Личный опыт: как применить идеи монтессори в обычной квартире

Плюсы и минусы системы Монтессори

Как любая педагогическая методика, система Монтессори имеет свои плюсы и минусы. Основное преимущество системы Монтессори в том, что дети учатся без принуждения, с удовольствием и интересом, ведь каждый занимается самостоятельно выбранным видом деятельности. Система эффективно работает: по результатам исследований (журнал Science, 2006 г.), ученики государственной школы Монтессори в Милуоки (Висконсин, США) продемонстрировали более высокие показатели по большинству познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков по сравнению с ребятами из обычных общеобразовательных школ.

Воспитанники садов и школ Монтессори с уважением относятся к окружающим, умеют договариваться, самостоятельно могут занять себя и обладают хорошими практическими навыками.

Однако, для многих родителей критичными являются минусы методики Монтессори

Прежде всего, это недостаточное внимание формированию творческих навыков и физической активности. Основное в системе Монтессори – развитие интеллекта

Воспитание самостоятельности и восприятие учителя не как наставника и авторитет, а как помощника в дальнейшем может вызвать определенные сложности при переходе в обычную школу. Настораживает отсутствие ролевых игр: в садах Монтессори ребята учатся договариваться, но не играть совместно, каждый занимается самостоятельно. Также некоторые опасения у родителей вызывают отсутствие оценок и обязательной программы.

Как оформить уголок Монтессори в детском саду

Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.

Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона

Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.

Материалы Монтессори своими руками

Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:

  • развивающие рамки и доски с застёжками;
  • фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
  • цветовые таблички из картона или плотного фетра;
  • контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
  • доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
  • игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).

Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:

  1. Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
  2. Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
  3. Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
  4. В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
  5. Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.

Видео: упражнения М. Монтессори своими руками

Watch this video on YouTube

Детские сады, работающие по программе Монтессори, осуществляют основной заказ ФГОС — формирование инициативной, самостоятельной, развитой личности. Концепция свободного образования находит всё большее число приверженцев, родители и воспитатели муниципальных ДОУ внедряют идеи Монтессори в воспитательный процесс. В монтессори-среде не навязывается стереотип поведения или выполнения работы, ребёнок учится независимости от взрослого, тем самым выбирает направление на успех в будущем.

Существует ли Монтессори-школы для детей младшего школьного возраста?

Самая первая Монтессори-школа была создана для детей до семи лет, но Мария на протяжении всей своей жизни продолжала разрабатывать метод для всех возрастов.

Одним из фундаментальных открытий доктора Монтессори было то, что она назвала «стадиями развития». Она заметила, что все дети проходят шестилетние циклы. В них развитие сначала резко ускоряется в первые три года, а затем вступает в более спокойный трёхлетний период. Каждая из этих стадий имеет свои цели, уникальные характеристики и сензитивные периоды.

От рождения до 6 лет — впитывающий разум. Дети, находящиеся на этом этапе, «впитывают» информацию, как губка впитывает воду: спонтанно и без сознательных усилий.

От 6 до 12 лет — рассуждающий разум. На этом этапе развитие происходит совсем по-другому. Дети становятся менее склонны к подражанию и повторению, но более склонны к абстрактному мышлению. Они приобретают важные социальные навыки — растёт интерес во взаимодействии с окружающими.

Эти дети переходят от работы (и игры), выполняемой рядом со сверстниками, к работе, выполняемой совместно или групповой работе. Они также интересуются отношениями в своём сообществе и стремятся к познанию мира.

В этом возрасте дети проявляют особый интерес к вопросам морали. Они стремятся научиться отличать хорошее от плохого, понять, что есть справедливость и беспристрастность

Важно, чтобы ребёнок имел в своём окружении ролевую модель, обладающую высокими моральными ценностями. Нужно рассказывать ему истории о доброте, честности, мужестве и чести

Значимые взрослые должны проявлять по отношению к детям уважение, любовь и понимание.

Период обучения в начальной школе — это период развития воображения. Ребёнок, который ранее получал опыт через ощущения, теперь может вообразить идеи без установления физического контакта. Захваченный воображением, он стремится к познанию науки, истории, географии, поскольку эти предметы об окружающем мире и Вселенной.

Программа начальной школы Монтессори предоставляет ученикам широкий круг возможностей для изучения окружающего мира — через исследование различных культур, языка, истории, географии и науки.

Методика Марии Монтессори, применимая к младшему возрасту от 6 месяцев: применение, занятия в домашних условиях

  • Чтобы самостоятельно воплотить методику Монтессори в домашней обстановке, взрослым придется потрудиться над созданием особенной атмосферы.
  • Чтобы ребенок смог самостоятельно познавать окружающий мир, для детской комнаты понадобится множество развивающего материала в виде игрушек, приспособлений, мебели и различного инвентаря. Недостаточное количество игрушек можно пополнить самодельными изобретениями.
  • Детей младшего возраста необходимо допускать к контакту со взрослыми предметами. Дать возможность пощупать и попробовать на вкус. Малыши очень любят контакт с сыпучими предметами – крупами, бусинками, счетными палочками. К примеру, лоток с манной крупой является прекрасным материалом для рисования пальчиками.

Рисуем пальчиками

  • Родители должны научиться не вмешиваться в самостоятельный процесс познания мира. Систематично подключать ребенка к участию в жизни семьи через игровое выполнение бытовых потребностей. Допускать его к стирке, готовке, уборке. Проявлять терпение и уважение, воздерживаться от критики.
  • Разграничивать предметы обучения по различным направлениям. Соблюдать порядок вещей, не смешивать математику с биологией. Предоставлять свободу выбора детям и не мешать им учиться на собственных ошибках.
  • Очень удобно, если ежедневные занятия с ребенком будут проходить в одно и то же время. Во-первых, это дисциплинирует ребенка, во-вторых, повысит интерес в процессе ожидания.

Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори

Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал

Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность

Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».

Основные принципы воспитания

В целом методика опирается на ряд принципов:

  1. Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
  2. Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
  3. Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
  4. Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
  5. Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.

Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать

В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:

  1. Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
  2. Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
  3. Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
  5. Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
  6. Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».

Принципы уважения, наблюдения и самостоятельности в Монтессори

Парадокс развития состоит в том, что ребёнок учится быть самостоятельным, ответственным, уважающим себя, эффективным в общении и многому другому. Но он не способен обойтись без посторонней помощи. У него недостаточно возможностей принять на себя всю полноту ответственности. Он не умеет общаться и даже не владеет речью для общения. Да и этого самого себя, которого нужно уважать, у малыша пока нет.

Дать ребёнку ровно столько, сколько он способен взять — сложнейшее искусство и большой труд. Сделать за ребёнка поначалу проще, ведь он сам не скажет: «Помоги мне сделать это самому». Но нуждается в этом больше всего на свете.

Монтессори вверяет маленькому человеку право индивиуализировать свой путь развития. Корректная степень делегируемой ответственности выделяется взрослым на основе постоянного наблюдения за ребёнком, который своим поведением и интересом показывает нам, чем живёт его самосозидание сейчас.

Если дать детям раннего возраста тяжёлые низенькие детский стульчик и столик, подходящие крошечные посуду и столовые приборы, то они до года научатся есть сами. А в добавок — накладывать себе еду и садиться самостоятельно за стол до того, как научится ходить. Если дать салфетку с подсказками, куда и что расставить, то они смогут накрывать на стол. Если соорудить удобную детскую подставку-лесенку, малыши смогут участвовать в приготовлении пищи. Это развивает их функциональную независимость и позволяет учиться всему гораздо раньше.

Аналогичным образом специально подготовленные материалы школьного класса позволяют ребёнку самостоятельно учиться. Это позволяет ему тратить на каждое упражнение столько времени, сколько нужно именно ему, чтобы полностью усвоить урок. Ребёнок приступает к работе с каждым материалом тогда, когда наилучшим образом готов. Дидактические материалы сконструированы по определённым принципам, которые облегчают возможность ребёнку совершить самостоятельно маленькое открытие и самому научить себя чему-то.

Полезно, когда ребёнок делает всё, что он уже может, так рано, как это возможно. И это не про раннее развитие, а про своевременность. Иногда для этого нужно просто позволить ему действовать, но чаще нужно адаптировать к возможностям и самим размерам ребёнка его ближайшее окружение: домашнюю обстановку и дидактические материалы в классе.

Виды монтессори-классов и уроков

В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде. На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку

На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

Система предлагает 3 типа уроков:

1. Индивидуальные.

Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

Он обладает особыми обучающими свойствами:

  • привлекает — возбуждая интерес;
  • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
  • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

Объяснять при этом необязательно.

Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.

2. Групповые.

Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

3. Общие.

Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.

При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

  • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
  • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
  • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.

Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

Нет никакого насилия.

Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

Обучение письму по методике Монтессори

  • Методика Монтессори позиционирует процесс письма как более легкий и естественный, чем чтение. Если в процессе чтения ребенку нужно понять чужую точку зрения, то в процессе письма дети излагают свои собственные мысли.
  • Написание букв по методике Монтессори должно начинаться с письменной формы, а не с печатной. Прописные буквы имеют плавные линии и закругления, которые гораздо легче подаются детской кисти. Ребенку проще прорисовать ряд закругленных символов, чем строчку прямых палочек.
  • По методике Монтессори детей обучают рисовать целые символы, а не их части. Для того, чтобы ребенок мог прорисовать букву целиком, предварительно его необходимо научить правильно держать ручку. Тренировка кисти и координации движений происходит с помощью сенсорных материалов. Ребенка необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать, завязывать, пересыпать, разрезать.

Важно правильно поставить руку

Подготовка детской руки к письму по Монтессори происходит с помощью металлических фигур-вкладышей, подвижного алфавита, песчаной бумаги, звуковых игр и игр-упражнений.

Приобретёт ли мой ребёнок социальные навыки?

Недавно, во время чтения дискуссии на форуме, я столкнулась со следующим комментарием:

«Метод Монтессори не уделяет внимание социальному взаимодействию детей. Он способствует развитию независимости посредством выполнения соответствующей их возрасту работы

Можно увидеть, насколько они самостоятельные и уверенные. Однако, как правило, в таких классах гораздо тише по сравнению с другими дошкольными учреждениями, поскольку большинство учеников работают самостоятельно или в группах по 2—3 человека. Таким образом, больше внимания уделяется проекту, и в меньше — взаимодействию, решению проблем, социальным навыкам. Основой того, в чём нуждаются дети, по крайней мере на этапе дошкольного образования, является умение строить отношения со сверстниками в рамках подготовки к начальной школе, родными братьями и сёстрами и т. д.» (Хуан, С. 2012, 25 апреля. Как обстоят дела с образовательным подходом Монтессори? Quora. Получено 12 ноября 2014 г. http://qr.ae/myFGU.)

Воспитание в Монтессори действительно способствует развитию независимости через индивидуальную работу. Дети младше шести лет чаще выбирают самостоятельную работу. Но наряду с этим, метод придаёт огромное значение развитию социальных навыков.

Монтессори заметила, что все дети развиваются в соответствии с внутренним этапам развития, заложенными природой. Дети младше шести лет строят свою личность и самосознание. Они могут работать рядом с другими детьми, они могут даже наблюдать и учиться у них, но в большей степени они сосредоточены на самостоятельной работе. Чем старше становится ребёнок, тем проявляет большую заинтересованность в совместной деятельности.

Педагогика Монтессори учитывает все эти естественные склонности организма. Дети могут выбрать самостоятельную работу, когда им это необходимо. Подобным же образом дети могут принять решение работать в группах и помогать друг другу.

Мы учим детей, как быть любезными, вежливыми, и почтительными в соответствии с обычаями местной культуры. Эту часть программы называют «уроками изящества и любезности». Каждый день дети учатся приветствовать друг друга, благодарить, говорить «пожалуйста», устанавливать в момент общения зрительный контакт. Ежедневные групповые занятия позволяют научиться внимательно слушать, говорить по очереди и следовать указаниям. Детям рекомендуют вежливо выражать чувства и уважать взрослых и сверстников.

Уважение является важной составляющей класса. С детьми говорят с почтением, учат ценить друг друга, взрослых и окружающую среду

Когда с ними обращаются уважительно, как они того заслуживают, дети учатся внимательно относиться друг к другу.

На первый взгляд, спокойная атмосфера класса Монтессори не слишком располагает к общению. Но на самом деле воспитанники учатся быть вежливыми, почтительными, решать проблемы и сотрудничать в рамках их сообщества. В большей степени так называемое «тихое» поведение, которое, как многие полагают, является результатом «строгости», есть результат удовлетворения потребностей. Дети, потребности которых удовлетворены, становятся радостными учениками и уважаемыми членами своих сообществ.

Сосредоточенная работа как источник энергии


Фото: LightField Studios / Shutterstock
Фото: Littlekidmoment / Shutterstock

Монтессори считала глубокую концентрацию в какой-либо деятельности ключом к внутренней гармонии, а достигается концентрация благодаря удовольствию от выполняемой работы. Когда ребёнок заинтересован тем, что делает, в нём развивается внутренняя мотивация к обучению, возникает чувство ответственности за результат. Но сосредоточенно заниматься сложно, если вокруг множество отвлекающих факторов

Именно поэтому большое внимание в системе Монтессори уделяется оформлению классных комнат: оно должно пробуждать любопытство, но и не отвлекать лишними деталями

Идеи о взаимосвязи концентрации и удовольствия подтвердили и исследования современного американского психолога Михая Чиксентмихайи о состоянии потока — полного сосредоточения на своей деятельности. Например, если человек увлекается рисованием, то в состоянии потока он может два часа провести у мольберта, даже не заметив, как пролетело время

Учёный, на примере работы хирургов, описывает это так: «Внимание настолько совершенно, что я забываю о времени, о своём теле, об окружении, о других людях. Я ничего не осознаю, кроме своих рук»

При этом «погружаться» в поток можно по необходимости, а для этого сформировать чёткие цели, направить всё внимание на процесс и регулярно проверять себя.

Что об этом говорила Монтессори: «Духовная жизнь на самом деле строится на фундаментальной основе целостной личности, пребывающей в гармонии с внешним миром. Блуждающий разум, оторванный от реальности, также, надо сказать, отходит от здоровой нормы».

Зачем это взрослым: концентрация позволит добиться своих образовательных целей и не сойти с намеченного пути. Для многих студентов соблюдение этого принципа станет залогом возвращения инвестиций в обучение.

Как это применять в обучении взрослых:

  • Учебное пространство должно быть красивым, минималистичным и упорядоченным, и к онлайну это тоже относится. В приятной атмосфере, где всё продумано до малейших деталей и нет ничего лишнего, студент расслабляется — в этом состоянии сосредоточиться на получении знаний гораздо проще.
  • Процесс учёбы нельзя прерывать на технические вопросы, неэффективное общение, гаджеты и социальные сети. Студент исключает всё, что отвлекает от учебной цели, а организатор обучения предотвращает появление нежелательных организационных проблем в процессе.
  • У студента должна быть ясная цель. Он должен чётко представлять, каких результатов хочет добиться, ведь когда знаешь цель — легче сосредоточиться на маршруте.

Плюсы и минусы Монтессори-педагогики

  1. Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
  2. Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
  3. Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
  4. Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.

Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления

Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:

Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые

А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству).
Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства

Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями.
В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения.
Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету.
Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).

Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.

Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector