Подробно о переходном возрасте у мальчиков + faq

Первые трудности

Взрослеющий подросток уже требует прав, но не готов выполнять обязанности. Родителям придётся привести веские аргументы для объяснения того, почему он должен выполнять что-либо. И обычное родительское: “потому что я так сказал(а)” уже не прокатит.

В этом возрасте дети часто совершают поступки под влиянием неконтролируемых эмоций. Не стоит проводить объяснительные беседы, если юноша или маленькая леди возбуждёны, расстроены. Лучше подождать, пока он успокоится и будет готов воспринимать критику и нравоучения.

Появляются сложности адаптации в коллективе. В подростковых компаниях ведётся борьба за лидерство, где каждый старается выделиться и показать себя. Это может привести к плохой компании, сигаретам, алкоголю.

Если выделиться не получается, подросток может стать изгоем среди сверстников. Чувство ненужности и унижения приводит к постоянным стрессам. Родителям нужно стоит забеспокоиться, если ребёнок стал замкнутым и безразличным к происходящему. Попробуйте вместе разобраться в причинах происходящего и помочь найти общий язык с ровесниками.

Большое внимание подростки начинают уделять внешнему виду. Особенно это касается девочек. Лидерство в девичьем коллективе получают красивые, яркие и уверенные

Лидерство в девичьем коллективе получают красивые, яркие и уверенные.

Задача родителей в этом случае: научить маленькую леди правильно сочетать одежду, привить понимание стиля. Объяснить как нужно ухаживать за собой, за кожей лица и волосами. Всячески развивать чувство внутренней уверенности.

В период взросления нередко у подростков случается чувство влюблённости. Не стоит вмешиваться в подростковые отношения и навязывать своё мнение. Достаточно объяснить, что в любом случае впереди их ждёт всё самое лучшее.

Первая любовь сильная и глубокая, но часто бывает безответна. А это может пагубно сказаться на самооценке и на здоровье. Нужно постараться объяснить ребёнку, что неудачи случаются со всеми. Нужно их просто пережить, а с возрастом они будут воспринимать эти чувства иначе.

Что такое переходный возраст

Когда ребенок переходит в средние классы школы, многие родители перестают узнавать своё чадо. Его поведение резко меняется, он становится грубым и раздражительным. Взрослые понимают, что им тяжело справиться с поведением дочери или сына.

Что происходит с ребенком

Переходный возраст у девочек и у мальчиков – это сложный психологический процесс, при котором из периода детства ребенок переходит во взрослую жизнь. Проявляется это в том, что у подростка выявляется желание быть независимым, он стремится по-разному позиционировать себя среди сверстников, чтобы найти место в обществе, и даже пытается подстроить окружение под свои вкусы.

Переходный возраст у девочек начинается обычно в 10-12 лет и заканчивается к 18 годам

Новый взгляд подростка на окружающий мир зачастую не совпадает с мировоззрением родителей. Родители же по большей части начинают переживать не столько за конкретные поступки ребенка, сколько за то, что он перестал поддаваться контролю. Это приводит к тотальному недопониманию и скандалам в семье.

Этот период также сопровождается половым созреванием, ускоряется рост, развиваются физические данные. Заканчивается формирование всех внутренних органов и систем организма. Начинает интенсивно вырабатываться множество гормонов. Нервная система подростка перегружается в связи со всеми этими изменениями.

Когда наступает переходный возраст и сколько длится

Четкие границы переходного возраста сложно определить. У всех в этот период разные особенности и индивидуальный ритм происходящего. В целом, возрастные границы определяются психологами с 10 до 17 лет, с поправкой на то, что переходный возраст может наступить и раньше, а также может наступить к концу этих границ и продлиться, выйдя за рамки 17 лет.

Период полового созревания девочек происходит немного ранее, чем у мальчиков. Заканчивается, как правило, к 16-17 годам. У мальчиков он начинается с 13-15 и может продлиться до 19-20 лет.

Дезадаптация

Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:

  • критичностью к себе и другим;
  • сверхчувствительностью;
  • ранимостью;
  • агрессивностью;
  • неустойчивостью желаний и настроений;
  • внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).

Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.

Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.

  • Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
  • Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
  • Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.

Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об отклоняющемся поведении.

Возрастные кризисы

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский говорил о том, что развитие не идет равномерно. Более спокойные и длительные стабильные стадии сменяют относительно короткие и бурные кризисные периоды. По мнению Выготского, «кризис – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». То есть, это нормальное и нужное явление.

4 отличия кризисного периода от стабильного:

  • В поведении ребенка произошли резкие изменения. Буквально вчера он был еще милым и послушным, а сегодня его как подменили.
  • Начало и конец этого времени имеют размытые границы. Нельзя четко сказать, что кризис подросткового возраста начинается в одиннадцать или двенадцать лет, а заканчивается в пятнадцать.
  • Ребенок постоянно конфликтует с родителями и другими людьми, спорит, не воспринимает уговоры.
  • Регресс в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский Л.С.).

Возрастные кризисы у детей:

  • Новорожденность. Это самый яркий и неоспоримый кризис в развитии ребенка. Это переход от одной среды к другой, из утробной во внешний мир.
  • 1 год. Он связан с переходом малыша от горизонтального положения к вертикальному. Он встает на ножки, отделяется от рук взрослых, появляется осмысленная речь.
  • 3 года. Его еще называют кризисом «Я сам». В этом возрасте ребенок разделяет себя и мать на разных людей. Появляется местоимение «Я». Кроха осваивает пространство, учится манипулировать с предметами по назначению.
  • 7 лет. Он определен переходом от дошкольного детства к школьному. От игры к обучению. Меняется способ мышления.
  • 11-13 лет. Собственно подростковый или пубертатный кризис. (Пубертат – половое созревание). Отличительная черта подросткового кризиса от других – более длительное протекание этого периода. В это время дети меняются не только физиологически. Происходят изменения мышления, поведения, общения.
  • 15-17 лет. Кризис юности, когда предстоит выбор профессии. Часто он вытекает из предыдущего этапа.

Почти все кризисы возрастного развития имеют похожие проявления. Особенно тяжело протекают они в три года и у подростков.

Характерные признаки кризисного периода:

  • негативизм;
  • упрямство;
  • грубость;
  • непослушание;
  • своеволие;
  • строптивость;
  • обесценивание;
  • деспотизм.

16-18 лет

Неспокойное время перемен завершается. Стихают гормональные бури, замедляется рост, а тело приобретает плавные женственные очертания. Счастливое детство сменяется не менее прекрасной порой юности. Но родителям рано переводить дух и считать свою миссию завершенной.

Именно на старте взрослой жизни девушки нуждаются в чутком руководстве и моральной поддержке. Постарайтесь оставаться для нее не только любящей мамой, но и понимающим другом. Если дочка будет чувствовать вашу заинтересованность, она всегда обратится за помощью в нужный момент. Дав мудрый совет, вы сможете уберечь ее от многих необдуманных шагов, свойственных ветреной молодости.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Половое созревание у юношей – поведение и умственное развитие

Психологические изменения при половом созревании – необходимый процесс взросления, и они происходят в разных сферах жизни.

Все гормональные, сексуальные и физические изменения, происходящие в период полового созревания, делают подростков более чувствительными к стрессу, поэтому подростковый период считается периодом уязвимости или периодом, особенно чувствительным к возникновению психологических изменений.

Половое созревание у юношей наступает незаметно. Однако по мере того как его признаки становятся более заметными, окружение иногда склоняется к некорректным комментариям. В целом юноши, как правило, меньше говорят о различных аспектах полового созревания, чем девочки. И когда они это делают, то обычно на более поздней стадии развития. 

У юношей в поведении можно заметить появление импульсивности и агрессии. Эксперты считают, что это больше вызвано деятельностью, которой занимаются юноши, чем какими-то биологическими или гормональными изменениями в период полового созревания.

Юноши положительно реагируют на свой физический рост и развитие. Обычно в худшем положении находятся те из них, у кого этот процесс задерживается. Из-за того, что сверстники их высмеивают.

Одно из объяснений состоит в том, что любая культура отдает предпочтение мужчинам, выглядящим сильными и крупными. Это соответствует пропорциям тела, которые получают юноши при нормальном половом созревании. 

Половое развитие

Проходит по двум направлениям:

  • осознание собственной телесной сексуальности;
  • поиск родственной души и любви, романтизация отношений.

Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.

Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.

Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.

Причины поведения

Что такое переходный возраст? Его другое название пубертатный период. Для ребенка меняются не только ощущения жизни и себя как элемента всей системы, его тело преобразовывается. Почему подростковый возраст называют переходным? В это время происходит переход каждого человека во взрослую жизнь из детской. Меняется все: отношение к родителям, к жизни, к будущему.

Сколько длится переходный возраст? Его продолжительность может составлять приблизительно 4 года. Сейчас наблюдаются более ранее взросление детей, поэтому и период перехода может сокращаться в 2 раза, но это все индивидуально. Во сколько лет начинается переходный возраст? С 12 лет и заканчивается в 16. В каждом индивидуальном случае этот временной отрезок может варьироваться в любую сторону.

Рассматриваемый этап отличается сложностью, определенной драматичностью для некоторых подростков. Переходный возраст связан с трудностями из-за ряда причин. Наиболее существенный фактор — половое созревание. Для подростков свойственна высокая степень чувствительности к тому, как окружающие оценивают их внешность. При этом у них проявляется самостоятельность, твердость во мнении, которая выражается по поводу других людей.

Когда наступает переходный возраст, у детей можно одновременно наблюдать черствость, внимательность, болезненную застенчивость. Присутствует потребность в оценке авторитетных для него личностей. Они хотят, чтобы их признавали, ведут себя во многих ситуациях достаточно развязно. Характерно на этом этапе обожествление кумира. Они всячески стремятся демонстрировать собственную независимость, бороться с установленными правилами, противостоят авторитетам.

Проявляется этот этап тем, что подростков часто не удовлетворяет собственная внешность, появляется неудовлетворенность в собственном теле. У ребенка могут возникать стеснения по поводу тела, его он стесняется открыто показывать. Нередко дети не хотят фотографироваться, хотя ранее им нравилось это занятие.

Проявляться все это может из-за происходящих преобразований на гормональном уровне. В организме должны начаться перестройки абсолютно всех систем и внутренние органов. В течение всего времени возникает потребность в материале, который является основой при строительстве тканей. Из-за этого возникает необходимость в обильном питании, но наблюдаются перепады аппетита.

Психологическая ломка

Психологический дискомфорт в период активного взросления испытывают не все, но большинство подростков. Причин для ломки немало — это и физиологические изменения, и неприятие со стороны родителей, отвержение сверстниками, непонимание собственных задач и места в мире. На фоне психологической нестабильности подростковый период становится временем появления серьезных нарушений — депрессии, повышенной тревожности и более тяжелых расстройств психической сферы.

Самомнение подростков

В подростковом возрасте ребенок начинает ощущать себя не как часть родителя, а как отдельную, полноценную личность. Это проявляется в демонстрации своего несогласия с родителями, конфликтах с ними. Ребенок настаивает на своем мнении — именно его он считает самым правильным.

Не все мамы и папы готовы принять и понять такое поведение еще вчера такого послушного малыша. Подобное неприятие влечет за собой проблемы в отношениях внутри семьи, отстраненность и недоверие со стороны подростка. Но он нуждается в том, чтобы делиться и получать эмоции, в понимании, чувствовать свою причастность к группе. Находит подросток это в компании сверстников — одноклассников, или друзей со двора.

Быстрые изменения в подростке и статичность родителей, их неготовность к изменениям — главная причина проблемы. Если же мать с отцом проявляют гибкость, не стремятся демонстрировать свой авторитет и с уважением относятся к ребенку, ломка проходит мягко.

Внутренний конфликт

Основное противоречие, которое не дает покоя подросткам — несоответствие между “я сильный и взрослый, я могу и хочу” и “мне нельзя”. Действительно, подросток уже физиологически созрел для продолжения рода, достаточно силен чтобы работать, считает, что так же умен, как взрослые. Но поступать, как взрослые, нельзя.

Ограничение не только в том, что у подростка нет тех прав, которые предоставлены совершеннолетним людям. Особенности строения мозга в возрасте 14-17 лет таковы, что подросткам сложно прогнозировать последствия своих действий. Отсюда возникает тревожность, страх будущего и неуверенность в своих силах.

Отрицание действительности

Средний подростковый период — время отрицания. Негативизм возникает на фоне того, что ребенок дезориентирован во внутреннем и внешнем мире. Он больше не видит в зеркале знакомого человека, воспринимает окружающий мир не так, как раньше. Это создает в его душе раздрай, непонимание ситуации.

Переход из детства в состояние взросления сопровождается ломкой устоявшихся интересов, разрушением привычных схем поведения. Для подростка особую трудность представляет соприкосновение с различными психологическими установками, что создает почву для внутреннего и внешнего протеста, отрицания всего и вся.

Проявления кризиса независимости

Проявления кризиса зависимости

  • негативизм;
  • грубость;
  • желание поступать по-своему;
  • отрицание авторитетов;
  • стремление защищать личное пространство.
  • избыточное послушание;
  • возврат к детскому поведению;
  • зависимость от мнения взрослых;
  • отсутствие самостоятельности;
  • желание не выделяться, быть “как все”;
  • подчинение мнению большинства.

Выдержка, спокойствие и понимание требуется от родителей ребенка в период отрицания. Такое состояние ребенка большинство психологов считает необходимым элементом взросления, а отсутствие отрицания — неблагоприятным признаком.

Как помочь ребёнку пережить подростковый период?

Ошибки родителей в воспитании

Как мы уже говорили, родителям тоже непросто пережить период взросления их сына или дочери. Поэтому многие, часто неосознанно, своими фразами или действиями разрывают те нити любви и доверия, которые связывают их с ребёнком.

Что не рекомендуется делать родителям подростков:

  1. Критиковать и запрещать общение ребёнка с друзьями («Мне не нравится этот твой Вася, он и учится плохо, и одевается неряшливо. Я не хочу, чтобы ты с ним дружил»).
  2. Высмеивать внешность и одежду («Ты зачем так накрасилась в школу? Выглядишь как клоун»).
  3. Чрезмерно контролировать все сферы жизни ребёнка («Кто тебе сейчас звонил? Ну-ка, быстро покажи мне телефон»).
  4. Относиться как к маленькому ребёнку («Тебе ещё рано знать об этом. Вот вырастешь, тогда и поговорим»).
  5. Игнорировать переживания подростка («Что ты там опять рыдаешь в спальне? Иди лучше уроки делай»).
  6. Сравнивать со сверстниками, одноклассниками, детьми знакомых («А вот Настя из вашего класса на одни пятерки учится и маме по дому помогает, а у тебя на уме только одни мальчики»).

Как правильно вести себя родителям в этот непростой период

Психология подростка такова, что он будет отстаивать своё мнение в любых ситуациях, даже если не прав. Поэтому старайтесь разговаривать с ребёнком в спокойном тоне, не срываясь на крик и обвинения. Выслушайте его точку зрения и вместе с ним найдите подходящий вариант разрешения конфликта.

Для того, чтобы избавиться от чрезмерного контроля и перестать конфликтовать с подростком, предоставьте ему свободу передвижения. А чтобы не переживать за ребёнка и знать, где он находится, когда не берёт трубку, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.

Если все ваши разговоры с ребёнком сводятся к обсуждению оценок в школе и критике за бардак в комнате и невымытую посуду, вы рискуете потерять доверительные отношения с сыном или дочерью.

  • Совместные прогулки, поездки, походы, разговоры по душам помогут наладить отношения с подростком гораздо быстрее, нежели нравоучительные беседы.
  • Да, вам могут не нравиться друзья вашего ребёнка. Но критиковать или запрещать общаться с ними – не самый лучший выход из ситуации. Подросток воспримет это как очередное покушение на его независимость и самостоятельность в выборе приятелей.

Если ребёнок попал в плохую компанию

  • Не впадайте в панику. Задайте себе вопрос: эта компания плохая для меня или для моего ребёнка? Если подросток получает там уважение, признание и поддержку, он будет всеми силами стремиться быть в этой компании и дальше.
  • Познакомьтесь с друзьями сына или дочери поближе, пригласите их в гости или на природу. Возможно, ваше мнение о них изменится.
  • Запомните: запреты и угрозы не помогут! Ребёнок все равно будет общаться со своей компанией, но уже втайне от вас.
  • Если ваши худшие опасения подтвердились, и ребёнок действительно связался с плохой компанией, ваша главная задача – вернуть доверительные отношения с сыном или дочерью и постараться выяснить причину, по которой эта компания так его привлекает.
  • Попробуйте заинтересовать подростка другими увлекательными вещами: спортом, музыкой, программированием.
  • Если вы узнали, что ваш ребёнок состоит в религиозной секте или связался с криминальной группировкой, ни в коем случае не медлите! Смените школу, район проживания или город, чтобы у ребёнка не было соблазна вернуться к прежним «друзьям».

Симптомы и признаки

В период переходного возраста, у мальчика происходят изменения во внешности и психике. Происходит половое созревание, а также идет гормональная перестройка. Как родитель, вы должны понимать, что ребенок который занимается спортом и не имеет вредных привычек, достигнет половой зрелости значительно быстрей. А если ребенок ведет безобразный образ жизни, употребляя алкоголь или курит, то такой подросток достигнет зрелости позже.

Увеличение половых органов

В самом начале созревания, у мальчиков начинают увеличиваться яички. До созревания из размер от 2 до 3 сантиметров в длину и от 1,5 до 2,5 сантиметров в ширину. Увеличиваются они до 4 сантиметров в возрасте с 12 до 13 лет. По окончанию пубертатного периода, размер яичек будет оставлять 20 сантиметров. Вслед, за увеличением яичек, увеличивается половой член, а также, эрекция у мальчика становится намного чаще.

У подростка мальчика, ночью может возникнуть непроизвольное семяизвержение. Также, вполне нормальным является увеличение или уменьшение семяизвержения. Такое явление вполне нормально и не является патологией.

В теории, после первого непроизвольного семяизвержения, подросток уже может стать отцом. Поэтому в 14 и 15 лет у ребенка уже активируются полноценный и здоровые сперматозоиды.

Начинают расти волосы

Сильный рост волос наблюдается в лобковой зоне, возле основания пениса. Затем, рост набирает все большую скорость распространяясь на бедра, вдоль живота и заканчивается возле пупка.

Волосы подмышками начинают расти после 6 месяцев и продолжают расти в течении 18 месяцев. Волосы начинают расти в таких местах: подбородок, над верхней губой и вокруг сосков. Скорость и последовательность роста волос не у всех одинакова, это определяется наследственным фактором.

Изменение голоса

В результате переходного возраста, у мальчика начинает ломаться голос. Это происходит из-за того, что гортань развивается в ускоренном режиме, в результате голосовые связки становятся больше и длиннее. Такое явление вы можете наблюдать в 13 лет. Нестабильный голос, является нормальным явлением в течении пары лет.

Мышечные изменения

Через год с начала полового созревания, мышечная масса ребенку достигает своего пика. В этот период у них очень быстро растут не только мышцы, но и кости. На конец полового созревания, у мальчиков объем мышечной массы в два раза больше чем у девочек.

Изменение запаха

Половое созревание, также провоцирует появление запаха у подростка. Из-за изменений в половой системе, у подростка сильней происходит потоотделение, появляется неприятный запах. Также, из-за выработки сальных желез, кожа становится жирной, могут появляться прыщи.

Симптоматика Какие изменения происходят у подростка?
Слишком веселый или слишком грустный Из-за полной гормональной перестройки подростка, настроение может меняться в самые разные стороны. Он может находится как в абсолютной радости, так и в отчаянии и депрессии.
Быстрый рост Подросток стремительно вытягивается, этот период самого быстрого роста. Такие изменения определят его рост на всю оставшуюся жизнь.
Масса тела Подросток может худеть или полнеть, такое явление связанно с его ростом, а также, с генетикой.
Рост волосяного покрова на теле. При половом созревании, у мальчика начнут расти волосы на лице, в подмышечной зоне и в интимных местах.
Потоотделение больше чем обычно. Из-за гормональных изменений подростка, увеличивается активность потовых желез.
Влечение. На этом этапе, юноша испытывает самое сильное влечение. Он может первый раз влюбиться и поцеловаться, в такие моменты он испытывает самые сильные эмоциональные переживания.
Появление прыщей. При переходном возрасте, могут появляться прыщи на разных участках тела.
Раздражительность. В таком возрасте, подростков может раздражать любая мелочь. Это еще зависит от окружения, ситуации в семье и других жизненных факторов.
Изменение голоса. Нестабильность в голосе мальчика, в плоть до того, что его можно не узнать.

Как поспособствовать положительному поведению ребенка

Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции подростковых акцентуаций. То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань

В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова

Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector