Телевизор и грудничок: можно смотреть или нет?

Сколько времени можно смотреть телевизор (мультики) ребёнку в 2 года

Окончательно мозг ребёнка формируется к 2м годам, поэтому до этого возраста телевизор ребёнку вообще лучше не смотреть. Его психика пока находится в процессе становления, а увиденное по телевизору вызывает у малыша смятение чувств, усталость и перевозбуждение. Двухлетний малыш ещё не отделяет реальность от телевизионной картинки, он может не понимать происходящего, но чётко испытывать страх, агрессию и т.д.

Постарайтесь и в 2 года не показывать телевизор, а только специальные развивающие мультики (опять же не обычные мультики, даже советские добрые, а именно развивающие) не более часа в день. 
Окулист, кстати, по-прежнему запретил бы ребёнку смотреть в экран.

Что можно смотреть детям разного возраста

Итак, с вопросами когда и как разобраться удалось. Теперь следующий, и самый главный — что можно смотреть детям разного возраста по телевизору. 

Задумайтесь!

1. Дети сильны в подражании. Такая способность воспроизводить поведение после того, как увидел его всего лишь раз, называется «отсроченной имитацией». Это невероятный навык и развивается он очень быстро. К возрасту 1,5 лет ребенок может воспроизводить событие через четыре месяца после того, как видел его всего лишь раз. Этот навык никогда не утрачивается ребенком и маркетологи в курсе. Вот почему мы так склонны воспроизводить поведение родителей годы спустя.

2. Вторая причина значимости содержания видеоматериалов в том, что наши ожидания и предположения глубоко влияют на наше восприятие реальности. Я надеюсь, раз вы стали родителями, уже имеете представление о том, что очевидные истины очевидны только для конкретного человека или группы людей и восприятие реальности у каждого свое, сформированное на основе опыта, убеждений, генетики и т. д. Т. е. то, чему вы позволите проникнуть в мозг вашего ребенка влияет на его ожидания в отношении окружающего мира, а это, в свою очередь воздействует на его восприятие и на поведение. 

Не верьте словам развивающее, для маленьких гениев и прочее! Группа исследователей из Вашингтонского университета проводила исследование DVD Baby Einstain и естественно результаты были провальные, в последствии компания Disney убрала надпись «развивающий».

Дети, не достигшие 3-летнего возраста, еще не способны воспринимать сложные сюжетные линии и смысл происходящего на экране. Их привлекает скорее движение и динамичный темп. Идеальный репертуар для этого времени — простые сказки и мультфильмы: Колобок, Теремок,Курочка Ряда, Три Медведя и так далее. Можно выбрать такую схему — сначала прочитать книжку, а затем посмотреть ее «экранизацию». Из современных подойдут Лунтик, Грузовичок Лева, Малышарики. Несмотря на то что многие думают, что в этом возрасте дети не способны к серьезным размышлениям, обсуждать увиденное в ними все равно нужно!

С 3 до 5 лет у детей наступает период идентификации — они сопоставляют себя с героями мультфильмов, фильмов и телепередач, уведенных на экране, в этом возрасте они способны сопереживать и идентифицировать чувства и эмоции

В это время для родителей особенно важно контролировать, что они смотрят. Насилие, рекламы с глупыми слоганами лучше полностью исключить. Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию

Репертуар может состоять из добрых и «волшебных» мультиков — Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее. 

Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию. Репертуар может состоять из добрых и «волшебных» мультиков — Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее. 

С 5 лет суд удаляется в отношении жестокого вердикта исключить телевизор, некоторые программы улучшают работу мозга. В «репертуар» можно включать сказки и мультфильмы с более глубоким философским смыслом, ведь ребенок уже понимает — «что такое хорошо, а что такое плохо». Подойдут Маугли, Бэмби, Король Лев, Фиксики и так далее. Кроме того, в телеменю можно включить не слишком сложные для восприятия передачи о животных, городах и странах. 

Что запрещается смотреть категорически

Один из самых главных вопросов, который интересует родителей — что делать с рекламой? До 5 лет малышу лучше ее вовсе не показывать. Конечно, его наверняка привлекут динамичные слоганы и ритмичная музыка, однако есть вероятность засорения словарного запаса глупыми фразами типа «не тормози — сникерсни». Мультфильмы для просмотра могут быть записаны на флешки.   

Категорически запрещается просмотр мультфильмов и передач, где присуствуют элементы насилия и агрессии. Ребенок может «переложить» такую модель поведения на себя и считать в дальнейшем, что она вполне приемлема в жизни.

Еще один вопрос — это новости. Родители часто смотрят их в присутствии детей, даже не подозревая о том как информационные сюжеты о разных, иногда не слишком приятных, событиях могут травмировать детскую психику и наложить отпечаток на дальнейшее мировосприятие. До 7 лет выпуски новостей категорически не рекомендованы. Если все же их приходится смотреть, взрослые должны обеспечить чувство защищенности, чтобы увиденное на экране не стало причиной панических страхов в жизни.

Правда о чтении на близком расстоянии

Возможно, вы слышали, что прищуривание глаз для прочтения текста, который находится далеко, может нанести вред вашему зрению. Недавние исследования показали, что фокусировка на чтении текста на близком расстоянии, взаимодействие с компьютером или планшетом могут развить близорукость у детей, что со временем может истончить сетчатку и привести к потере зрения.

Сеть «Магнит» отправила более 200 000 наборов нуждающимся во время пандемии

Узнала старый рецепт курицы, по которому ее готовят в лучших ресторанах Гавайев

Бесценные сокровища, украденные нацистами во время войны, не вернутся к хозяевам

Тревожные симптомы

Многие признаки прорезывания зубов безобидны и проходят самостоятельно после того как резец показывается на поверхность. Однако некоторые признаки могут свидетельствовать о присоединении бактериальных или вирусных заболеваний на фоне ослабленного иммунитета.

К нормальным признакам состояния можно отнести:

  • Обильное слюноотделение. Симптом наблюдается практически у всех детей младше трех месяцев. Он не требует лечения ребенка.
  • Раздражение кожи возле подбородка. Симптом обусловлен усиленным слюноотделением во время прорезывания зубов. Достаточно каждый день использовать смягчающий крем на ночь, чтобы устранить покраснение кожи.
  • Желание ребенка часто сосать грудь. Во время кормления грудничок чешет десны о материнский сосок.

К списку тревожных симптомов прорезывания можно отнести:

  • отказ от еды (более 3–4 кормлений);
  • непрекращающийся понос (может свидетельствовать о начинающейся кишечной инфекции);
  • постоянный плач ребенка.

В области прорезывания могут появиться небольшие кровоподтеки (гематомы). Они довольно быстро рассасываются, если приложить к проблемной области компресс.

Чем заменить телевизор?

Надеемся, что теперь родители полностью разобрались, вреден ли телевизор для грудничка и детей постарше. Но, чем и как его заменить, чтобы ребенок правильно развивался и не капризничал, когда отцы и матери заняты? Наложить запрет легче всего, но такая мера не избавит от зависимости. Гораздо эффективнее придумать что-то интересное.

Отличной альтернативой телевизору считается чтение детских книг в кругу семьи. Находите другие увлекательные способы совместного проведения досуга: чаще играйте на свежем воздухе, отправляйтесь летом в лес, а зимой на каток. Телевизор не должен заменить спортзал или бассейн. Детям очень нравится изготавливать поделки своими руками, лепить или рисовать любимых мультяшных героев.

Пройдет немного времени, и малыш осознает, что в его жизни есть много других, не менее приятных и полезных занятий, чем просмотр телевизора.

Наталья Ивановна

Врач-педиатр

Задать вопрос

Как обезопасить сон ребенка

Большинство детей при переворачивании испытывают негодование, они сложнее просыпаются и все равно норовят перевернуться обратно на живот. Просто это тот способ сна, при котором малыш чувствует себя максимально удобно. Чтобы младенцу было комфортно, а главное, безопасно отдыхать, нужно позаботиться о некоторых моментах:

  • Подбирать жесткие ортопедические матрасы из гипоаллергенных материалов.
  • Белье должно быть чистым и свежим, менять – 3–4 раза в неделю.
  • Грудному ребенку подушка не нужна (до года он спокойно может спать на ровной поверхности). Многие врачи считают, что можно обойтись без этого аксессуара до 3 лет.
  • Уложить ребенка можно спустя 10 минут после еды.
  • Постоянно следить за чистотой дыхательных путей, очищая нос от подсохших корочек. Физиологически детки до 2 месяцев не дышат ртом, поэтому любое препятствие поступлению воздуха через нос может обернуться бедой.
  • Не укутывать и не «перегревать». Оптимальная температура воздуха – 18–21 оС, влажность – 50–70%.
  • Нужно следить за положением головы малыша, периодически поворачивая ее набок.
  • Не класть ребенка спать на животе, если в квартире курят.
  • В кроватке не должно быть сторонних предметов: игрушек, пеленок и пр. Это лишние опасности, в которые малыш может уткнуться носом.

Чем заменить телевизор и гаджет

Вместо телевизионного просмотра рекомендуется включать аудиосказку, музыку. Малыши воспринимают звуки. Психологи рекомендуют мамочкам петь ребятишкам песни, читать сказки, стихи. Мамин голос ребятишки воспринимают радостно.

Для успокоения ведут увлекательные разговоры, поют, разучивают стихи. Безделье заменяется детской помощью родителям. Заинтересовав малютку в необходимости его помощи, малыш откажется от просмотра мультиков, займется работой. Научить малыша помогать получается в игровой форме. Совместно следует убирать игрушки, складывать вещи, поливать цветы, кормить домашних животных.

Ребятишки капризничаю от усталости (хотят спать), если прилечь рядом они успокаиваются и усыпают. Заменить мультсериалы рекомендуется рисованием, игрой, частыми прогулками, спортивными секциями, играми.

На что ориентироваться, выбирая передачи, фильмы и мультики для ребенка?

Собираем свою коллекцию видео – специально для ребенка. В нее можно включить научные передачи для его возраста, детские кинофильмы и мультфильмы, которые воспитывают в детях правильные качества (борьба за правду, защита слабых, воспитание силы воли, уважение к старшим и проч.), исторические передачи, викторины.

Не проходим мимо советских мультфильмов, которые являются настоящими энциклопедиями важнейших жизненных ценностей. Кроме того, «наши» мультфильмы не перевозбуждают детскую психику, а напротив – гармонизируют ее.

Выбирайте хорошие мультфильмы не как способ «отдохнуть от ребенка полчасика», пока тот смотрит в экран, а в качестве поощрения. Выбранный мультфильм обязательно смотрите вместе, всей семьей – это поможет вам, кстати, лучше узнать свое чадо. А еще можно завести добрую семейную традицию – смотреть фильмы и мультики вместе. Для просмотра длинного мультфильма в 1,5-2 часа выбирайте максимум 1 день в неделю, не чаще.

Чтобы не лишать ребенка выбора, и не выглядеть тираном, предлагайте ребенку передачи или мультфильмы на выбор.

Анализируйте заранее – какими качествами обладают герои, какая речь звучит с экрана, чему учит мультфильм, и проч.

Выбирайте контент по возрасту! Не торопите ребенка жить – не нужно заранее рассказывать ему через экран ТВ о взрослой жизни и ее проблемах

Всему свое время.

Обращаем внимание на темп смены сюжета. Для деток до 7-8 лет рекомендуется выбирать мультфильмы и кинокартины со спокойной сменой обстановки, чтобы ребенок успевал усваивать и понимать увиденное.

Фильм, мультик или передача должны вызывать вопросы! Если ребенок после просмотра ни о чем не спрашивает, стоит задуматься – не слишком ли примитивный контент вы выбрали

Ориентируйтесь на такой контент, который заставляет думать, а не тот, где уже «все разжевано и в рот положено».

Выбираем героев, на которых ваше чадо захочет стать похожим. Не пукающего Шрека, не смешного и сумасшедшего Миньона — а, например, робота Валли или Лиса из Маленького Принца.

Отдельно стоит выделить мультфильмы о животном мире, о котором детки еще так мало знают: о том, что малышей-пингвинят высиживают папы, а не мамы; о том, как волчица прячет своих волчат, и проч.

Подбираем для ребенка фильмотеку самостоятельно. Не приучаем чадо быть зависимым от ТВ и программы передач. Но не включаем видео на «ютубе», откуда ребенок сможет перескочить и на запрещенный для его возраста контент.
Не используем телевизор в качестве няни и во время еды.

Для ребенка 3-8 лет рекомендуется выбирать ТВ-контент, который не будет давить на психику – спокойные развивающие передачи, добрые мультфильмы, короткие поучающие видео.

Для ребенка 8-12 лет можно подобрать добрые детские фильмы, научные программы для его возраста, развивающие передачи различной тематики. Конечно, в этом возрасте уже можно дать чаду чуть больше свободы в выборе тем, но контролировать просматриваемый контент следует обязательно.

Конечно, не нужно с головой закапываться в поисках психологически правильного мультфильма, чтобы случайно не включить мультик с каким-нибудь тайным смыслом – ни к чему разбирать каждый кадр по косточкам и искать психологически неверные ходы мультипликаторов. Достаточно краткого анализа – общий смысл, характер героев и речь, методы достижения цели героями, полученный результат и мораль.

Ну и, конечно — главным «мультфильмом» для ребенка должна стать реальная жизнь. Нужно найти для своего чада такие занятия и хобби, от которых он не захочет отрываться. Тогда бороться с ТВ и интернетом даже не придется.

Мнение психологов по поводу того, можно ли детям долго играть в ПК

Психологи не рекомендуют детям проводить чрезмерное количество времени за ПК. Они считают, что это тлетворно влияет на ребенка:

  1. Приводит к тому, что чадо не хочет заводить новые знакомства. Гулять с друзьями. Проводить время на свежем отдыхе.
  2. Ухудшает интеллект чада. Ребенок перестает отдавать свои силы на изучение нового материала в школе. И вместо этого все свободное время посвящает компьютеру. Из-за этого снижается его успеваемость в школе.
  3. Провоцирует появление настоящей зависимости от ПК. Это приводит к тому, что ребенок не смыслит жизни без компьютера. Каждую минуту он думает только о том, как бы побыстрее попасть домой. И поиграть в ПК.

Периодически давать ребенку играть в компьютер можно. Это бывает полезно. В качестве эмоциональной разрядки.

Однако, важно следить за тем, чтобы ребенок не переусердствовал. И не уделял компьютеру чрезмерное количество времени

Вред продолжительного просмотра телевизора

Ухудшение зрения

В первую очередь длительный просмотр телевизора вреден для глаз, окулисты уже давно приводят аргументы, подтверждающие негативное воздействие включенного экрана на зрение человека:

  • В течение всего времени просмотра передач на телевизионном экране зрение фокусируется в одной точке. Длительная статичная нагрузка может привести к деформированию хрусталика и потере его способности к быстрому изменению.
  • Постоянное мерцание экрана провоцирует постоянное расширение/сужение зрачка, бесконтрольное изменение его размера приводит к повышенной нагрузке, которая негативно сказывается на зрении.
  • Орган зрения человека способен различать даже очень мелкие детали, но экран телевизора предлагает ему нерезкое изображение этих деталей. Неиспользование всех возможностей глаза приводит к деградации сетчатки.

Психологический фактор и формат информации

Почему вредно долго смотреть телепередачи и другие программы «голубого экрана», рассказывают и психологи. Аргументы, приводимые ими, относятся к самой информации, которую телезритель получает из передач, кинофильмов, новостей, развлекательных программ и даже рекламы. Примечателен тот факт, что сознание и подсознание телезрителя воспринимают одну и ту же информацию совершенно по-разному.

Разберем как воздействует на человека просмотр фильмов различных жанров.

Боевики, криминальные новости, триллеры

Воздействие на психику зависит от выбранного формата информации, к примеру, жестокие фильмы или слишком негативные моменты в них способствуют тому, что подсознание начинает воспринимать все происходящее в качестве нормы – нереальная картинка начинает приобретать реальные черты, в большей степени такой формат оказывает влияние на незрелую психику подростков.

В результате поведение телезрителя может измениться в негативную сторону: появление агрессии, необоснованная жестокость, вспыльчивость – такие признаки встречаются все чаще. Детей ясельного возраста ленты такого жанра пугают, вызывают бурные слезы и могут сказаться травмой психологического характера.

Мелодрамы и сериалы

Длительный просмотр так называемых «мыльных опер» заставляет телезрителя проводить сравнения с собственной жизнью, которая после ряда аргументов «за» и «против» кажется жалким существованием, в результате терзаний и мучений развиваются комплексы, развитие получает апатия и депрессия.

Мелодрамы и мыльные оперы могут стать главной причиной несбывшихся мечтаний и нелепых ожиданий – после просмотра таких фильмов девочки ищут себе принцев на белом коне, мальчики – красавиц, которые даже просыпаются с макияжем. Что телевизор забывает рассказать в этом случае – бытовые проблемы и реальную сторону жизни, к которой молодые люди могут быть не готовы.

Развлекательные программы и реклама

Большинство развлекательных программ не только не способствуют развитию, скорее даже, затормаживают его. Плоский юмор и шутки «ниже пояса» ведут к массовому отупению нации, а длительный просмотр таких шоу-передач не расслабляет мозг, как принято считать, а отводит от реальных проблем, в результате телезритель может приобрести такие черты, как равнодушие, отсутствие сострадания, неспособность здраво мыслить и принимать серьезные решения.

Вредно долго смотреть телевизор и из-за высокой концентрации рекламы. Двигатель прогресса может стать существенной причиной отсутствия денег – телезритель начинает покупить все больше не таких уж нужных ему вещей.

Физическое здоровье

Длительный просмотр телевизионных передач портит фигуру и физическое здоровье. Сидячий образ жизни, неправильная поза при просмотре телевизора, прием вредной пищи в течение этого времени рано или поздно скажутся на состоянии здоровья. Кроме того, телевизор замещает более полезные занятия и отнимает огромное количество времени. Вместо просмотра передач и фильмов телезритель мог бы заниматься бегом, плаванием или йогой, повысить свои профессиональные навыки, научиться чему-то новому, прочитать интересную книгу, устроить прогулку – это в несколько раз полезнее.

Что можно смотреть по телевизору ребенку?

Как ни странно, самыми травмирующими для детской психики оказываются не любовные или агрессивные сюжеты (за исключением, конечно, тяжелой порнографии или брутальных сцен с расчленениями), а «ужастики», фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с потерями, расставаниями, одиночеством.

Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят

Если вы сами не фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне удовлетворится вашим ответом на вопрос: «А что это дядя делает с тетей?» При этом совсем не обязательно вдаваться в анатомические подробности, достаточно объяснить на доступном ему языке, что таким образом взрослые делают друг другу приятное

Чтобы ребенок случайно не увидел жестоких сцен, вы в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы телевизор не работал все время в фоновом режиме. Когда малыш неуверенно спрашивает: «Он ведь не по-настоящему умер?», уверьте его, что он прав, что перед ним всего лишь картинки, которые не могут быть до конца правдивыми. Это сложнее объяснить, если речь идет о фрагменте документального фильма или новостей. В этом случае не стоит отрицать, что увиденное не имеет ничего общего с реальностью. Объясните, что увиденное — не что иное, как взгляд режиссера на происшедшее, а он видит только часть реальности. Более старшие могут понять, что все изображения снимаются с определенной целью: напугать, заставить смеяться, сообщить что-то новое.

Если же вы сами хотите посмотреть фильм с неоднозначным содержанием сделайте так, чтобы ребенок при этом не присутствовал.

Что касается фантастики, то страх перед будущим, особенно перед вселенскими катастрофами, присущ каждому человеку. Это страх перед неизбежностью смерти и неизвестностью жизни. Вызвать его у малыша, который уже немного понимает содержание фильмов, легко, а справиться с ним ребенку очень трудно. Если малыш все же умудрился увидеть испугавший его фильм, будьте внимательны к нему: возможно, ему понадобится ваша поддержка, но он не сможет сообщить об этом из-за недостатка слов и опыта.

Тема расставания, потери и одиночества очень актуальна для детей всех возрастов. Интуитивно чуткие ко всем нюансам отношений, дети удивительно доверчивы в том, что касается потери любви. Поэтому, увидев историю про отвергнутого, брошенного или потерявшегося детеныша, малыш сразу же идентифицирует себя с главным героем, и потом будет долго переживать увиденное. Уверьте его, что с ним такого никогда не случится, потому что вам он очень дорог и заботиться о нем совсем не трудно.

Влияние просмотра телевизора на ребенка

Как телевизор влияет на ребенка? Данный вопрос является весьма неоднозначным, в нем следует определить положительные и отрицательные стороны, для того, чтобы разобраться в его сути.

В настоящее время существует множество развивающих как программ, так и мультфильмов для детей. Именно им и стоит отдавать преимущество, таким образом вы не только дадите возможность ребенку весело провести время, но также сделать это с пользой для него. Таким образом, ответ на вопрос «можно ли ребенку смотреть телевизор?» — однозначно можно, но при этом следует соблюдать рекомендательные меры от специалистов, чтобы получать от данного процесса исключительно пользу.

Положительные стороны:

  • Развитие мировоззрения ребенка;
  • Расширение словарного запаса;
  • Развитие эрудиции;
  • Возможность приобщения к искусству, классике, историческим событиям и многому другому.

Однако если не соблюдать необходимые меры для безопасного просмотра телевизора детьми, перечень негативных факторов значительно превысит все положительные стороны. Итак, почему телевизор может быть вреден детям?

Отрицательные стороны:

  • Нанесение ущерба органам зрения ребенка. Детское зрение более чувствительное в отличие от взрослого, соответственно, чрезмерное увлечение данным процессом может привести к серьезным заболеваниям глаз;
  • Негативное влияние на развитие умственной деятельности. Дети, которые постоянно находятся у телевизора, склонны к потере воображения, логического мышления. Поток изображений, информации и выводов ему предоставляет телевидение в готовом виде, и он самостоятельно ничего не анализирует и получает лишь готовые ответы и результаты;
  • Ущерб психологического характера, при чрезмерных просмотрах телевидения, на психику ребенка оказывается сильное психологическое воздействие на нервную систему детей. Последствия от длительного просмотра ребенком телевизора могут быть следующие: появление бессонницы, стрессов, агрессивного поведения, нервозности и прочих поведенческих факторов;
  • Ущерб физического характера. Находясь в лежачем, сидячем положении при просмотре телевизора, существует повышенная вероятность приобретения избыточного веса, либо проблем с позвоночником;
  • Негативный эффект на развитие речи ребенка: во-первых, ребенок может набраться множества жаргонных и нелитературных выражений, что не является положительным фактором. Также отсутствие живого контакта, и ведения живого диалога не предоставляет ребенку возможности вести взаимное общение и может привести к утрате способностей восприятия речи на слух.

Опасности

Конечно, стремление родителей включить голубой экран понятно. У них есть много дел по дому, встречи и друзья, проблемы, на решение которых нужно время. Однако с каждым днем время, которое малыш проводит перед телевизором, становится все больше. Двухмесячный ребенок может целый день лежать и смотреть на мелькание образов на экране, пока мама крутится по делам. В результате нормальное общение с малышом сводится к минимуму, то есть ограничивается гигиеническими процедурами и кормлением. Ситуация далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Ребенок растет обделенным в общении, а значит, его развитие сильно отстает от возрастной нормы. У малыша не развивается моторика, запаздывает речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector