Виды предложений по интонации

Содержание:

Знаки препинания в предложениях различных видов

Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:

Предложения бывают:

  • Повествовательные невосклицательные — повествовательные восклицательные.
  • Вопросительные невосклицательные — вопросительные восклицательные.
  • Побудительные невосклицательные — побудительные восклицательные.

Знаки препинания:

  1. В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
  2. В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
  3. Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
  4. Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
  5. В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два знака: вопросительный и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
  6. В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
  7. В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
  8. Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль…)

Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.

Интонация и пунктуация побудительных предложений

Интонация зависит от формы высказанного побуждения к действию. В случае, когда человек просит, молит о чём-то, выражает пожелание, даёт напутствие или совет, тон побудительного предложения приближается к повествовательному. Он выравнивается, успокаивается. Завершается такое предложение точкой. Вот пример:

При необходимости выразить протест, запрет или приказ повышают тон голоса. Предложение становится восклицательным, о нём подробнее будет рассказано далее.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

В русском языке принято выделять восклицательные и невосклицательные побудительные предложения. Восклицательные произносятся с особой восторженной интонацией, с экспрессией. Так обычно выражают протест, запрет, возмущение, протестуют против чего-либо. Пример:

При использовании восклицания особую роль играет эмоциональный фон. Восклицательный знак в конце является обязательным или подразумевающимся.

По завершению невосклицательного предложения ставятся точка, двоеточие или знак вопроса. Чаще всего оно выражается в повествовательной форме, пример которой приведен выше. Собеседник одновременно и побуждает к действию, и рассказывает о чем-то. Благодаря описанным различиям, выделить в тексте восклицательные и невосклицательные предложения не составит труда.

Предложения по цели высказывания

1. Повествовательные предложения

– это предложения, в которых констатируется о каком-либо событии или факте.

Например:

Сегодня идет дождь.

В конце повествовательного предложения ставится точка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

  • Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин).
  • Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).
  • В одном болоте, под дикой ивой, вывелись утята (М. Пришвин).

2. Вопросительные предложения

– это предложения, которые выражают вопрос. Во время произношения вопросительного предложения голос интонационно повышается на том слове, который является главным в вопросе и в от этого будет зависеть смысл предложения.

Сравните:

  • Вечером ты покормил кошку?
  • Вечером ты покормил кошку?
  • Вечером ты покормил кошку?

Таким образом, с помощью логического ударения мы выделяем важное по смыслу слово. В конце вопросительного предложения ставится пунктуационный знак – вопросительный знак

В конце вопросительного предложения ставится пунктуационный знак – вопросительный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

  • Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? (И.Тургенев).
  • Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха:— Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).
  • Из чего только сделаны мальчики?Из чего только сделаны мальчики?Из улиток, ракушек,И зеленых лягушек (С. Маршак).

3. Побудительные предложения

–  предложения, выражающие побуждение, просьбу, приказ, сильное чувство. Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо.

Например:

  • Подойди к нам!
  • Встаньте рядом!
  • Давайте посмотрим этот фильм!

Примеры предложений в художественной литературе:

  • Мартышка стала прямо. Попугай скомандовал:— Упражненье началось!Ноги вместе! Руки врозь!Раз, два, три, четыре!Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)
  • А дождь идёт все сильнее и сильнее…Ползет к грибу мокрая Бабочка:— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).
  • Не мешайте мне трудиться!Я водицы притащуИ колодезной водицейВсех, конечно, угощу (Е. Благинина).

Интонация – это…

Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.

  1. Так, Даль в своем Толковом словаре говорил о сильном голосовом ударении.
  2. А в «Словаре русского языка» Ожегова речь шла сразу о нескольких характеристиках – точность звучания голоса, манера произношения и голосовые приемы для выделения отношения к тому или иному событию.
  3. И наконец, в Большом Энциклопедическом словаре понятие интонации сводилось к стихотворной форме, когда голос повышается в начале строки и понижается в конце.

Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.

Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях. Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни

И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь

Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.

Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.

Функции интонации

Семантические : выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации», различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему.

Экспрессивная : выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи.

Синтаксическая : синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом.

Эвфоническая : способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 61,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 128,
Полякова, Учебник

Упражнение 130,
Полякова, Учебник

Упражнение 133,
Полякова, Учебник

Упражнение 72,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 19,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 22,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 168,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 189,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 2,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 196,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 198,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 201,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 203,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 25,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 33,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 23,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 25,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 186,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 226,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 119,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 7,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 393,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 399,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 18,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 43,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 243,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 10,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 14,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 77,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 15,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

5 класс

Упражнение 423,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 631,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 459,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 464,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 466,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 468,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 470,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 473,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 474,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 476,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 355,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 90,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 585,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 140,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 154-155,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 250,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 507,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 57,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Интонация в русском языке и ее основные виды

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина — это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.

Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Вопросительные предложения

Целью вопросительного предложения является выяснение какой-либо информации или же привлечение внимания слушателя или читателя.

К особенностям вопросительного предложения относятся вопросительный знак в конце предложения и восходящая интонация. В некоторых вопросительных предложениях содержатся вопросительные слова, которые помогают задать вопрос.

В вопросительном предложении главное по смыслу слово выделяется голосом. Это называется логическим ударением. В одном и том же предложении логическое ударение можно поставить над разными словами, тогда ответы на такие предложения тоже будут разными.

Логическое ударение выделяет главное слово в вопросе.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Виды предложений по интонации

27. Прочитайте.

Ребята! В предложениях
стою я для того,
чтоб выделить волнение,
тревогу, восхищение,
победу, торжество!
Где я, те предложения
с особым выражением
произносить должны!
(А. Тетивкин)

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации

Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), — это восклицательные предложения.

Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

28. Прочитайте.

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
(А. Пушкин)

Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.

Спишите поэтические строки.

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, — это невосклицательные предложения.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

   Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак.
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный, и восклицательный знаки. 31

Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

   Скучать некогда

Села пчёлка на цв..ток,
Опустила х..боток (. !)
Под л..тает к ней комар:
— Что ты ищешь там (? !)
— Нектар (! ?)
— А тебе не надоело,
Не наскучило искать (? !)
— Нет (! ?)
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скуч..ть (! ?)
(Г. Ладонщиков)

Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Повествование (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

К первой группе относятся повествовательные предложения. В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.

Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).

На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).

Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:

  • оповещать:
  • обмениваться;
  • объяснять;
  • информировать;
  • объявлять;
  • рапортовать;
  • осведомлять.

Что такое интонация в русском языке

Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.

Мелодика речи

Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:

Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:

Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.

Ритм речи

Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.

Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.

Вопрос

Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется вопросительный знак. В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.

Когда вы пойдёте в музей?

Неужели вы пойдёте в музей?

Вы пойдёте в музей?

Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:

  • расспрашивать;
  • опрашивать;
  • выяснять;
  • выпрашивать;
  • разузнавать;
  • выпытывать;
  • разведывать;
  • выведывать.

Примеры

Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик.

В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».

Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ УРОНИЛА в речку мячик.

А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:

Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)

И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Восходящий тон

Восходящий тон придает высказыванию эмоциональную окраску, часто одобрения или дружелюбного настроения. Так как предложения передают отношение говорящего к происходящему, восходящий тон используется для привлечения внимания:

/ Jack, do you / listen to me? / Hello! How / are you? / Don’t worry. I’ll be / fine. / Bye.

Общие вопросы:

Do you / love me? Are you / there?

Уточняющие вопросы/ вопросы-эхо:

What time is it now? — / Pardon? Can you rewrite it? — / Rewrite? Say it again. — / Again?

Вопросы с “неправильным”/ прямым порядком слов (такое часто можно встретить в разговорной речи):

You’ll / call him?

В специальных вопросах, выражающих эмоциональную заинтересованность (дружелюбие, сочувствие, ободрение):

What is your / name? What are you / reading?

Водные слова (обстоятельства), которые стоят после главного предложения:I don’t \ like it, / really. I forgot it, / actually.

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит: — Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха: — Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес, И птиц щебе­та­нье, И шелест берёз? О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки? Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки? Из ули­ток, раку­шек, И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Подойди ко мне!

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал: — Упражненье нача­лось! Ноги вме­сте! Руки врозь! Раз, два, три, четы­ре! Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка: — Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся! Я води­цы при­та­щу И коло­дез­ной води­цей Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Не забывайте о тренировке дикции

Если сравнить речь людей, работа которых не связана с постоянным общением и официальным изложением, с голосом радиоведущего, можно очень сильно удивиться. Как мы произносим согласные, шипящие или букву «г»… Все ли мы делаем правильно? Если с детства и во взрослом возрасте вы этим не занимались – вероятность невелика. Такой навык требует определенной подготовки, разминки лица, чтения скороговорок и так далее. Всему этому нужно учиться, а главное – постоянно за этим следить. Пока навык не закрепится, дикция еще не будет сформирована. В этом случае поговорка «Терпенье и труд все перетрут» – очень актуальна. Иногда, работа со своими речевыми навыками, интонацией голоса и дикцией требует не меньших усилий, чем нужно для создания «кубиков» в области пресса, которые, как известно, достижимы только благодаря усердным тренировкам.

Как не стать проблемным клиентом для колл-центра?

Важные задачи колл-центра

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось

Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи

Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией

Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк. Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ. В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

Почему ты не сделал домашнее задание?

В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.

Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море? ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море? Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим) Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной) Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь) Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса

Громкая речь всегда обращает на себя внимание

Как же КРАСИВО сегодня вечером! Как же я УСТАЛ на этой работе. Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector