Скачки роста у детей до года: рекомендации для мамы

Содержание:

Кризис трех лет

Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет – это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: как правильно реагировать на истерики ребенка?). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.

Подростковый кризис

Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения — как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.

Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.

Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.

Подростки в период кризиса требуют едва ли не больше внимания, чем первоклассники

Психические расстройства в подростковый период

В подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения:

  • резкие перемены в настроении;
  • странные увлечения;
  • замкнутость и холодность в отношении с близкими и сверстниками;
  • отрешенность от свойственных его возрасту занятий и интересов.

Все фазы естественного развития ребенка обладают закономерностью, но их течение может идти абсолютно по-разному. У одних детей это смена болезненных и острых скачков, у других мягкий и практически незаметный процесс. Физические и психические особенности каждого ребенка безусловно влияют на то, как он будет переживать кризисное состояние, однако немаловажную роль в этом играют условия, в которых кроха растет и воспитывается. Когда родители терпеливы и уравновешены, а атмосфера в семье спокойная и доброжелательная, кризисный период проходит достаточно тихо, без эксцессов.

Вторая фаза – 2 месяца

Примерно в середине седьмой – начале восьмой недели первого года жизни у малышей наступает вторая кризисная фаза. В этом возрасте у них появляются новые способности, улучшается работа органов чувств. Кроха лучше слышит, чувствует запахи, ощущает вкусы. Все это для него необычно, поэтому единственное, чего он хочет, это вернуться назад к маме, спрятаться у нее на груди и чувствовать себя в полной безопасности.

Почему дети меньше болеют коронавирусом?

Международные исследования показывают, что прогноз при коронавирусе у детей, в отличие от взрослых и пожилых людей, в большинстве случаев благоприятный, а заболеваемость и распространение COVID-19 не превышает 5%.

Немецкие врачи и микробиологи объясняют это особенностями новой коронавирусной инфекции и организма человека. Так вириону COVID-19 для благоприятного деления в организме человека нужен рецептор ACE-2. Он присутствует в легочной паренхиме, преимущественно в верхних и дыхательных путях, и к нему вирусу удобно крепиться прочными шипами, после чего вирус проникает в кровь и циркулирует по сосудам. Рецепторы типа ACE-2 представляют собой белок, и у детей до 12 лет его количество очень мало по сравнению с людьми других возрастных категорий.

Во время борьбы с коронавирусной инфекцией недостаточно сильный иммунитет ребенка не разрушает собственные Т-лимфоциты (полезные клетки). Сильный цитокиновый ответ у взрослых приводит к тому, что погибают не только «‎вражеские»‎ клетки, но и собственные «‎защитные».

Также у детей, как правило, еще нет выраженных проблем с дыхательной и сердечно-сосудистой системами. Чем старше пациент, тем выше вероятность тяжелого течения заболевания в связи с приобретенными хроническими заболеваниями.

Таблица скачков роста для грудничков до года

Большинство деток рождается с ростом от 48 до 52 см. Мальчики обычно немного больше, чем девочки. Скачки роста отмечаются у обоих полов примерно в одно и то же время.

Изменение роста по месяцам

В таблице приведены средние значения увеличения длины тела малышей до года. Приведенные данные не стоит воспринимать как точное расписание, однако существенные отклонения от указанных значений могут рассматриваться как повод к обращению к педиатру.

Скачки роста грудничков по месяцам

Возраст, мес. Мальчики, см Девочки, см
1 54,5 53,4
2 57,7 56,9
3 61,3 60,2
4 63,8 62,1
5 66,9 63,9
6 67,7 66,6
7 69,6 67,4
8 71,2 69,8
9 72,8 70,6
10 73,9 72,1
11 74,9 73,6
12 75,7 74,8

Из таблицы видно, что самый резкий скачок роста приходится на первый месяц жизни ребенка. Он за три-четыре недели может прибавить около 3 см в росте. Следующий существенный скачок приходится на интервал между 4 и 5 месяцами для мальчиков и 5-6 месяцев – для девочек.

Как вести себя родителям в этот период

Родители не должны расстраиваться из-за частого плача ребенка. Маленькому человеку сложно поспевать за стремительно растущим организмом. Увеличивающиеся в размерах кости и мышцы могут вызывать неприятные тянущие ощущения у ребенка. Маме не нужно искать скрытые болезни и лекарства от них.

Если родителям удастся сохранить самообладание и не превратиться в комок нервов, ребенку будет гораздо проще пережить каждый свой кризис. В это время мама может:

  • чаше выходить на улицу в хорошую погоду, чтобы отвлечь малыша от его сложных тренировок;
  • ласково разговаривать с грудничком, не допускать резкого тона;
  • чаще обнимать ребенка, чтобы он чувствовал поддержку родных.

Важно! Труднее всего приходится маме, которая в кризисные для младенца дни должна успевать справляться с домашними делами. Поэтому именно в эти моменты маме требуется помощь папы

Кризис у ребенка в возрасте 11-15 лет

Вы когда-нибудь задумывались, что сложнее всего даётся в материнстве? Кто-то ответит: болезни, тревоги… Но каждый согласится, что ещё сложнее признавать материнскую беспомощность.

Все дети разные. Есть те, которые подолгу зависят от родителей, а есть те, кто проявляет независимость прямо с рождения. Это самые трудные дети. В норме независимость проявляется только ближе к подростковому возрасту. Но есть такие дети, которые проявляют все симптомы подросткового возраста уже в 3 года и продолжаться это может до старости. К каждому из них нужно искать свои подходы.

Итак, кризис 11-15 лет, какой он?

  • Негативизм.
  • Нежелание вести диалог.
  • Обесценивание чужого мнения.
  • Равнодушие.
  • Эгоцентризм.
  • Максимализм.
  • Невозможность повлиять на подростка.

Основные жизненные принципы кризиса данного возрастного периода:

  • «Есть только 2 мнения: одно мое, другое неправильное»
  • «Все равно будет так, как я захочу!»
  • «Я – центр Вселенной»

Как растить таких детей? Тут любые способы хороши, главное – обойтись без жертв, чтобы все были живы и здоровы!

Одно «но»: избегайте суровых наказаний и приказов, подросток – это уже не ребенок, он чересчур болезненно воспринимает посягательство на собственную свободу. Какие-либо запреты только усугубят истерику у ребенка.

Учитывайте возрастные особенности своего ребенка для его дальнейшего гармоничного развития. Если хочет гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – не препятствуйте.

Главное, чтобы ваш подросший ребенок всегда мог рассчитывать на ваше понимание и поддержку.

Если вы испробовали все возможные методы, но не в силах самостоятельно справиться с поведением вашего чада в его кризисный период – вам необходим грамотный психолог для ребенка.

Таблица норм прибавки веса и роста

С 70-х годов прошлого века все развитые страны для оценки нормы развития новорожденных детей использовали справочные показатели, принятые ВОЗ. В них указывалось, сколько должен весить новорожденный в разные этапы своей жизни и какова норма прибавки веса и роста по месяцам. Однако считалось, что данные, приведенные в этих рекомендациях, не совсем верны. Поэтому на протяжении практически 30 лет собиралась статистика развития почти 10 тысяч детей из стран с разным климатом и экономическим уровнем.

Исследователи в своих изысканиях обращали внимание на параметры соотношения длины и массы тела, в течение всего периода изучая, сколько весят младенцы при рождении, каковы прибавки роста и набор веса по месяцам. Показатели эти собирались у изучаемых детей до достижения ими возраста 5 лет

На основании этой поистине скрупулезной работы членов ВОЗ была создана таблица норм прибавки веса и роста детей. Она опубликована в 2006 году, и данные в ней делятся по половому признаку, поскольку развитие девочек и мальчиков несколько различается.

Развитие любого грудничка оценивается по этой таблице. Педиатр будет измерять на каждом приеме длину тела вашего новорожденного и его вес, сравнит с данными предыдущего взвешивания и оценит, каким получился набор за период. Доктор обязательно сравнит, сколько должен весить младенец по статистике ВОЗ. В случае несоответствия, врач подскажет, как следует скорректировать режим и объем питания, если вес вашего грудничка далек от нормы.

Лечение задержки развития и роста плода

Современная медицина позволяет лечить многие патологии ЗВРП, поэтому очень важно вовремя выявить проблему. При небольшом отставании 1 степени необходимо наблюдение, это может быть временное явление и все восстановится

При прогрессировании проблемы, потребуется лечение препаратами, улучшающими маточно-плацентарный кровоток.Гинеколог может назначить:

  • Токолитические лекарства, расслабляющие матку: бета-адреномиметики и спазмолитики. Это могут быть таблетки, уколы и капельницы.
  • Инфузионную терапию глюкозой, кровезаменителями, снижающими вязкость крови. Препараты вливаются внутривенно.
  • Лекарства, улучшающие микроциркуляцию и обмен веществ в тканях. Обычно вводятся внутримышечно.
  • Витамины группы С, В, микроэл. магния и т.д. Вводятся внутримышечно.
  • Озонотерапию и кислородотерапию.

Таблица роста и веса ребенка до года по данным отечественных педиатров

Ниже представлена таблица, которой пользуются отечественные педиатры:

Таблица средних антропометрических данных детей от рождения до года

Возраст, месяцев

Рост ребенка, см

Масса тела, г

Прибавка за месяц, г

Окруж. головы, см

Окруж. груди, см

Отклонение показателей физического развития от «нормальных» становится поводом для переживаний молодых родителей, причем чаще всего совершенно напрасно. «Перекармливаете! Пореже прикладывайте к груди!» или «Ребенок плохо набирает в весе, вводите докорм смесью» — вот типичные рекомендации педиатров, к которым далеко не всегда нужно прислушиваться. Не стоит забывать, что каждый малыш развивается в собственном темпе, а на его рост и вес влияют прежде всего наследственность и качество питания. Рост родителей влияет на длину тела ребенка при рождении, а вид вскармливания (грудное, смешанное или искусственное) и введение прикорма сказывается на темпах набора веса и уровне допустимых прибавок.

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев с последующим введением прикорма при продолжении кормления грудью, которое необходимо сохранять как можно дольше. Таблицы, которыми пользуются педиатры при оценке физических параметров развития ребенка, были составлены более 20 лет назад и ориентированы на детей, находящихся на искусственном вскармливании, и согласно новым исследованиям ВОЗ, показатели веса в них превышают нормальные для грудничков на 15-20%. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, применение таблиц, разработанных для «искусственников» (а именно такая таблица представлена выше), просто некорректно.

Предвестники

Понять, что скоро у грудничка начнётся новый скачок в развитии можно по изменению в его поведении. У большинства младенцев повышается аппетит. Организму требуется большое количество энергии для роста. Мозгу нужна глюкоза для развития. Ребёнок может постоянно просить еды, даже в ночные часы. В некоторых случаях дети, наоборот, перестают кушать и пить, но это встречается реже.

Малыши чувствуют наступающие перемены в организме, становятся капризными, перевозбуждёнными. Они постоянно просятся «на ручки». Повышается эмоциональность, дети часто плачут, не хотят играть, они рады только родителям, чаще маме.

Кризис трех лет – «раннего детства»

Начинает выстраиваться контакт с другими детьми, малыш отдаляется от взрослых, но все еще нуждается в их поддержке и участии. Происходит становление собственного «Я». Этот период развития приходится на возраст с 2,5 до 3,5 лет.

Проявления кризиса 3 лет:

  • Реакция отрицания, стремление сделать все наоборот, негативизм по отношению к родителям.
  • Стремление добиться своего, упрямство – не потому, что очень хочется, а ради того, чтобы с ним считались.
  • Общее недовольство, протест, отказ от привычного уклада жизни, недовольство всем, что предлагают взрослые и полное согласие в общении с детьми.
  • Протест, бунт, своеволие, обесценивание материальных благ – ребенок легко сломает даже самую любимую игрушку.

Как могут помочь родители?

В этот период важно общаться с ребенком как со взрослым. Формулировать свои просьбы не в качестве утверждения, а в качестве вопроса

Чтобы ребенок самостоятельно мог сделать выбор. Например, мы сейчас пойдем гулять или чуть позже? Старайтесь следовать от обратного, проявляйте последовательность, категоричность и терпение.

Обследование

Гинеколог, осматривая беременную, замеряет высоту стояния дна матки, сверяя ее с нормами, рассчитанными для данного срока беременности. Если размеры матки меньше нормы, нужно срочно делать УЗИ плода.

Во время УЗИ специалист фиксирует у плода несколько параметров:

  • окружность головы;
  • окружность живота;
  • объем бедра.

Рассчитывается приблизительная масса плода.

При подозрении на патологии физического развития проводят допплерометрию, показывающую качество кровотока в сосудах плаценты и малыша.

Ещё одно важное исследование — кардиотокография плода, регистрирующая сердцебиение. Норма 120 — 160 уд

в мин. При недостатке кислорода, сердцебиение меняет ритм в большую или меньшую сторону

Что принимать при вирусной инфекции у грудного ребенка?

Один из препаратов, который может применяться для лечения самых маленьких детей, в том числе новорожденных и недоношенных детей с гестационным возрастом менее 34 недель – это противовирусный препарат ВИФЕРОН.

ВИФЕРОН обладает широким спектром противовирусной активности. Альфа-2b интерферон, который входит в состав препарата, создан на основе современных технологий. Противовирусные свойства позволяют ему блокировать размножение вируса, а иммуномодулирующий эффект способствует восстановлению иммунитета. Препарат разработан в результате фундаментальных исследований в области иммунологии, доказавших, что в присутствии антиоксидантов (витамины С, Е и другие) усиливается противовирусное действие интерферона.

Для лечения детей до года применяется препарат ВИФЕРОН в форме свечей и геля. Мазь используется для лечения детей старше 1 года.

Детям до 7 лет, в т.ч. новорожденным и недоношенным с гестационным возрастом более 34 недель, назначают ВИФЕРОН Свечи (суппозитории) 150 000 ME по 1 суппозиторию 2 раза/сут через 12 ч ежедневно в течение 5 суток. По клиническим показаниям терапия может быть продолжена. Перерыв между курсами составляет 5 суток.

Недоношенным новорожденным детям с гестационным возрастом менее 34 недель рекомендовано применение препарата ВИФЕРОН 150 000 МЕ по 1 суппозиторию 3 раза в сутки через 8 ч ежедневно в течение 5 суток.

В статье «Острые респираторные инфекции у детей: оптимизация тактики терапии» описаны результаты исследования применения препарата ВИФЕРОН при лечении ОРВИ и гриппа.1 В группе, состоящей из детей разных возрастов, получавших препарат, наблюдалась положительная динамика: температура тела стремилась к нормальной, уменьшались симптомы интоксикации, снижалась интенсивность вплоть до прекращения катаральных явлений (кашля, насморка) и респираторного синдрома (затруднения дыхания) в среднем на двое суток раньше, чем в контрольной группе. Для детей, находящихся на лечении в условиях стационара, частой проблемой и угрозой затянуть лечение и получить осложнения основного заболевания становится внутрибольничная инфекция

Важно, что среди малышей, которые получали ВИФЕРОН, инфицирование случалось в два раза реже

В зависимости от рекомендаций педиатра для лечения ОРВИ необходимо 3-5 раз в день в течение 5 дней наносить полоску ВИФЕРОН Гель длиной примерно 0,5 см на слизистую оболочку носа. До этого слизистую лучше промыть солевым раствором. Для того, чтобы уберечь ребенка от ОРВИ, необходимо 2 раза в день в качестве профилактики наносить полоску геля длиной примерно 0,5 см на слизистую оболочку носа. Длительность курса – 2-4 недели.

ВИФЕРОН – самый назначаемый противовирусный препарат для лечения ОРВИ для детей c первых дней жизни. В 2019 году он получил премию «Russian Pharma Awards».

Кризис 4–5 лет

«Что значит быть мальчиком или девочкой?»

В возрасте четырех-пяти лет дети узнают, как устроен мир, интересуются, какое место в нем отведено взаимоотношению полов. Игры в «дочки-матери», в рыцарей и суперменов, в «магазин», в «больницу» — все это отражает желание ребенка найти свое место в мире, понять, что несет в себе знание «я девочка/я мальчик»? Быть девочкой — это значит быть красивой, как принцесса, трудолюбивой как Золушка или жертвенной, как Русалочка? А мальчик — это кто? Тот, кто не плачет, ничего не боится, может дать всем «сдачи», или тот, кто умный, добрый и ­терпеливый?

Все наши гендерные стереотипы и ожидания закладываются в этот период и переносятся из отношений родительской пары. Девочка и мальчик внимательно наблюдают за поведением родителей, они чувствительны к их словам и оценкам. Таким как «настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести сумки» или «настоящая женщина не нуждается в помощи, она всё может сама». Ребенок считывает отношения родителей между собой, их проговоренные и негласные ожидания друг к другу, и таким образом формируется его будущее отношение к людям своего и противоположного пола. Где та граница, чего я никогда не смогу только потому, что я мальчик или девочка? Почему мальчикам нельзя красить ногти, ведь это красиво? Почему девочке нельзя прыгать с гаража, ведь получается? Чем больше у родителей противоречивых чувств к полу ребенка, тем сложнее ему сформировать свое представление об этих ­нормах.

В современном обществе эти границы всё больше размываются, поэтому именно родители играют решающую роль в том, что будет понимать ребенок под словом «девочка/женщина» и «мальчик/мужчина». Чем больше он в детстве слышит негативных, обесценивающих фраз о том, что «все бабы дуры» и «мужики перевелись», чем хуже отношения между родителями, тем сложнее и запутаннее становится его личная жизнь в будущем. А если перед глазами есть пример довольно счастливых отношений родителей, когда каждый доволен своей судьбой и ролью, реализован и в семье, и в карьере, у ребенка нет мучительных переживаний относительно своего пола, — у него есть четкие ориентиры, как стать счастливым. Чтобы помочь ребенку успешно пройти этот кризис, родителям нужно ни много ни мало — всего лишь быть ­счастливыми.

Кризис трех лет

В период, длящийся примерно с полутора и до трех лет, малыш пытается определить свое место в окружающем мире и развивает такую черту характера, как самостоятельность

Ему важно ощущать себя личностью и иметь возможность выполнять различные действия самому. В этот период необходимо предлагать ребенку выбор из нескольких (двух, максимум трех) действий, заведомо выгодных для родителя

Например, «ты хочешь играть в песочнице или качаться на качелях», «ты хочешь надеть брюки или джинсы». Делая выбор из предложенных вариантов, ребенок получает чувство свободы, удовлетворяет потребность в самостоятельном принятии решений.

Необходимо помнить и о рамках, вводить их мягко, но четко. Без рамок ребенку пока сложно ориентироваться в понимании того, что можно делать, а что нельзя. В дальнейшем дезориентация может привести к значительным поведенческим проблемам в пубертатный период.

«Четверть века» и новые вопросы»

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья .

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Развитие безусловных рефлексов в эмбриональном периоде

Врожденный характер безусловного рефлекса особенно отчетливо выявляется в исследованиях эмбрионального развития животных и человека. На разных сроках эмбриогенеза можно проследить каждый этап структурного и функционального формирования безусловного рефлекса. Жизненно важные функциональные системы новорожденного оказываются полностью консолидированными к моменту рождения. Отдельные звенья иногда сложного безусловного рефлекса, как, например, сосательный рефлекс, включают различные части организма, часто на значительном отдалении друг от друга. Тем не менее они избирательно объединяются различными связями и постепенно составляют функциональное целое. Изучение созревания безусловного рефлекса в эмбриогенезе дает возможность понять постоянный и относительно неизменяемый приспособительный эффект безусловного рефлекса при нанесении соответствующего раздражителя. Это свойство безусловного рефлекса связано с образованием межнейрональных отношений на основе морфогенетических и генетических закономерностей.

Созревание безусловного рефлекса в эмбриональном периоде не является одинаковым для всех животных. Поскольку созревание функциональных систем эмбриона имеет главнейший биологический смысл в сохранении жизни новорожденного данного вида животных, то в зависимости от особенностей условий существования каждого вида животных характер структурного созревания и окончательное оформление безусловного рефлекса будет точно соответствовать особенностям данного вида.

Так, например, структурное оформление спинномозговых рефлексов координаций оказывается различным у птиц, которые после вылупления из яйца сразу же становятся полностью самостоятельными (курица), и у птиц, которые после вылупления из яйца являются долгое время беспомощными и находятся на попечении родителей (грач). В то время как цыпленок стоит на ногах сразу же после вылупления и через день пользуется ими совершенно свободно, у грача, наоборот, раньше всего вступают в деятельность передние конечности, то есть крылья.

Еще более отчетливо этот избирательный рост нервных структур безусловного рефлекса имеет место в развитии плода человека. Самой первой и отчетливо выявляющейся двигательной реакцией человеческого плода является хватательный рефлекс; он обнаруживается уже на 4-м месяце внутриутробной жизни и вызывается приложением какого-либо твердого предмета к ладони плода. Морфологический анализ всех звеньев этого рефлекса убеждает в том, что, прежде чем он выявится, ряд нервных структур дифференцируется в зрелые нейроны и объединяется между собой. Миелинизация нервных стволиков, относящихся к сгибателям пальцев, начинается и заканчивается раньше, чем этот процесс развертывается в нервных стволах других мышц.

Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий
вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового
и зрительного сосредоточения
. Слуховое сосредоточение появляется
на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение
движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая
же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только
сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.
Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется
так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго)
на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей
за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее
лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и
начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом
оживления»

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку,
— знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности
в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что
он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно
младенчество.

Если истерика уже началась

Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.

Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.

Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.

Психоэмоциональное развитие малышей

Замечали ли вы, что в некоторые периоды ваш карапуз становится более капризным и требует больше внимания. Происходит это в связи с тем, что психологическое развитие детей не всегда тесно взаимосвязано с физиологическим ростом. Ребенок попросту не понимает, что с ним происходит, не может контролировать свои эмоции, поэтому выражает их в форме плача и истерик. Кроме этого, он может отказываться от еды или постоянно требовать грудь, «висеть» на руках, плохо спать. Мамочка переживает, нервничает, не заболел ли ее малыш, а может у него режутся зубки или болит животик? На самом же деле, речь вполне может идти о так называемом скачке роста.

Капризы объясняются физиологическим дискомфортом у младенцев, ведь сейчас они испытывают неприятные ощущения, которые возникают из-за растяжения сосудов и мышечной ткани. Значительных энергетических затрат требует и развитие нервной системы.

Кризис 3 лет: рекомендации родителям

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение

Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо

Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector