Мариинский театр: история и факты

Площадки

Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:

  • Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
  • Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
  • Владивостоке – 1 (приморская)

Основное здание Мариинского театра

Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.

Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:

  • Э. Фрачиоли
  • А. Головин

Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.

Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:

  • ширина – 30 м
  • глубина – 20 м
  • высота – 24-25 м

Вторая сцена

Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:

  • вместимость зала – 2 тыс.чел
  • площадь – 80 тыс.кв.м
  • этажей – 7

Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.

Концертный зал (третья сцена)

Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.

Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:

  • архитектор К.Фабр (Франция)
  • инженер Тойота (Япония)

Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:

  • объем -1,3 тыс. куб.м
  • вместимость – 1110 мест
  • длина – 52 м
  • ширина – 24 м
  • высота – 14 м

В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.

Приморская сцена

Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.

Корпус имеет 2 зала:

  • Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
  • Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.

В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.

Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.

Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:

  • ширина – 14 м
  • высота – 12 м

Северо-Осетинская государственная филармония

С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.

Мариинский-2

Возле главного здания Мариинского театра, через Крюков канал, расположено новое здание театра, носящее название «Мариинский-2» (Новая сцена), где создают и показывают самые современные произведения и новаторские постановки.

Адрес Мариинского-2: улица Декабристов, дом 34.

Репертуар Мариинского-2 с его оснащенной по последнему слову сценой и камерными площадками призван связать историю Мариинского театра с современными сочинениями самых разных жанров — оперой, балетом, симфонической музыкой, а также возможностью ведения образовательных и просветительских проектов, камерных вокальных и инструментальных программ.

Здание Мариинского-2 имеет общую площадь 79 114 м2.

Зрительный зал может вместить до 1830 зрителей.

В здании театра семь надземных и три подземных этажа; главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше, который является из площадок фестиваля «Звезды белых ночей», кафе, вспомогательные помещения и служебная подземная парковка.

Камерные зала в Мариинском-2

В театре находятся четыре камерных зала, которые носят имена великих композиторов, чье творчество связано с театром: Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Родиона Щедрина.

Вместимость каждого зала составляет около 120 мест.

Зал Прокофьева находится на первом, подземном, этаже и предназначен преимущественно для выступлений пианистов.

Фойе Стравинского — это камерная площадка в зрительской части театра, расположенная на четвертом этаже.

Особой приметой этого концертного пространства являются высокие, ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для публики. В Фойе проходят концерты, интерактивные просветительские программы для детей и юношества, воскресные лекции к спектаклям для всех возрастных категорий зрителей.

Зал Щедрина находится на четвертом этаже в зрительской части театра. В зале проводятся концерты, кинопоказы, лекции и музыкальные занятия, как для взрослых, так и для самых маленьких театралов.

Зал похож на ультрасовременную аудиторию с крутым подъемом партера и большими окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины стены.

Зал Мусоргского располагается на пятом этаже.

В зале показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, также проходит цикл «Потрет солиста», в рамках которого с сольными программами выступают ведущие певцы оперной труппы.

Смотровая терраса в Мариинском-2

Мариинский-2 имеет открытую террасу на крыше, которую, в летний период, можно посетить за час до начала спектакля. С террасы открывается вид на исторический центр Петербурга.

Билеты на экскурсию на террасу можно приобрести в кассах Мариинского-2 или у дежурного администратора, за час до начала текущего представления при наличии билета на спектакль.

Внешний облик Мариинского-2

Внешний фасад здания Мариинского-2, по сравнению со «старым» зданием напротив, выглядит легко и современно.

Здание выполнено из бежевого юрского мрамора, прорезано высокими панорамными окнами различного размера и увенчано металлической крышей. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри — на Крюков канал. Над главным входом в театр (угол улиц Декабристов и Крюкова канала) размещен прямоугольный навес из стекла и металла.

Возле внешней стены Мариинского-2, со стороны набережной Крюкова канала, находится воссозданный при строительстве здания театра фрагмент стены Литовского рынка.

В 1787-1789 годах на углу Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) и набережной Крюкова канала был построен рынок по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Рынок получил название «Литовский», из-за расположенного по соседству Литовского замка, где квартировал Литовский мушкетерский полк.

В 1920 году торговые ряды были уничтожены пожаром, а на их месте в 1929-1930 годах архитекторами Николаем Митуричем и Василием Макашовым был возведен Дворец культуры имени Первой пятилетки.

В 2013 году дворец уступил место новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2), возведенной по проекту архитектора Джек Даймонда.

Через Крюков канал старая сцена Мариинского театра с Мариинским-2 соединены подвесным крытым стеклянным переходом.

Имя

Театр назван в честь императрицы Марии Александровны , супруги царя Александра II . В фойе главного входа установлен бюст императрицы. Название театра менялось на протяжении всей своей истории, отражая политический климат того времени:

  • 1860-1920 : Императорский Мариинский театр (Русский: Императорский Мариинский театр )
  • 1920 — 1924: Государственный академический театр оперы и балета (русский: Государственный академический театр оперы и балета )
  • 1924 — 1935: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета (русский: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета )
  • 1935 — 1992: Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (русский язык: Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова ) (одно из многочисленных мест и учреждений, названных или переименованных в то время в честь Сергея Кирова ).
  • 1992 — настоящее время : Государственный академический Мариинский театр (русский: Государственный aкадемический Мариинский театр )

Примечание: аббревиатура «ГАТОБ» (Государственный Академический Театр Опера и Балета) часто встречается в исторических источниках.

Здание театра принято называть Мариинским театром . Компании, работающие в нем, в целях узнаваемости бренда сохранили название « Киров» , приобретенное в советское время в честь убитого лидера Ленинградской коммунистической партии Сергея Кирова (1886–1934).

[править] Причины возникновения

В ночь на 26 января 1859 г. здание Театра-Цирка в Петербурге сгорело; остался лишь остов здания. Петербург лишился одной из своих сцен. Большой Каменный театр, к этому времени неоднократно перестраивавшийся (в 1811 году произошел крупный пожар и здание было восстановлено, а в 1836 году архитектор А. К. Кавос провел новую реконструкцию; были и последующие реконструкции), уже не справлялся со всеми требованиями времени. Правда, с 1832 года Александринский театр, а с 1833 года Михайловский театр, да и другие сценические площадки Петербурга, — давали и оперы, и балеты, и драмы. Но и этого столице не хватало.

После утраты в пожаре Театра-Цирка тут же было принято решение строить на этом месте новое театральное здание императорской труппы.

Новое здание должно было отвечать всем необходимым современным условиям — сцена, гримерные и декораторские мастерские, зрительный зал, ложи — в том числе императорская… Всё требовало новаторских решений.

Строил новый театр архитектор Альберто Кавос.

14(27) сентября 1859 года вышло высочайшее постановление — император Александр II «высочайше повелел перестраиваемый театр-цирк именовать Мариинским», по имени жены Александра II императрицы Марии Александровны.

Происхождение

Эскиз императорского занавеса Мариинского театра, существовавшего до 1914 года.

Императорская труппа драмы, оперы и балета в Санкт-Петербурге была создана в 1783 году по указу Екатерины Великой , хотя итальянская балетная труппа выступала при русском дворе с начала 18 века. Первоначально балетные и оперные спектакли ставились в деревянном театре Карла Книппера на Царицкой поляне, недалеко от нынешнего Трехстороннего моста (также известного как Малый театр или Малый театр). В Эрмитажном театре , расположенном по соседству с Зимним дворцом , проходили спектакли для элитной публики аристократических гостей, приглашенных императрицей.

Постоянное здание театра для новой труппы артистов оперы и балета было спроектировано Антонио Ринальди и открыто в 1783 году. Известное как Императорский Большой Каменный театр , здание располагалось на Карусельной площади, которую в честь здания переименовали в Театральную. Оба названия — «Каменный» (русское слово «камень») и «Большой» (русское слово «большой») — были придуманы, чтобы отличить его от деревянного Маленького театра. В 1836 году Большой Каменный театр был отремонтирован по проекту Альберта Кавоса (сына оперного композитора Каттерино Кавоса ) и стал главным театром Императорского балета и оперы.

29 января 1849 года на Театральной площади открылся Конный цирк . Это тоже работа архитектора Кавоса. Здание было спроектировано как театр. Это было деревянное строение в модном тогда неовизантийском стиле . Десять лет спустя, когда этот цирк сгорел, Альберт Кавос перестроил его в театр оперы и балета с самой большой сценой в мире. Театр, рассчитанный на 1625 мест и U-образный зал в итальянском стиле , открылся 2 октября 1860 года спектаклем « Жизнь за царя» . Новый театр был назван Мариинским в честь его императорской покровительницы императрицы Марии Александровны .

Краткое описание

Монументальное здание впечатляет своей красотой. Построенное в неоклассическом стиле оно имеет многофигурный силуэт. Его парадное крыльцо нельзя назвать императорским, а парадная лестница не ведет в царскую ложу. Весь акцент архитектор сосредоточил на зрительском зале.

Зрительный зал по праву считается одним из самых красивых в мире. Необычен цвет его оформления. Если традиционно зал императорского театра оформлялся красным цветом с золотом, то в Мариинском использовался цвет морской волны — голубые стены, дополненные синим бархатом и кресла в этом же тоне.

Интересен занавес, созданный еще в 1914 году по рисункам выдающегося художника Александра Головина. В технике изготовления он соединил живопись и аппликацию, а рисунок занавеса повторяет узор платья императрицы Марии Александровны, имя которой театр и получил. 

Люстра является визитной карточкой Мариинского театра. Она была создана в 1860 году и состоит из 23000 хрустальных подвесок и 230 лампочек. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и заменить перегоревшие лампочки.

Обратите внимание на плафон с изображением двенадцати нимф в окружении амуров и двенадцати медальонов с портретами драматургов. Поясним, что первоначально театр предполагалось использовать для постановки самых разных спектаклей, в том числе и драматических

Именно поэтому внутри мы видим портреты Фонвизина и Островского, Гоголя и других русских драматургов XVIII–XIX века

Поясним, что первоначально театр предполагалось использовать для постановки самых разных спектаклей, в том числе и драматических. Именно поэтому внутри мы видим портреты Фонвизина и Островского, Гоголя и других русских драматургов XVIII–XIX века.

Зал рассчитан на 1625 мест, глубина сцены — 22 метра, ширина — 18 метров, высота — 25 метров.

Фестивали

Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.

Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.

Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:

  • балетный «Мариинский»
  • оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
  • современной музыки «Новые горизонты»

Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»

Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:

  • фестиваль детских музыкальных театров-студий
  • школы искусств в гостях у театра
  • детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»

Мариинский театр сегодня

Хотя эта ложа официально не называлась «Царской ложей», именно в ней император и его семья всегда сидели, посещая спектакли в театре.

Под руководством Юрия Темирканова , главного дирижера с 1976 по 1988 год, Оперная труппа продолжала ставить новаторские постановки как современных, так и классических русских опер. Работая отдельно от балетной труппы театра, с 1988 года обе труппы находятся под художественным руководством Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя всего театра.

Оперная труппа вступила в новую эру художественного совершенства и творчества. С 1993 года влияние Гергиева на оперу было огромным. Во-первых, он реорганизовал деятельность компании и установил связи со многими крупнейшими оперными театрами мира, включая Королевский оперный театр, Ковент-Гарден , Метрополитен-опера , Оперу Бастилии , Ла Скала , Ла Фениче , Израильскую оперу , Вашингтонскую национальную оперу. и Опера Сан-Франциско . Сегодня оперная труппа регулярно гастролирует по большинству этих городов.

Гергиев проявил новаторство и в русской опере: в 1989 году прошел Всероссийский фестиваль Мусоргского, на котором были представлены все оперные произведения композитора. Точно так же многие оперы Прокофьева были представлены с конца 1990-х годов. Оперы нерусских композиторов стали исполняться на их родных языках, что помогло оперной труппе приобщиться к мировым тенденциям. Ежегодный международный фестиваль « Звезды белых ночей » в Санкт-Петербурге, начатый Гергиевым в 1993 году, также сделал Мариинский район культурной картой мира. В том же году, отдавая дань уважения имперским истокам Мариинского театра, была поставлена
пьеса Верди « Форза дель судьбы» , премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге в 1862 году, с оригинальными декорациями, костюмами и декорациями. С тех пор для «Фестиваля белых ночей» стало характерно представлять премьеры предстоящего сезона компании в этот волшебный период, когда с приближением летнего солнцестояния темнота практически исчезает.

В настоящее время компания вносит в свой список 22 сопрано (из которых, возможно, наиболее известна Анна Нетребко ); 13 меццо-сопрано (с Ольгой Бородиной, знакомой американской и европейской публике); 23 тенора; восемь баритонов; и 14 басов. Во главе с Гергиевым есть руководитель администрации сцены, режиссер, постановщики и ассистенты, а также 14 концертмейстеров.

Концертный зал Мариинского театра

Соседний Концертный зал Мариинского театра, спроектированный французским архитектором Ксавье Фабром, открылся весной 2007 года. Он рассчитан на 1100 зрителей.

Ведущая роль

Сцена Мариинского театра с роскошным занавесом Александра Головина 1914 года.

В Императорском Мариинском театре и его предшественнике, Большом Каменном театре, состоялись премьеры многих опер Михаила Глинки , Модеста Мусоргского и Петра Ильича Чайковского . По распоряжению директора театра Ивана Всеволожского и Императорский балет (балет поступил в Мариинский театр в 1870 году), и Императорская опера были переведены в Мариинский театр в 1886 году, так как Большой Каменный театр считался небезопасным. Именно там известный хореограф Мариус Петипа представил многие из своих шедевров, в том числе такие главные из балетного репертуара, как «Спящая красавица в 1890 году», «Щелкунчик» в 1892 году, « Раймонда» в 1898 году и окончательное возрождение « Лебединого озера» (со Львом Ивановым ). в 1895 г.

Когда в 1886 году театр был назначен основным местом проведения Императорского балета и оперы, театр был капитально отремонтирован. По приказу императора Александра III было проведено пышное торжество по случаю инаугурации , на котором был представлен первый оригинальный балет, поставленный в Мариинском театре — Les Pilules magiques Петипа на музыку Людвига Минкуса .

Другие мировые премьеры дали в доме включены Мусоргского «s опера Борис Годунов в 1874 году, Чайковский » s опер Пиковая дама в 1890 году и Иоланта в 1892 году пересмотренный вариант Прокофьев «s балет Ромео и Джульетта в 1940 году, и Хачатурян » S балет « Спартак» в 1956 году. Среди других известных постановок — опера Римского-Корсакова « Золотой петушок» в 1909 году и балет Прокофьева « Золушка» в 1946 году (с Натальей Дудинской ).

Императорский и советский театр был домом для многих великих импресарио, дирижеров и музыкантов.

Дирижеры : Михаил Жуков (1932–35), Израиль Чудновский и другие.

Балет : балетная школа Мариинского театра положила начало карьере артистов Матильды Кшесинской , Ольги Преображенской , Анны Павловой , Тамары Карсавиной , Вацлава Нижинского и Георгия Баланчина , учеников Императорской балетной школы и стиля, а также под и после учения Агриппина Ваганова , художники Марина Семенова , Галина Уланова , Рудольф Нуриев , Наталья Макарова , Михаил Барышников , Ирина Колпакова , Галина Мезенцева , Асылмуратова , а также более поздние танцоры именитые Ульяна Лопаткина , Диана Вишнева и Светлана Захарова , студенты школы как теперь называется, Академия русского балета имени А.Я.Вагановой .

[править] Официальные названия театра

Первое полное название: Императорский Мариинский театр.

После революции 1917 года, когда всё императорское имущество перестало быть императорским, театр был передан в структуру Наркомпросса, а потом и переименован:

  • в 1920 году — Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ)
  • в 1924 году — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета
  • в 1935 году — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова

16 января 1992 года в связи с падением советской власти театру было возвращено его историческое название — Мариинский. С тех пор официальное название: Государственный aкадемический Мариинский театр.

Классическое наследие в репертуаре

Сценическая площадка Мариинского театра прославилась в истории театрального искусства России, как место проведение премьерных спектаклей классиков балетного и оперного жанра. В 19 – нач.20 в. артисты Мариинки были задействованы в первых постановках:

  • балетов – «Конёк-Горбунок», «Золотая рыбка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана», «Петрушка»
  • опер – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Каменный гость», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Борис Годунов», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Князь Игорь»

В советский период творческий багаж театральной труппы пополнялся спектаклями, пронизанными революционным духом и отвечающим требованиям социалистического реализма. Однако классические произведения не были забыты. Ежегодная афиша Мариинского театра обязательно включает, наряду с премьерами, полюбившиеся зрителям постановки из минувшего репертуара. На сцене Мариинки по-прежнему показывают «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен» и т.д.

Площадка фестивалей

Концертный зал Мариинского театра, афиша которого пестрит разнообразием, обладает особенностью — это способность его к трансформации. Этим обеспечивается возможность использовать сцену для различных постановок и мероприятий. Параметры зала таковы: вместимость — 1110 мест (здесь считается и хоровой ярус, при аншлагах его отдают зрителю), сцена вмещает 130 музыкантов.

Концертный зал, как и основная сцена Мариинки, регулярно проводит международные фестивали. Проходят здесь «Масленица», «Новые горизонты», «Звезды белых ночей», «Брасс-вечера в Мариинском». Под руководством Валерия Гергиева из четырнадцати участников в 2007 году образовался брасс-ансамбль. Это музыкальный коллектив, где музыка исполняется на медных (brass — «медь») духовых инструментах. Сюда относятся и инструменты, выполненные из серебра и латуни. Брасс-ансамбль стал очень популярен не только на нашей родине, но и за рубежом.

[править] Главные дирижёры театра

Как уже было сказано, своя собственная труппа появилась в Мариинском театре только после революции 1917 года, до того он входил в структуру императорских театров, и артисты императорской труппы работали в помещениях разных театров, входящих в общую императорскую структуру.

А вот оркестры в каждом театре были свои, это же продолжилось и в советские годы.

В разные годы оркестр Мариинского театра возглавляли (в скобках даны годы деятельности в занимаемой должности):

  • Константин Николаевич Лядов (1860―1869)
  • Эдуард Францевич Направник (1869―1916)
  • Эмиль Альбертович Купер (1919―1924)
  • Владимир Александрович Дранишников (1925―1936)
  • Арий Моисеевич Пазовский (1936―1943)
  • Борис Эммануилович Хайкин (1943―1953)
  • Сергей Витальевич Ельцин (1953―1961)
  • Александр Игнатьевич Климов (1961―1967)
  • Константин Арсеньевич Симеонов (1967―1975)
  • Виктор Андреевич Федотов (1975―1976)
  • Юрий Хатуевич Темирканов (1976―1988)
  • Валерий Абисалович Гергиев (с 1988)

[править] Постсоветский период

16 января 1992 года театру было торжественно возвращено прежнее имя и имперская символика, Мариинский театр вновь стал Мариинским, правда, не императорским, а Государственным академическим.

Открытие второй сцены Мариинского театра. Концерт

Театральная сцена продолжила радовать новыми представлениями опер и балетов, театр по-прежнему работает исключительно в этих жанрах.

Когда постперестроечная разруха сошла (а новая ожидаемая — от всеобщего разграбления — еще не наступила), Мариинский театр приобрел филиалы: 29 ноября 2006 года состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра; 2 мая 2013 года была открыта Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2).

Новая сцена оказалась трагической для исторического здания Мариинского театра, в стенах которого появились деформации и трещины. Правда, многие специалисты считают, что просчеты идут еще с советского периода, когда непрофессионально проводились ремонтные работы. Как бы то ни было, историческому зданию нанесен серьезный ущерб.

Поскольку период не завершен — раздел тоже не завершен. Раздел будет завершен новыми поколениями авторов.

Труппы

Творческий коллектив театра включает 2 труппы:

  • балетную
  • оперную

Балетная труппа зародилась в конце 18 в. Ее костяк составили придворные танцовщики, выпускники французской танцевальной школы под руководством Ж.Ланде. В 19-20 вв. с артистами Мариинки сотрудничали прославленные балетмейстеры:

  • Ш. Л. Дидло
  • М.Петипа
  • В. Мейерхольд
  • В. Вайнонен
  • Л.Якобсон
  • С.Каплан

В истории театра вписаны имена выдающихся танцовщиков – Вацлава Нежинского, Рудольфа Нуриева, Михаила Барышников. Славу русского балета утверждали и поддерживали балерины – Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова. До начала 19 в. на сцене Мариинского театра выступали преимущественно иностранные артисты. В 30-40-х гг. 19 в. постепенно формируется русская оперная труппа. Репертуар театра постоянно пополнялся новыми операми европейских и российских композиторов, что способствовало расширению труппы и привлечению в ее состав артистов с исключительными певческими данными.

Первыми голосами Мариинского театра были:

  • Осип Петров
  • Федор Шаляпин
  • Медея и Николай Фигнер
  • Софья Преображенская
  • Леонид Собинов

В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.

Мариинский театр в XX столетии

После революции Мариинский театр объявили государственным и передали Народному комиссариату. В 1919 году театр получил статус академического. После гибели первого секретаря Ленинградского обкома Кирова в 1934 году театру присвоили его имя и называть стали коротко – Кировским.

Во время Великой Отечественной войны театр эвакуировали в Пермь, артисты в составе армейских бригад выступали в частях и госпиталях. В 50-70 годы в театре поставлены балеты, принесшие ему мировую славу: «Спартак», «Двенадцать», «Каменный цветок», «Ленинградская симфония».

В 1939 году театральная группа награждена орденом Ленина, в 1983 – орденом Октябрьской Революции. С 1988 года художественный руководитель театра – Валерий Абисалович Гергиев. В 1992 году театру возвращено прежнее название – Мариинский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector