).
- Во-вторых, для устранения гиповитаминоза необходимо давать детям поливитаминные средства, препараты железа и рыбий жир, курсом от 1 до 3 месяцев, в зависимости от состояния малыша и того, как он питается.
- В-третьих, следует регулярно правильно ухаживать за ногтями и кожей рук ребенка. Обрезать ногти лучше после ванны, когда они распарились и стали мягкими. После подобной процедуры ногтевой валик обязательно смазывают детским кремом или маслом с ретинолом и токоферолом (витаминами А и Е). Также питательное витаминное средство желательно наносить на руки ребенка ежедневно, перед сном.
- В-четвертых, при наличие повреждений на ручках нельзя разрешать ребенку играть в песочнице и прочими играми провоцирующими инфицирование.
- В-пятых, после каждого длительного контакта с водой нужно смазать поврежденные места детским кремом или средством с пантенолом (Бепантен).
- В-шестых, всегда после прогулки и активных игр следует тщательно мыть руки и осматривайте пальчики малыша. При обнаружении заусенцев их необходимо сразу же обрезать у самого основания. Не стоит слишком углубляться, но и нельзя оставлять свободный кончик. Щипчики перед использованием нужно обязательно обработать салициловым спиртом. Этим же лекарственным средством можно прижечь место среза. Для этой цели подойдет раствор Йода или Бриллиантового зеленого.
- В-седьмых, необходимо обязательно отучить ребенка грызть ногти, и если с ребенком младшего возраста провести подобные процедуры можно, намазав пальчики горчицей или забинтовав их на какое-то время, то ребенку постарше, а также подростку, нужно попытаться объяснить, к чему приводит такая вредная привычка. К примеру, показать ребенку фото с деформированными ногтями и тем самым дать понять, что именно к таким последствиям может привести в ближайшем будущем желание постоянно грызть ногти.
- В-восьмых, мыть руки следует только детским, не пересушивающим кожу, мылом.
Откушенный или оторванный заусенец обрабатывают Перекисью водорода или другим антисептическим раствором, смазывают раствором Йода и заклеивают бактерицидным пластырем. Боль поможет снять ванночка с использованием теплой кипяченой воды, которую проводят около 20 минут.
Если ребенок оторвал заусенец и палец воспалился, наложите на ночь повязку с медом или измельченным свежим листиком каланхоэ. Легче данную манипуляцию сделать, когда малыш уже уснул. Мед и каланхоэ помогут снять воспаление, уменьшат болевые ощущения и ускорят заживление.
Если в результате несвоевременно удаленной заусеницы образовался нарыв на пальце руки, ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, нужно срочно обратиться к врачу. Часто в таком случае потребуется вскрыть нарыв хирургическим методом, промыть и очистить рану от гноя и наложить повязку с бактерицидной мазью. Доверьте это профессионалам, так как при неправильном лечении могут развиться серьезные осложнения.
Как искоренить привычку у ребенка?
Педиатры дают ряд советов по решению данной проблемы. Для начала, родителям следует проявить бдительность. Доктор Комаровский говорит:
Категорически запрещена грубость по отношению к малышу: его нельзя ругать и бить по рукам. Дети запоминают, что в присутствии родителей грызть ногти запрещено. Но когда они будут оставаться одни, вновь займутся обгрызанием ногтей. Нельзя использовать дедовские методы: смазывать ногти горчицей или перцем. Это может выработать у малыша новые привычки.
По рекомендациям доктора Комаровского следует поить ребенка успокоительными травяными отварами, прибегать к массажам и солевым ваннам. Также можно снизить нервозность частыми прогулками.
Укреплению ногтевых пластин и кутикул способствует сбалансированное питание. Необходимо включить в рацион морепродукты и овощи. Не рекомендуется детям до пятилетнего возраста давать химические аналоги витаминов. Врачи также рекомендуют включить в ежедневный рацион питания рыбий жир.
Способы лечения
Начальная стадия заболевания поддается консервативному излечению. Если возникли небольшое покраснение и слабый отек, можно обойтись домашними методами. Если же заметен гнойный процесс, потребуется неотложная помощь специалиста – подолога, хирурга, дерматолога. При любом воспалении, сопровождающимся скоплением гноя, необходимо хирургическое вмешательство.
В процессе лечения нужно помнить о следующих правилах:
- при выполнении домашней и любой другой работы руки должны оставаться сухими, все действия проводятся в защитных перчатках;
- если причина заболевания – химические вещества, нужно временно прекратить или, по крайней мере, ограничить контакт с ними;
- если парохиния локализуется на ступнях, следует носить только удобную просторную обувь хорошего качества.
Лечение гнойной формы
При наличии абсцесса гнойник вскрывается хирургическим путем. Если этого не сделать, состояние пациента неизбежно ухудшится. Такую операцию проводят под местной анестезией или без нее. В первом случае на коже делаются небольшие надрезы, во втором – проколы иглой. Сразу после вскрытия гнойника накладывается повязка с мазью, боль прекращается, пациент чувствует облегчение. Мази обязательно должны быть эффективны против золотистого стафилококка. Почти всегда устанавливается дренаж, ускоряющий отделение гноя. В более серьезных случаях, когда абсцесс перекинулся на ногтевое ложе или имеет место врастание ногтя, может потребоваться частичное удаление ногтя. Также назначаются пероральные антибиотики, особенно при недостатке иммунитета.
Если причиной возникновения парохинии стал грибок, применяют антигрибковые препараты, например, клотримазол. Иногда врач назначает антимикотические лекарства для внутреннего применения – например, флуконазол.
Парохиния, развившаяся на фоне экземы, псориаза или сифилиса, требует специфических методов лечения. Обычные лечебные меры дополняются физиотерапевтическими процедурами (кортикостероиды, облучение ультрафиолетом).
После проведения операции и установки дренажа пациент через некоторое время должен прийти на повторный прием для оценки состояния. Обычно при адекватном уходе и соблюдении всех врачебных рекомендаций паронихия излечивается полностью и не имеет рецидивов. Пациенту рекомендуется принимать комплексы поливитаминов для укрепления защитных резервов организма.
Лечение паронихии домашними методами
Заниматься самостоятельным лечением можно лишь при условии отсутствия гнойного воспаления. Ни в коем случае нельзя лечить в домашних условиях детей!
Если абсцесса точно нет, то помогут ванночки с антисептиками (хлоргексидином, повидон-йодом), которые делаются несколько раз в день по 15 минут.
Антисептическими свойствами обладают и травы – календула, ромашка. Отвары из них также можно применять в виде ванночек.
Хороший эффект дает использование для ванночек раствора морской соли, а также соды, марганцовки.
Перечисленные растворы можно применять и для компрессов.
Почему ребенок грызет ногти причины
С точки зрения детских врачей, дурная привычка имеет вполне логическое объяснение в каждом периоде детского возраста:
В 2-3 года — это результат отвыкания от соски;
С 3-4 лет – дурной пример родителей или сверстников.
Увиденное провоцирует желание повторить, свойственное ребенку, а со временем закрепляется и совершается уже на уровне подсознания, примерно так же, как кто-то грызет ручку или крутит пряди волос, ковыряется в носу до кровотечений или дергает нитки из одежды. Дерматофагия, по этой же теории, проявляется из-за отсутствия на ногтевой пластине кусочка, который еще можно было бы откусить.
Врачи-психологи смотрят на привычку грызть ногти, как на общее явление деформации психологического состояния, которое может наступать из-за множества поводов, представляющихся родителям незначительными, или не имеющими отношения к делу. Но любая дурная привычка, которая запускается на подсознательном уровне – следствие внешних факторов, которые приводят к внутреннему дискомфорту или даже депрессии:
- Чувство вины, культивируемое взрослыми (родителями, учителями, воспитателями и даже посторонними). Отсутствие похвалы за хороший поступок или сделанную работу, сравнение с другими детьми, и не в пользу собственного ребенка, постоянное напоминание о былых провинностях и придирки к личным качествам и привычкам. Спровоцировать может и высмеивание, свойственное некоторым острякам, принимающим свои издевки над малышом за проявление симпатии и подшучивание. Иногда дети винят себя в ссорах и скандалах, которые происходят между родителями, даже если не имеют к ним никакого отношения.
- Личностные деформации из-за какого-либо неумения (завязывать шнурки, выучить таблицу умножения, застегивать змейку на одежде). Они развиваются из-за постоянного напоминания об этом, попыток научить действию, которое составляет непреодолимый барьер. Такому негативу часто подвергаются дети с особенностями развития. При этом у них не всегда есть отклонения в развитии, и отсутствие общепринятого навыка компенсируется какими-то другими способностями. Таким детям свойственна повышенная эмоциональность и болезненное восприятие давления извне.
- Плохой пример ровесника или взрослого иногда закрепляется, как проявление агрессии и протеста. Такие состояния часто присущи малышу, не имеющему другой возможности их проявить из-за постоянного надзора. Обкусывая ногти и кожу вопреки строжайшему запрету, изначально он протестует подобным образом, а затем это превращается в рефлекторное действие.
- Иногда грызение ногтей приходит на смену другой вредной привычке, от которой ребенка настойчиво отучают (сосать палец, грызть ручку, ковыряться в носу).
- Эмоциональная составляющая. Маленький человек испытывает состояние скуки, переутомлен и взвинчен из-за недосыпания или болезни, не хочет идти в школу или садик. Одной из самых распространённых эмоций, приводящих к возникновению дурной привычки, становится непреодолимое удовольствие. Оно у детей с определенным типом психики наступает всякий раз, когда они делают то, что находится под строжайшим запретом.
Прежде чем начинать репрессивные меры и вводить систему наказаний, родителям следует выяснить, что именно перманентно провоцирует нарушение запрета или возникновение негативного явления. Иногда устранение таких поводов работает в десятки раз эффективнее, чем побои, лишение удовольствий или доверительные беседы психолога.
Не следует забывать и о том, что к дурной привычке может привести и заболевание нервной или сердечно-сосудистой системы, наличие в организме паразитов, отсутствие необходимых в его возрасте минералов и витаминов. Все эти гипотезы можно проверить, проведя элементарный медицинский осмотр у детского врача.
Причины, почему ребенок грызет ногти
Для того чтобы справиться с проблемой, обязательно нужно выяснить причину появления такой привычки. Она не появляется сама по себе на пустом месте, ей обязательно предшествуют определенные обстоятельства. Специалисты, занимающиеся этой проблемой, считают, что ребенок, обкусывая ногти, пытается «выгрызть» что-то, не дающее ему покоя, пугающее или мешающее ему. Психологи считают, что корень проблемы нужно искать в периоде до 1,5 лет. По Фрейду, это возраст оральной стадии развития, и если в этот момент произошло травмирующее ребенка событие (отъезд мамы, грубое отлучение от груди и т. д.), то есть у ребенка закрепляется неудовлетворение базовой потребности – в питании, то позже, в более старшем возрасте, достаточно будет толчка, чтобы подавленная неудовлетворенность всплыла и оформилась во вредную привычку грызть ногти.
Причины, по которым возникает навязчивое желание обкусывать ногти, могут быть как психологическими, так и физиологическими.
Психологические причины:
-
если ребенка рано отлучили от груди или запрещали сосать соску, то таким образом будет удовлетворяться подавленная потребность в сосании;
-
резкая смена обстановки – переезд на новое место жительства, переход в другой детский сад или школу являются большим стрессом для ребенка;
-
потеря близкого человека – опять же, это сильный стресс, который может стать толчком;
-
напряженная обстановка в семье – разговоры на повышенных тонах, агрессия родителей в адрес друг друга, скандалы, угрозы – все это травмирует психику ребенка;
-
испуг – испугать малыша может и громкий крик или звук, и какое-то пугающее событие или происшествие;
-
проблемы с социальной адаптацией – для ребенка после трех лет поступление в детский сад или школу, общение с новыми людьми, смена распорядка дня – все это является стрессовой ситуацией;
-
большая нагрузка – обилие секций, кружков, большая нагрузка в школе, занятия с репетитором – все это может стать непосильной нагрузкой на нервную систему малыша;
-
подавленная агрессия (аутоагрессия) – ребенок подавляет агрессию, направляет ее внутрь, на себя;
-
маленькая нагрузка – другая крайность, в противовес предыдущему пункту, когда ребенок просто не знает, чем себя занять;
-
дурной пример – если в окружении ребенка кто-то, особенно старший, грызет ногти, то можно с уверенностью говорить о том, что дурная привычка быстро будет перенята;
-
бесконтрольный просмотр телевизора и компьютерные игры, а также бесконтрольное пользование различными гаджетами (телефонами, планшетами и т. д.) дают повышенную нагрузку на детскую психику – сейчас и в мультфильмах, и в играх можно встретить переизбыток агрессии, возможно, ребенок пытается справиться со стрессом от просмотра и поэтому грызет ногти;
-
боязнь не соответствовать ожиданиям родителей – ребенок испытывает сильный стресс, пытаясь оправдать ожидания и стремясь соответствовать требованиям родителей.
В корне всех психологических причин лежит стрессовая ситуация, до истоков которой обязательно нужно докопаться, чтобы после успешно избавиться от дурной привычки.
Зачем дети это делают?
Поскольку большинство привычек связано с психологическими причинами, то выполнение этих простых помогает ребенку успокоиться, снять стресс и напряжение.
Например, сосание пальца или соски берет начало в младенчестве, когда сосательный рефлекс, являясь базовым, помогал ребенку ощущать себя в безопасности. Удовлетворяя его, малыш успокаивался, переставал плакать. Позднее, когда у него стали «отнимать» возможность таким образом чувствовать себя комфортно и под защитой (отучили от груди, перестал сосать бутылочку, стали забирать соску), а альтернативу для получения этого чувства не предложили (нет тесного контакта с мамой, например) или существует перманентная стрессовая ситуация (мама с папой постоянно ругаются), ребенок подсознательно ищет способ, как помочь себе: он понимает, что можно сосать палец или просто не расставаться с соской.
Это важно!
Цель любой вредной привычки – создать знакомое для человека поведение, которое помогает снизить уровень тревоги и напряжения путем выполнения знакомых и безопасных для него действий.
Становится очевидным, что между курением у взрослых и ковырянием в носу нет никакой разницы: оба этих действия несут один и тот же смысл.
Привычки, связанные с подражанием кому-либо, также нацелены на создание условий, помогающих детям почувствовать себя в безопасности
Повторяя за взрослыми, которые рядом, или за сверстниками ребенок пытается приблизиться к «образцу» и показать свою схожесть с ним, продемонстрировать то, что он «из того же племени», а также привлечь внимание.
Как помочь ребенку справиться с вредными привычками?
Нет универсальных советов, которые избавят малыша от вредной привычки. Это процесс долгий и непростой. Но есть советы, которые помогут преодолеть трудности!
- Будьте спокойны, терпеливы и доброжелательны. Не нужно агрессировать на ребенка и запугивать его. Страх только усугубит ситуацию или приведет к появлению новой привычки.
- Попытайтесь проанализировать, чем привычка вызвана. Ковыряет пупок? Возможно, ребенок пошел в сад, и это его защитная реакция на стресс. Начал говорить неприличные слова? Может в вашей семье слишком часто употребляют нецензурные слова, и надо пересмотреть свой лексикон. Причина есть всегда.
- Объясните, почему ему не стоит грызть ногти, ковыряться в носу и прочее. Расскажите, к чему это может привести, какие последствия могут быть. Только избегайте пояснений типа «Потому что я так сказала — нельзя, и все!» или «Иначе придет Баба Яга и съест тебя».
- Расскажите о пользе отказа от этой привычки. Например, можно придумать сказку из серии «Если мы с тобой спрячем соску, то ночью придет добрый гномик, заберет ее и оставит там волшебный подарок для моей взрослой девочки\мальчика» и т.д. Финал истории всегда должен быть положительным.
- Не ругайте ребенка, особенно прилюдно, особенно если ребенок старше 3 лет. Чувство стыда, возможно, и окажется эффективным, но на короткий срок. И, скорее, всего породит за собой дополнительные проблемы и комплексы.
- Займите ребенка чем-то интересным, а еще лучше – займитесь вместе с ним! Ничего так не снижает уровень стресса у ребенка, чем нахождение рядом с любящим и внимательным взрослым.
- Следите за своими привычками. Если вы сами постоянно грызете ногти, логично, что ребенок может начать повторять за вами (тогда это вам стоит поискать корень своей привычки).
- Формируйте у ребенка здоровые, правильные привычки. Чистить зубы два раза в день, убирать игрушки перед едой, целовать папу перед сном и многое другое. В идеале, выполняйте их вместе с ребенком. Любовь и личный пример – лучшее, что мы можем дать ребенку.
(
оценок; рейтинг статьи )
Причины потребности грызть ногти
Как уже было сказано выше, онихофагия связана со стрессовыми и тревожными ситуациями, а именно с тем, что человек не способен выражать негативные эмоции. Испытывая гнев или тревогу и не зная при этом как выплеснуть ее наружу, человек прибегает к аутоагрессии, то есть направлению отрицательных эмоций и вредящих действий на самого себя. Аутоагрессия проявляется в самоунижении, самообвинении и склонности к нанесению себе телесных повреждений вплоть до суицидальных попыток. Таким образом, онихофагия является одной из слабых форм такого поведения.
В животном мире когти являются оружием, инструментом, при помощи которого можно нанести реальный ущерб другому существу. У людей же ногти не имеют такого значения, а несут больше защитное и символическое значение. Тем не менее в нашем языке существуют такие выражения как «выпустить когти» или «показать когти», означающие демонстрацию гнева или другой сильной негативной эмоции. Поэтому, когда человек грызет ногти, избавляется от них, он как бы прячет свою агрессивность, направляет ее внутрь, хотя чувствует ее по отношению к окружающим. Зачастую этим расстройством страдают люди с низкой самооценкой, трусливые, слабые и неспособные постоять за себя, либо совершенно противоположный тип — люди, которые легко впадают в агрессивное состояние и таким образом пытаются замещать и подавлять свой темперамент. Еще одной из причин, но уже куда менее распространенной, является влечение человека к действиям, которые порицаются в обществе, либо которые он лично находит недопустимыми, но желанными.
Вредная привычка или заболевание
Многие специалисты относят жажду грызть ногти к болезни. У нее даже есть определение — «онихофагия» — беспричинная, неодолимая охота грызть ногти. А те люди, которые желают обгрызать кутикулу, имеют заболевание «дерматофагия».
В результате исследований ученые определили, что точат ногтевую пластину примерно 30% деток в возрастной категории от 6 до 10 лет. Отмечена также интересная тенденция — мальчики занимаются этим значительно чаще, чем девочки.
Однако, чем старше, тем хуже — 50% детей в возрасте 10–17 лет имеют эту дурную привычку. Данная склонность объясняется переменами в жизни взрослеющего подростка, когда он не может преодолеть стрессовые ситуации.
Важно понимать, что не стоит манеру обгрызать ногти пускать на самотек и надеяться на ее разрешение. Необходимо найти причину такого поведения и устранить ее до того, как это приведет к печальным последствиям
Советы
Инструменты, советы и тактики, позволяющие остановить грызть ногти
- Замените привычку грызть ногти хорошей привычкой или увлекательным занятием: научите вашего ребенка вместо этого играть с мячом для снятия напряжения, ерзанием рук или глупой замазкой. Это поможет держать его руки занятыми и подальше от его рта. Сгрызенные ногти-ногти которые грызут фото:
- Следующее — методы и продукты, чтобы прекратить грызть ногти, но они должны уважать других вокруг ребенка. Например, детям с чувствительными проблемами никогда не будет удобно сидеть рядом с ребёнком , жующего жвачку.
Итак, ребенок грызёт ногти советы психолога такие:
- Взвесив все за и против и учитывая потребности других, ниже приведены некоторые инструменты, советы и тактики, которые вы можете использовать для предотвращения укусов ногтей:
- Использование продукта с горьким вкусом, нанесенного на ногти: лак для ногтей, лосьоны, духи или домашние зелья из перца или мыла.
- Нанесите горькое вещество, такое как имбирное масло, которое легко получить, замочив имбирь на две недели в оливковом масле.
- Положите пластыри на ногти.
- Занимайтесь с ребенком и сосредотачивайтесь на веселых занятиях.
- Усилить позитивное поведение, похвалив его.
- Наденьте резинку на запястье и хватайте ее всякий раз, когда у него появляется желание кусать ногти.
- Может создать систему поощрений, чтобы мотивировать ребенка за каждый маленький шаг.
Почему дети грызут или ковыряют ногти?
Что это значит? Главные причины онихофагии:
- Наличие внутренней тревожности. Ребенок, ощущая беспокойство, возникающее по разным причинам, стремится с ним справиться, и онихофагия позволяет это частично сделать. Основные причины для тревожности: чувство неуверенности в себе, фобии, ощущение беспомощности, низкая самооценка, внутреннее напряжение из-за несоответствия требованиям, которые выдвигают окружающие. При этом онихофагия далеко не всегда воспринимается ребенком всецело осознанно.
Аутоагрессивные тенденции. Аутоагрессия , определение, обозначающее осознанные насильственные действия по отношению к себе. Синонимы: селфхарм, самоповреждение. Обгрызание ногтей и кожи вокруг них считается одной из многочисленных форм селфхарма, наравне с нанесением себе порезов, ожогов, выдиранием волос. Однако не каждое обгрызание ногтей можно отнести к аутоагрессии. Но если ребенок грызет пальцы очень часто и до крови, а на его теле есть и другие необычные травмы (например, обилие мелких царапин), это можно трактовать как аутоагрессию.
Самоповреждение может проводиться с целью наказать себя, а иногда с целью снять напряжение, поскольку болевые ощущения запускают выработку адреналина, и душевная боль временно уменьшается. Аутоагрессия более свойственна подросткам.
Неправильный подход родителей к воспитанию. Если родители возлагают на ребенка чрезмерную ответственность, требуют от него безусловного послушания, наказывают даже не за проступок, а уже за то, что ребенок не оправдал ожиданий, то риск возникновения онихофагии и многих других невротических привычек вырастает в разы.
Это связано с тем, что ребенок постоянно ощущает психическое напряжение и боится сделать что-то недостаточно хорошо.
Проблемы в семье. Дети, которые растут в токсичных семьях, чаще других детей имеют различные невротические привычки и психические заболевания. К токсическим относятся семьи, в которых один или оба родителя прибегают к различным видам насилия над детьми (психологическое, физическое, сексуальное), игнорируют потребности ребенка. Также факторами риска являются следующие обстоятельства: потеря работы, развод родителей, нехватка финансовых средств, социально-бытовые проблемы, регулярные скандалы в семье.
Проблемы в других микросоциумах. Психические расстройства распространены у детей-изгоев: тех детей, которые стали жертвами школьного буллинга (травли). Буллинг может быть не только школьным. Он часто возникает в кружках, секциях. Но и дети, которых не травят, могут ощущать психическое напряжение. К примеру, это может происходить, если школьные учителя ведут себя неадекватно с детьми, или если ребенок поссорился со школьным другом, или если он не нашел друзей и чувствует себя одиноким.
Слишком высокие нагрузки. Ответственность увеличивается по мере взросления ребенка. Наиболее острым считается период, когда ребенок впервые приходит в школу и пытается справиться с грузом ожиданий и ответственности, свалившимся на него. Именно в это время у многих детей появляются различные невротические привычки, с которыми трудно справиться. В зоне риска находятся дети, которые посещают большое количество дополнительных занятий.
Копирование привычки. Если кто-то из близких ребенка страдает онихофагией (родители, друзья), он может перенять эту привычку.
Дети, имеющие в анамнезе какие-либо органические повреждения мозга (гипоксия, черепно-мозговые травмы, тяжелые осложнения инфекционных заболеваний), чаще страдают различными психическими отклонениями.
Виды травм
Ушиб с образованием подногтевой гематомы. Причина ушиба – резкий удар по ногтю, после которого ногтевая пластина сохраняется, но повреждаются лежащие под ней сосуды. Постепенно скопившая под пластиной кровь темнеет, а со временем гематома приобретает темно-синий оттенок. Палец сильно болит, иногда отекает полностью или в районе верхней фаланги. Еще через некоторое время ногтевая пластина начинает отслаиваться вследствие нарушения поступления питательных веществ. Ноготь становится «мертвым». На месте старого ногтя вырастает новый.
Защемление или сдавливание – симптомы при таком повреждении схожи с теми, которые появляются при ушибе
Ноготь синеет или чернеет, а впоследствии отпадает.
Рваная рана – ее можно получить при неосторожном обращении с острыми или режущими предметами, инструментами. Кровь из такой раны свободно вытекает наружу.
Отрыв ногтевой пластины от ложа – причиной может стать как механическая травма, так и поражение грибком.
Рассечение ногтя в результате слома
Если сломалась часть пластины, не прикрепленная к ложу – ситуация неприятная, но совершенно безопасная. Если же случилось повреждение ложа – требуется лечение.
Полное или частичное ампутирование ногтя – отрыв пластины от ложа. При этом могут быть повреждены также мягкие ткани и кость фаланги.
Перелом фаланги – открытый или закрытый.
Травмирование при маникюре или педикюре. Может быть повреждена ногтевая пластина или кутикула. Если повреждение не обнаружено вовремя, это грозит развитием воспалительного процесса.
Повреждения могут быть незаметны, но проявятся через какое-то время, когда ноготь отрастет.
Например, если затронута зона роста, растущий ноготь может быть покрыт белыми пятнышками, поперечными выпуклостями.
Как у детей формируются вредные привычки?
У детей нежелательные навязчивые действия формируются по двум причинам. Первая – это подражание авторитетному для ребенка взрослому человеку. Малыш замечает у одного из родителей или других близких, с кем он часто проводит время, вредную привычку (например, папа постоянно проводит время перед экраном, просматривая фильмы и ролики). После чего ребенок, не замечая сам, просто повторяет за взрослым действие, как норму. В данном случае для сына может стать само собой разумеющимся проводить часы перед телевизором и даже засыпать под него. Вторая причина – это психологические проблемы, а именно не удовлетворение какой-либо потребности (чаще всего – во внимании).
Каждый родитель задастся вопросом: Что же делать с вредными привычками у детей? Нужно ли ругать ребенка или игнорировать его действия? Ответ прост: как правило, если нет психологической подоплеки и взрослые корректируют свое поведение, привычки исчезают сами. Главное, не указывать ребенку на них, не критиковать. Лучше, если он ковыряет в носу, поручить ему задание, где нужно задействовать обе руки. Или дать в руку банан, чтобы ребенок не сосал палец.
Лечение открытого прикуса
Для определения плана лечения открытого прикуса важно выполнить полную диагностику, позволяющую выявить все сопутствующие заболевания челюстей. Лишь развернутый и точный диагноз позволяет специалисту назначить результативное лечение открытого прикуса
Исходя из возраста пациента и уровня деформации его прикуса, может быть назначено хирургическое, ортодонтическое либо комбинированное лечение. К примеру, лечение с целью коррекции молочного прикуса подразумевает профилактические действия, способные минимизировать патогенетические факторы. Лечение требует сочетания терапевтического влияния и выполнения особой миогимнастики. Перед исправлением детского открытого прикуса необходимо, например, следить за тем, чтобы дыхание производилось через нос, нормализовать положение языка в ротовой полости, своевременно выполнять профилактические действия против рахита.
Сосание пальцев
Оказать малышу помощь в отказе от сосания пальца можно при помощи нарукавников из картона, которые необходимо надевать на изгибы локтей для фиксации детских рук в прямом положении. Это предотвращает появление для ребенка возможности брать пальцы в рот.
Когда ребенок грызет ногти
Если малыш грызет ногти, родителям необходимо следить за тем, чтобы руки малыша были по возможности далеки ото рта. В данном случае ребенка рекомендуется отвести к невропатологу, ведь данная вредная привычка говорит о возможности нервного напряжения или расстройства. Для избавления от этой привычки маленьких девочек от 5 до 8 лет их родители могут прибегать к процедуре маникюра, нанося на ногти ребенка разноцветный лак. Вероятно, что девочка просто не захочет портить свои красивые ноготки и у нее получится преодолевать патологический рефлекс.
Отсутствие носового дыхания
Наличие неправильного открытого прикуса нередко является следствием отсутствия дыхания через нос. Для устранения вредной привычки дыхания только через рот пациенту необходимо обратиться за помощью к отоларингологу, где специалист определит наличие воспалительного процесса миндалин или аденоидов. Если воспаление выявлено, аденоиды или миндалины подлежат удалению, после чего необходимо обучить ребенка носовому дыханию. Существует специальная дыхательная гимнастика для стабилизации дыхания через нос:
- Набрать воды в рот и с усилием выталкивать ее тонкой струйкой
- Набрать полный рот воды и удерживать ее за щеками некоторое время. Упражнение не допускает ротового дыхания и постепенно приучает к дыханию через нос
- Попеременное вытягивание губ сначала в широкую улыбку, затем – в трубочку
- Выдувание мыльных пузырей
- Вытягивание губ в попутке свиста
- Удерживание при помощи губ линейки или легкой ложки в течение нескольких минут
Каждое упражнение требует нескольких повторов за подход. В день рекомендуется делать хотя бы парочку подходов. При частом выполнении гимнастики отмечается ее высокая результативность.
В чем причина
Как отмечает психолог Елена Ерсой, вредные привычки, как правило, не возникают из ниоткуда.
– Например, грызть ногти ребенок может начать, просто копируя кого-то из окружающих. Но причина может быть и более серьезной – ребенок таким образом справляется со стрессом и как бы говорит о том, что не готов к тем или иным событиям, – поясняет она.
По мнению врача-педиатра Евгении Ханцевич, появление вредных привычек может спровоцировать повышенное нервное напряжение, вызванное в первую очередь ссорами и скандалами в семье.
– Немаловажную роль играет и окружающая среда. Например, кто-то постоянно задирает ребенка во дворе или у него нет взаимопонимания с воспитательницей в детском саду.
А может, он просто тотально загружен занятиями, которые ему навязали родители, – говорит Евгения Ханцевич.
Появиться вредные привычки могут и из-за таких незначительных для взрослого событий, как встреча с новым человеком, переезд на новое место или выход на сцену в садике на концерте.
Более серьезным толчком к аутоагрессивному поведению – агрессии, направленной на себя, является, по мнению психолога, психоэмоциональное напряжение ребенка, связанное с длительным или постоянным давлением или ограничением со стороны родителей, запретом на выражение своих чувств и эмоций.
Что такое вредные привычки и почему они возникают у детей?
К вредным привычкам можно отнести действия и поступки, которые выполняются часто и в большинстве случаев неосознанно.
Чаще всего они носят либо психологический характер, либо изначально преследуют цель подражать кому-то (взрослым или сверстникам).
К вредным привычкам в детском возрасте можно отнести:
- грызть ногти;
- сосать палец или соску после 3х лет;
- ковыряться в носу или пупке;
- перебирать в руках волосы или край одежды;
- кусать губу;
- чавкать;
- ябедничать;
- использовать слова-паразиты («короче», «ну, «вот») или нецензурную лексику и др.
Чаще всего к возникновению вредных привычек приводит стресс, который может быть связан с:
- отсутствием доверительных отношений между ребенком и родителями;
- неблагоприятный микроклимат в семье, конфликты между взрослыми;
- недостаток внимания;
- острый стресс (смерть близкого человека или питомца, развод родителей, несчастный случай, в котором пострадал сам ребенок, или же все произошло на его глазах, др.);
- эмоциональные переживания, связанные с взаимоотношениями в детском коллективе (конфликты с ровесниками, буллинг) или с учителями.