Мальчик, девочка заикается! как перестать заикаться, как не заикаться?

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить

Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст — от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Как лечить

Лечение проводится совместно с психологом, неврологом и логопедом.

Обязательной составляющей терапии являются занятия с логопедом. Специалист подбирает индивидуальную схему коррекции заикания. Сначала нужно устранить старый речевой стереотип: быструю прерывистую речь, повторение слов и слогов. Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи. Таким образом создается новый речевой стереотип. В дальнейшем он закрепляется упражнениями с повторением звуков, слогов, слов, предложений и целого текста.

Если причиной является хроническая травмирующая ситуация — необходимо ее устранить. С ребенком занимаются психолог или психотерапевт. Проводятся сеансы психотерапии, психокоррекция, арт-терапия, музыкотерапия. Эти методы помогают расслабиться, меняют отношение маленького пациента к своему состоянию. Они также являются профилактическим средством от вторичных речевых нарушений.

Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи.

Важно мотивировать у ребенка, чтобы у него было желание заниматься. Так он будет больше стараться

Когда причиной невротической формы заикания у детей являются конфликты в семье, показано семейное консультирование и терапия всем членам семьи. Родственникам необходимы выработать навык самообладания, ведь для выздоровления ребенку нужна благоприятная и спокойная домашняя атмосфера. Окружающим также необходимо следить з своей речью: она должна быть понятной, спокойной, с доброжелательным тоном.

Родителям нужно понять, что лечение не ограничиваются кабинетом логопеда. Дома тоже нужно заниматься с ребенком. При этом нужно обязательно учитывать эмоциональное состояние малыша.

Проблемы по части неврологии решаются медикаментозными препаратами: седативными средствами, ноотропами, витаминными комплексами. Врач может назначить физиотерапию, массаж, рефлексотерапию.

В сложных случаях показана гипнотерапия.

Упражнения при невротическом заикании

Количество занятий и их длительность зависят от возраста ребенка и степени тяжести патологии. Обычно сеанс длится 15 – 20 минут.

Комплекс начинается с разминки — дыхательной гимнастики с целью увеличения объема выдыхаемого воздуха, чтобы малыш мог строить длинные фразы:

  1. Малыш лежит на спине и животом изображает море — делает вдох через нос, надувает животик, выдыхает через трубочку. Упражнение нужно сделать три раза;
  2. Ребенок дует на воду в стакане через трубочку, изображая шторм, аквалангиста или кипение воды;
  3. В тазик с водой запускаются кораблики — сделанные из бумаги, или роль корабликов могут выполнять любые игрушки. Нужно дуть на кораблики, чтобы они доплыли до другого края тазика.

Упражнения можно дополнить произношением слов или предложений. При этом вы произносите слова, и просите малыша делать то же самое. Говорите медленно и соблюдайте ритм.

Следующее упражнение — «эхо». Вы произносите слово, ребенок за вами повторяет.

Полезны для развития речи отгадывание загадок, составление устных рассказов по рисунку, разучивание песен. К слову, пение позволяет добиться плавного произношения. Его рекомендуют использовать в повседневной жизни. Например, какое-то слово кажется вам трудным в произношении. Попробуйте его пропеть: пение снимает спазм и вы заметите, что легко произносите слово.

Положительно сказываются рисование, лепка, плетение, оригами. Известно, что мелкая моторика связана с речью. Даже здоровым малышам рекомендуют такие занятия. А деткам с невротическим заиканием они помогут улучшить координацию и артикуляцию.

Причины появления дефекта речи

Причины возникновения заикания принято делить на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Первый тип — случайные, являющиеся толчком, события и действия. Второй тип — условия, дающие почву для возникновения недуга.

Производящие причины

Анатомо-физиологические

  • Травмы головного мозга
  • Органические нарушения мозга
  • Истощение нервной системы
  • Интоксикации
  • Соматические хронические заболевания
  • Болезни носа, глотки, гортани
  • Задержки речевого развития

Психические и социальные

  • Психотравмы (кратковременные и длительно действующие)
  • Неправильное воспитание в семье
  • Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение)
  • Перегрузка речевым материалом
  • Полиглоссия
  • Подражание заикающимся
  • Переучивание леворукости

Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы

В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:

  • Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода)
  • Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре)
  • Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции
  • Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания (например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству)
  • Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы (например, сотрясения мозга, энцефалопатия)

В возникновении заболевания могут оставить свой след и неблагоприятные условия:

  • физическая ослабленность детей;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
  • недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений

Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то следует понаблюдать повнимательнее за его поведением и речью. Также стоит помнить, что мальчики заикаются 4 раза чаще, а более половины заикающихся приобретают недуг между 2 и 5 годами, 90% заболевает раньше 10 лет.

Что такое невротическое заикание

Невротическое заикание развивается вследствие тонико-клонических и тонических судорог артикуляционной мускулатуры. Происходит спазм мышц, которые участвуют в разговоре: языка, гортани, мягкого неба.

Провоцирующим фактором является стресс, психологическая травма в детском возрасте. Возникает обычно в 4 – 5 лет, когда дети начинают активно разговаривать. Однако он может развиться и в более раннем, и в более старшем возрасте.

Наиболее часто причиной невротического заикания являются следующие ситуации:

  • хронический стресс — конфликт в семье или со сверстниками;
  • физический недуг и связанные с ним комплексы;
  • отсутствие взаимопонимания с родителями, практикование физического наказания с их стороны;
  • острая психическая травма — гнев, испуг, страх, стресс.

Еще одна из причин — наследственность. У таких деток с рождения имеется функциональная недостаточность речевого аппарата, что в итоге приводит к заиканию. Поэтому нельзя терять бдительность: не допускайте эмоционального перенапряжения, стрессов. Воспитание и общение должны строится на полном контроле родителями своих эмоций: не срывайтесь на малыше, не кричите на него и не ругайте. Старайтесь находить компромиссы и решайте вопросы с заботой, любовью.

В некоторых семьях родители склонны форсировать развитие ребенка, в том числе речь. С ребенком постоянно занимаются, предъявляются повышенные требования, не учитывающие индивидуальные особенности. Нагружают его чтением, заставляют разучивать сложные слова, стихи. Очевидно, что это непосильные нагрузки в физическом и психическим отношениям. Рано или поздно эта причина приводит к срыву, истерикам, в том числе нарушению речи.

Если в семье уже есть заикающийся человек, малыш может ему подражать.

Общие рекомендации при лечении заикания у подростков

Действия родителей должны начаться с консультации специалиста. Логопед изучит анамнез, характеристики речи, расспрашивает о перенесенных заболеваниях, травмах, возможных причинах, которые привели к расстройству.

Самолечение по советам знакомых, без очного осмотра специалиста недопустимо. Так вы можете еще больше ухудшить ситуацию.

После осмотра логопед направляет пациента на консультацию к узким специалистам:

  • невролог проводит исследование с целью выявления отклонений в нервной системе. Для этого используются рентгенография черепа, электроэнцефалография, реоэнцефалография, МРТ, КТ;
  • оториноларинголог исключает болезни ЛОР-органов, которые могут повлиять на речь;
  • психолог работает с личностными нарушениями.

При необходимости с подростком работают и другие врачи: эндокринолог, психиатр.

После полной диагностики логопед подбирает тактику лечения заикания у подростков. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно выполнения упражнений самостоятельно. Сложные ситуации, когда дефект присутствует постоянно, мешает обычной жизни, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.

Обычно терапия длительная: может потребоваться не один год, чтобы справиться с проблемой. Важным условием является непрерывность лечения: завершили один курс, немного отдохнули, и начали следующий курс. Выполняйте все рекомендации логопеда. Если вы будете относиться к дефекту речи у подростка наплевательски, он будет брать пример с вас и не будет стараться.

Помните: только совместные усилия логопеда, родителей и самого ребенка помогут добиться результата.

Даже после выздоровления вам следует быть настороже: при неблагоприятных условиях заикание у подростков может рецидивировать

Поэтому очень важно устранить все факторы риска: избегать стрессов, уменьшить нагрузки в школе, создать благоприятную атмосферу дома

Заикание у ребенка в 3 года

Если вы заметили, что у 3 летнего ребенка проявляется заикание, то необходимо следовать следующим инструкциям:

  • необходимо сделать так, что бы ребенок меньше говорил, старайтесь не задавать ему лишних вопросов — на которые хотите услышать ответ! Если ребенок вас о чем либо спрашивает ему необхдимо отвечать;
  • если у вас есть возможность отказаться от посещения детского сада, сделайте это обязательно и избегайте скопления людей;
  • займите ребенка настольными и прочими развлекательными играми, они отлично развивают мелкую моторику и успокаивают нервную систему;
  • обязательно обратитесь к хорошему детскому логопеду и невропатологу.

Главное не перегружайте ребенка — это может негативно на нем сказаться, необходимо с первых проявлений предпринять необходимые меры.

Я сильно заикаюсь – что делать? Как перестать заикаться, как научиться не заикаться? Не хочу заикаться!

Как перестать заикаться при волнении, при выступлении в аудитории, на работе, в школе, в институте, в униерситете, в гимназии, в лицее, в техникуме, или в спокойном состоянии? Наиболее оптимальный подход в ситуации, если ребёнок, подросток, взрослый заикается, это обратиться к специалисту в Сарклиник. Врач разработает наиболее оптимальный план лечения, подберет из 12 методик наиболее эффективную в данном конкретном клиническом случае. И тогда Вы забудете фразу: «Я сильно заикаюсь, или почему я заикаюсь, как говорить, не заикаясь?» В помощь взрослым, заикающимся на работе, разработаны специальные методики. Даются рекомендации родителям заикающихся детей.
 

Профилактика заикания

Профилактика заключается в комплексе мер, направленных на устранение факторов риска:

  1. Формирование благоприятного психологического фона в семье, отказ от чрезмерной опеки, требовательности со стороны родителей к своему ребенку, забота и доброжелательное отношение к нему. Помните, что основой ваших действий должны быть любовь, а не стремление сделать из своего малыша вундеркинда;
  2. Устранение стрессов, эмоциональных потрясений;
  3. Отказ от физических наказаний;
  4. Выработка правильного режим дня для всей семьи, а не только для ребенка;
  5. Полноценный и достаточный отдых;
  6. Рациональное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов;
  7. Отказ от просмотра детективов, «ужастиков», фантастических фильмов и передач. Вместо этого смотрите добрые мультфильмы, сказки и передачи о природе, животных;
  8. Регулярные осмотры у специалистов;
  9. Лечение сопутствующей патологии.

Советы родителям: как лечить заикание у ребенка

Вот еще несколько советов родителям, чтобы коррекция прошла успешно:

Следите за своей речью — не картавьте, не заикайтесь специально

Говорите правильно, плавно произнося звуки, без ускорений и замедлений;
Если в окружении ребенка есть человек с нарушением речи, по возможности ограничьте их общение;
Не ругайте малыша за неудачи, на фиксируйте на них внимание. Лучше отвлеките его чем-нибудь: игрой, совместным рисованием

Попросите его помочь по дому — пусть он знает, что его ценят и в нем нуждаются;
Не зацикливайтесь на развитии речи — направляйте свое внимание и внимание малыша и на другие сферы: физическую активность, письмо. Возможно, у вашего чада есть какие-то таланты — помогите ему раскрыть их;
А вот успехи надо обязательно отмечать, но тоже без преувеличения. Не перехваливайте ребенка;
Помните, что в мире нет идеальных людей. Даже многие звезды, на которых мы любуемся и немного завидуем, имеют отклонения или проблемы со здоровьем. Но это не помешало им добиться успеха. Поэтому верьте в своего ребенка и поддерживайте его во всем. Этим вы очень ему поможете;
Как бы не хотели быстрее добиться результата, не перегружайте ребенка упражнениями и занятиями. Следите за его самочувствием, его расположенностью к занятиям.

При своевременном лечении заикания у детей, прикладывании усилий со стороны ребенка и его родителей, по данным разных авторов, прогноз благоприятный в 70 – 80% случаях и более. Желаем вам, чтобы и у вас лечение прошло успешно.

Коррекция заикания

Цель коррекции при заикании — это выработка нового стереотипа речеобразования. Комплексное лечение заикания ведет к наилучшим результатам в работе по устранению этого речевого дефекта.

Ниже мы описали наиболее эффективные и распространенные методы лечения и коррекции заикания у детей.

Массаж

Массаж – обязателен при заикании. Массаж является дополнительный способом коррекции и лечения заикания. Массаж нужен, чтобы улучшить кровообращение в структурах мозга, которые отвечают за двигательные реакции речевого аппарата.

Существуют несколько эффективных методик массажа при заикании:

Традиционный массаж

Данный вид массажа применяется для определенных участков тела, делает его опытный массажист, используя определенные приемы и техники в зависимости от целей и задачей массажа. Данный вид массажа способствует расслаблению мышц речевого аппарата и прилегающих к нему мышц. У заикающегося часто можно наблюдать гипертонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса. Добившись расслабления этих зон, достигается расслабление корня языка и, соответственно, снижается тонус мышц нижней челюсти.

Положительное воздействие на артикуляцию оказывает расслабляющий массаж головы, шейного отдела, воротниковой зоны, спины, грудной клетки и плеч.

Зондовый массаж

Зондовая техника массажа выполняется с использованием специальных зондов. Массаж отличается довольно жестким воздействием, поэтому применяется в комплексной терапии заикания у детей от 4 лет. Противопоказаниями к технике зондового массажа является склонность к эпилепсии, судорогам!

Точечный массаж

Массаж снимает излишнюю возбудимость и тревожность, способствует расслаблению речевого центра. Данный вид массаж родители могут делать самостоятельно, так как манипуляции в данном виде массажа очень просты. Освоив технику точечного массажа, можно воздействовать на мышцы находящиеся в гипертонусе и воздействуя на определенные сегменты, достичь расслабления языка и челюстных мышц.

Сегментарный массаж

Данный массаж направлен на непосредственное воздействие на мышцу отвечающую за речь. Эффективность данного вида массаж возможна при его системном выполнении.

Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикании, а также его профилактики в раннем возрасте у детей. Дыхательная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для расслабления и тонизирования мышц речевого аппарата. С помощью простых заданий ребенок учится правильно дышать, осваивает ритм и темп вдохов, выдохов.

Занятия с логопедом – дефектологом

Занятия с логопедом являться неотъемлемой частью при устранении заикания у детей. Занятия с логопедом способствуют:

  • устранению нарушений в темпе и ритме речи;
  • развитию моторных функций;
  • развитию координации слов и ритмизованного движения;
  •  формированию фонационного (речевого) дыхания;
  • развитию плавности речи в различных её формах;
  •  развитие интонационных характеристик речи.

Медикаменты

Медикаментозное лечение заикания необходимо при выраженных клинических симптомах, при заикании органического происхождения. Также, медекаментозное лечении нобходимо при заикания возникшего в результате основного заболевания или длительного течения заикания. Цель назначения медикаментов при заикании:

  • Снижения частоты судорог речевых мышц.
  • Стимуляции отделов головного мозга отвечающих за речь.
  • Снижения спастики мышц участвующих в речевой деятельности.
  • Нормализации эмоционального состояния.

Симптомы заикания у детей.

Внешние проявления дефекта речи могут отличаться в зависимости от причин и степени тяжести логоневроза. Но почти во всех случаях есть некоторые общие признаки:

  • Запинки в речи и длинные паузы между словами, слогами и буквами.
  • Речевые судороги клонические, тонические, смешанные. Возникновение клонических судорог чаще всего наблюдается в начале формирования логоневроза. Характеризуется повторением первых буквы или слогов в словах.
  • Нарушение темпа дыхания. Дыхательные у заикающихся детей всегда поверхностные, прерывистое.
  • Искажение в  интонации речи. Наличие судор, запинок часто приводят к нарушениям интонационным нарушениям в речи ребенка.
  • Монотонная, невыразительная, не эмоциональная речь.
  • Судороги и спазмы при произношении, чаще всего возникают  в начале или середине слова слова.
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова, растягивание звука.
  • Нервные тики при произношении.
  • Нарушение сна, появление ночного энуреза, нарушение аппетита и пищеварения.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • повышенная тревожность;
  • навязчивое беспокойство;
  • моторные и речевые тики;
  • спастика мышц лица.

Наличие всех этих проявлений, вызывает избегающее поведение у ребенка — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться.

Виды заикания

Заикание бывает патологическим и невротическим. В первом случае нарушение речи врожденное и обусловлено генетикой. Во втором случае заикание появляется после перенесенного заболевания, получения травмы или в результате сильного испуга.

В зависимости от характера проявления, заикание делят на следующие формы:

  • Клоническая — форма патологии, при которой пациенту трудно проговаривать слоги или отдельные буквы.
  • Тоническая — патология, характеризующаяся сильным растягиваем гласных звуков, а также длинными паузами между словами.
  • Комбинированная — наиболее тяжелая, сочетающаяся в себе сразу и клоническую, и тоническую формы.

Также существует еще одна классификация патологии, которая отражает степень постоянства симптомов. Так, заикание бывает:

  • Стабильным — проявляется постоянно.
  • Нестабильным — появляется только в том случае, если человек сильно взволнован или испытывает стресс.
  • Циклическим — при такой форме пациент может говорить спокойно иногда, но после этого заикание вновь появляется.

Как вести себя родителям, если ребенок заикается

Определить причину появления у ребенка заикания, а также назначить корректное лечение может только врач. Однако близкие малыша играют важную роль при устранении патологии. Родители должны знать, как веси себя с ребенком, чтобы процесс лечения был более быстрым и эффективным.

  1. Следите за тем, чтобы эмоциональные нагрузки на ребенка были умеренными. Постарайтесь сократить время просмотра телевизора, оградите малыша от агрессивных игр и громкой музыки.
  2. Проводите больше времени с ребенком, читайте ему сказки, старайтесь, чтобы времяпровождение вызывало у него только положительные эмоции.
  3. Если ребенок любит слушать музыку, то пусть она будет спокойной.
  4. Установите режим дня для ребенка, контролируйте его отдых, регулярно выезжайте на природу, гуляйте на свежем воздухе.

Ни в коем случае нельзя ругать малыша, если дефект долгое время не поддается лечению

Наоборот, важно поощрять ребенка, хвалить его за старания и терпение, всячески поддерживать кроху и создать в семье благоприятную доброжелательную обстановку на весь период устранения дефекта

После того как заикание получится победить, родители должны постараться сохранить позитивную обстановку в семье. Только в таком случае будет минимизирован риск повторного появления заикания у ребенка.

Игры-молчанки

Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.

Наиболее эффективные игры:

  1. «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
  2. «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
  3. «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.

Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector