Как вести себя родителям в период детского кризиса 7 лет: психология ребенка и возрастные изменения

Содержание:

Возрастные сложности

Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.

Основные признаки:

  1. Перестройка восприятия своего места в отношениях.
  2. Зарождение собственного Я. Начинается понимание занимаемого места в мире взаимоотношений. Происходит переоценка ценностей. Прошлые увлечения и побуждения меркнут, на их место приходят новые.
  3. Смена эмоциональной жизни. Раньше эмоции были кратковременными и особо не запоминались, критика не доставляла особых огорчений и не влияла на самооценку. Теперь всё изменилось, иммунитет к критике ослаб.
  4. Обобщение собственных переживаний, ведущее к зарождению логического объяснения чувств. Переживания кажутся тяжёлыми, сложными, носящими глубокий смысл, который приводит к появлению внутренней жизни. Она будет руководить действиями.
  5. Анализ ситуации перед действиями, ведение рассуждений. Взвешивается вероятность достижения положительного результата.

  6. Утрата детской наивности и открытости.
  7. Обучение способностям прятать болезненные чувства, маскируя их под маской равнодушия. Несмотря на желание показать свои эмоции окружающим, или же пойти на поводу у мимолётных прихотей, внешняя оболочка ребёнка отличается от внутренних переживаний. Явным проявлением такого разделения выступает наигранность эмоций, манерность поведения. Они пройдут после вступления в новый возрастной период.

Когда обратиться к психологу

Есть три тревожных звонка, которые могут сигнализировать о том, что родителям пригодится поддержка детского психолога.

Вы слишком часто переживаете из-за конфликтов с ребенком. Если вы сами переживаете, раздражаетесь и нервничаете — возможно, это повод обратиться к специалисту, который поможет пережить этот этап без потерь.

Не получается прекратить ссоры без третьих лиц. Да, это как раз то, что мы все не раз слышали: «Сейчас позвоню папе и расскажу, как ты себя ведешь!», «Вот мама придет — и все узнает о твоем поведении!»

Агрессивные реакции ребенка.Когда ребенок реагирует слишком эмоционально, конфликт сложно завершить конструктивно. В итоге напряжение накапливается и только усугубляет кризис.

Нежелательные действия со стороны родителей

Если во время кризиса родители будут вести себя неправильно, то их действия могут помешать нормальному развитию первоклассника. Вместо внутренней позиции школьника и развития психических процессов у ребенка сформируется низкая мотивация и самооценка. Что делать в период кризиса 7 лет родителям не стоит?

  • Кричать на ребенка. Это демонстрирует унижение и неуважение к человеку, хоть он пока и не взрослый. Кроме того указывает на бессилие родителей, раз договориться спокойно они не в состоянии.
  • Критиковать педагогов в присутствии ребенка, даже если кажется, что он занят своими делами и не слушает. Мнение родителей обязательно отложится на сознании ребенка. В этом случае спрашивать его о том, почему он не слушается учительницу, нет смысла, это и так понятно: мама же говорит, что «она – глупая», так зачем ее слушать?
  • Нарушать правила, установленные для ребенка. Если ему запрещается есть перед телевизором, то и мама с папой делать этого не должны.
  • Физически наказывать. Это унижает и также демонстрирует беспомощность родителей в воспитании.
  • Сравнивать с другими детьми. Это обидно, понижает самооценку и приводит к новому витку конфликта с родителями в период кризиса.
  • Игнорировать школьные проблемы. Если первоклассник обратился к родителям за помощью, то они должны сделать все, чтобы помочь ребенку в них разобраться.

Избегая подобных действий, родители смогут вырастить сознательного и уверенного в себе человека. Эти правила работают не только в кризис, но и в другие периоды жизни.

Как проявляется кризис

Какие метаморфозы происходят с ребенком во время кризиса? Основные признаки:

  • ребенок перестает быть послушным, отказывается выполнять мелкие поручения в последний момент;
  • притворяется, что не слышит, когда к нему обращаются;
  • стыдится прежних увлечений, выбрасывает, ломает игрушки («Я уже не маленький»);
  • беспокоится о внешности, хочет выглядеть взрослее;
  • держит переживания в себе, неохотно советуется с членами семьи;
  • тянется к командным играм, группам по интересам;
  • понимает уловки родителей, не терпит несправедливость («Почему вам можно сидеть за компьютером допоздна, а мне нельзя?»);
  • разбирается в эмоциях, может внятно ответить, какое у него настроение и почему;
  • заявляет о праве на независимость (нельзя просто заявить «Ты должна есть суп, мы так сказали!» — это вызовет бурю негодования).

Появляется вызывающее поведение, хитрость, тайные увлечения. Ребенок меньше фантазирует, больше стремится к познанию реальной сути вещей. Пропадает тяга к куклам, машинкам.

Распорядок дня

Учитывая текущие нагрузки на школьников начальных классов, ежедневный распорядок обязательно должен включать отдых.

На школьные задания обычно уходит 3–5 часов, после которых нужен отдых, игра, прогулка. Перерыв между школьными и домашними уроками должен составлять 2–3 часа.

Питание школьника в идеале должно быть пятиразовым: завтрак, школьный обед, перекус дома, ужин, легкая пища перед отходом ко сну.

На сон следует отводить 10–11 часов, поэтому нежелательно, чтобы ребенок ложился спать позже 21:30. Если ребенок сохраняет потребность спать днем, препятствовать нельзя.

Вечерние часы заняты в кружках, секциях, творческих студиях. Главное, чтобы ребенку было интересно посещать занятия. Нужно отводить 1–2 часа на подвижные игры, прогулки. Занятия виртуальными играми, просмотром телевизора — максимум 1 час в день.

Причины кризисного состояния ребенка

Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.

Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.

В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.

В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.

Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая — малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.

Малыш посещает школу по различным мотивам:

  1. Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
  2. Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
  3. Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.

Причины кризиса 7 лет

Это переломная точка в графике развития человека. Дети учатся управлять желаниями, понемногу расставляют жизненные приоритеты.

Первоклассник задается вопросом: «Зачем мне это? Ради чего я трачу столько времени и сил на учебу?» Ответ не лежит на поверхности — дети не умеют выстраивать долгосрочные планы. Слова взрослых в духе «Ты вырастешь, поступишь в университет, найдешь работу» звучат неубедительно.

Возникает кризис самоопределения. Ребенок впервые смотрит на свое социальное «я» глазами окружающих. Будущее манит и страшит одновременно, опора уходит из-под ног — родители не кажутся столь идеальными, как в раннем детстве.

Кризис у ребёнка 7 лет. Что делать?

Что же такое «кризис 7 лет у ребёнка»? Это кризис в развитии ребёнка, возникающий в момент перехода из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Ребенок становится школьником, у него появляются новое социальное окружение и социальный статус, остро встает вопрос адаптации к новым социальным условиям. К ребенку начинают предъявляться особые требования. Он вплотную сталкивается с оценкой себя другими.

Причины возникновения.

С давних пор всем известно, что всякий поступок имеет свои причины, а уж тем более поведение ребёнка в стрессовом возрасте — 7 лет. Итак, поговорим о самых значимых.

1. Потеря детской непосредственности.

В школе ребёнок впервые сталкивается с серьёзными ограничениями в плане дисциплины. Правила, школьный дресс-код, уроки, длящиеся по 45 минут и невозможность выплеснуть физическую энергию, когда пожелаешь. Это кардинально переворачивает красочный мир ребёнка, в котором не было места для концентрации на порой скучных для него задачах.

2. Осознание собственного «Я».

В возрасте 7 лет к ребёнку приходит осознание собственных переживаний на более глубоком уровне, чем когда он был дошкольником. Он начинает постепенно понимать, как устроен не только мир, но и он сам. Такие мысли, как «кто я такой?», «что мне нравится?», «что я сейчас хочу?» теперь всё чаще появляются в голове у школьника. Понимание сопровождается не только позитивными эмоциями, но и временными разочарованиями и неудовлетворением тех потребностей, которые раньше были удовлетворены родителями. Из-за комбинации этих факторов могут происходить истерики у ребёнка 7 лет.

3. Обретение нового статуса.

Ваш малыш больше не малыш, а ученик. У него появились новые права и обязанности, которые он должен соблюдать. Первая ответственность в виде заданного домашнего задания, поддержания опрятного внешнего вида и дисциплины на уроках. Если раньше вы могли спустить ему с рук разные шалости, то теперь в его окружении появились люди (а именно, учителя), которые этого делать не собираются. Поэтому теперь ему приходится учиться сдерживать свои импульсы в социуме, сохраняя за собой приобретённый статус, что не всегда может быть легко выполнимой задачей.

4. Новые друзья.

Зачастую, именно в этом возрасте ребёнок начинает больше времени проводить со сверстниками. Он перебирает одного одноклассника за другим, знакомится с особенностями поведения своих новых знакомых и познаёт на себе первые чувства (дружба, симпатия, гнев, обиды, несправедливость и т.д.). Очень часто кризис 7 лет у ребёнка возникает как раз из-за столкновения чистого, ничем не обременённого сознания с мирскими чувствами.

Советы психолога для родителей

  1. Критикуйте действие, а не личность. «Ты не оставила сестренке ни одной конфеты, жадная девочка!» — неверно. Попробуйте так: «Жаль, что ты забыла поделиться с остальными. Нам было бы приятно».
  2. Учите ребенка обсуждать проблемы, разбирать ситуацию на части. Что произошло, какие эмоции доминируют? Подобные упражнения научат мыслить осознанно, наблюдая со стороны.
  3. Разговаривайте о бытовых вопросах дружелюбным тоном, без давления.
  4. Не повторяйте сказанное. Ребенок прекрасно помнит, что вы просили вынести мусор. Каждое напоминание злит: создается ощущение, будто родители специально издеваются и не понимают его.
  5. Удивляйте неожиданными фактами. Не хочется есть овощи? А знает ли ребенок, как витамины влияют на организм? Расскажите в подробностях, найдите видео с объяснением.
  6. Включайте в расписание помощь по дому, дополнительные занятия после школы — безделье приносит с собой скандалы и капризы.
  7. Отдых. Следите за гигиеной сна ребенка: мозг работает непрерывно, регулярно требует перезагрузки.
  8. Задавайте вопросы. С кем удалось подружиться? Что сильнее всего поразило? Какие планы на следующий день?
  9. Не заставляйте детей реализовывать ваши амбиции юности. Малыш не обязан обожать счет, если вы мечтали стать математиком.
  10. Чувствуете, что потеряли контроль? Разумно обратиться к школьному психологу. Странности, приступы гнева, повышенная агрессивность — повод для консультации.

Этапы становления школьника

Психологи выделяют несколько важных этапов в позиции шести-семилеток:

  1. Малыш в подготовительной группе детского сада мечтает о школе, хочет побыстрее туда попасть, не совсем понимая, что его ждет. Когда он идет в первый класс, положительное отношение к школе остается, при этом учебный процесс его мало интересует. Школьная жизнь нравится первокласснику своим антуражем, она дает возможность почувствовать себя взрослым. При этом то, что нужно слушать учителей, выполнять домашнее задание, проявлять усидчивость и быть прилежным, остается на заднем плане.
  2. Второй этап – это понимание социальной жизни в стенах школы. Учебный аспект по-прежнему не интересует школьника.
  3. Третий этап подразумевает сочетание социальной жизни и учебной активности, но он, как правило, приходится на 8-й год жизни.

Негативные последствия кризиса 7 лет и их причины

Обычно начало школьной жизни приводит к завершению кризиса 7 лет. Ребенок переходит к учебе, приобретает новый социальный статус и положение. Появляется возможность проявить свою самостоятельность в достаточной мере. Постепенно угасают и поведенческие трудности, которые вызывают у родителей беспокойство.

Однако случаются и некоторые негативные последствия кризиса 7 лет. К ним относятся:

  • низкая успеваемость в школе, отсутствие желания учиться;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • неадекватная самооценка, высокая тревожность, что может привести к развитию невроза.

Как правило, проблемы возникают, когда родители пытаются сохранить прежние формы взаимодействия с ребенком, которые уже неэффективны. Нежелание понять и принять факт взросление чада, ограничение его самостоятельности и инициативности, а также попытка сломать и подстроить малыша под себя, приводит к обострению симптомов кризиса.

В этот возрастной период ребенок пытается разобраться со своим поведением. Затруднения в освоении новых форм поведения могут возникнуть в случае неоправданных самоограничений и самоконтроля. Данные явления возникают, если проявления независимости и самостоятельности ребенка часто заканчивались неудачей, или когда его чересчур строго наказывали за какие-нибудь проступки. В таких случаях малыш уходит от самостоятельности, теряет инициативу, чтобы снова не быть наказанным или не переживать ситуацию неудачи.

Поэтому поведение родителей в критические периоды жизни ребенка является одним из самых важных моментов в воспитании личности и успешном преодолении этого сложного этапа в развитии.

Когда наблюдается затянувшийся кризис 3-х лет

Кризисный период может длиться всего нескольких недель, но также может охватывать жизненный отрезок дольше года. Кризис затягивается при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Возрастная перестройка коснется каждого ребенка. Но в то время как малыш, у которого тип нервной системы отличается низкой возбудимостью, проявляет считанные протестные реакции, темпераментные дети склонны устраивать бури, выводящие взрослых из себя.

В первом случае переломный возрастной этап ребенка пройдет почти незаметно для родителей. В другом, – если взрослые отнесутся без должного понимания к состоянию малыша, – действия окружающих могут подогревать детское упрямство и строптивость.

Ребенок не в состоянии посмотреть на себя со стороны до 6 лет. Поэтому он не может оценить свое поведение. Младший дошкольник ведет себя так, как он чувствует себя в данный момент. Понимание, что он поступает плохо по отношению к другому, или что его поведение комично, в принципе не доступно для такого возраста.

Следовательно, причинами затянувшегося кризиса могут стать физиологические и социальные особенности, оказывающие прямое влияние на развитие ребенка:

  • Возбудимость нервной системы малыша
  • Импульсивный характер родителей, мешающий терпеливо и с пониманием отнестись к негативным всплескам в поведении ребенка
  • Авторитарность взрослых, подавляющих детскую инициативу и стремление к самостоятельности
  • Нарочитое поведение взрослых, подстрекающее к продолжению симптоматичного поведения (насмешки над ребенком, полное игнорирование его истерик и упрямства)
  • Объективные стрессовые обстоятельства (семейные ссоры, расставание ребенка с близким человеком, переезд и пр.)

Впрочем, перечисленные причины оказывают влияние на протекание всех возрастных кризисов, которые преодолеваются в детстве: в 3-летнем возрасте, кризис 7 лет и кризис подросткового возраста. Как пройдет переход на новый этап развития у детей, в первую очередь зависит от окружающих взрослых.

ОРВИ у грудного ребенка: что делать?

Простуда и грипп у новорожденных встречаются достаточно редко. Ближе к полугоду, когда действие антител матери постепенно становится более слабым, вероятность развития простуды у ребенка возрастает. Малыш вполне может заразиться от близких людей, в поликлинике или на улице. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, риск заболеть выше.

Основная проблема при ОРВИ у младенца состоит в том, что это часто встречаемое заболевание весьма непросто у него распознать. Взрослый человек при простуде и гриппе обычно жалуется на повышенную температуру тела, слабость, ломоту в мышцах, боль в горле, кашель и насморк. Грудной ребенок в силу своего возраста не способен пожаловаться на симптомы, более того, у него еще не сформированы некоторые рефлексы. Он еще не научился сморкаться и откашливаться. Это приводит к тому, что слизь скапливается в области дыхательных путей, где служит питательной средой для бактерий. В результате в дополнение к простуде у ребенка может развиться отит, бронхит, который может стать хроническим, или даже пневмония, что требует немедленной помощи педиатров. В эпоху COVID-19 также могут потребоваться соответствующая дополнительная диагностика и лечение.

Когда нос заложен, ребенок может отказываться от пищи даже когда голоден. А лихорадки у него может и не быть. Чтобы вовремя заметить начало развития болезни, родителям необходимо быть внимательными к грудничку и вовремя приступать к лечению. В большинстве случаев рекомендуется применять специфическую противовирусную терапию. Ее надо начинать сразу же после обнаружения первых признаков болезни. Уже в первые сутки необходимо принимать противовирусные препараты.

Перед тем, как дать ребенку лекарство, обязательно читайте инструкцию. Дело в том, что препаратов, чье применение разрешено для детей до года, совсем немного. Недопустимо лечить грудничка препаратами, которые используются для лечения взрослых или более старших детей.

Правила выхода из кризиса

Поддержка и корректное поведение родителей помогут ребенку максимально безболезненно миновать сложный период. Взрослым членам семьи стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Объяснять – перед формулированием запретов, родителям стоит рассказать ребенку их причину. Чтобы малыш чувствовал себя наравне со взрослыми, в общении не должно быть приказного тона и угроз.
  • Слушать – ребенок делится с родителями своими выдумками, планами и мечтами только в том случае, если видит в их глазах неподдельный интерес. В семье не должно быть места насмешкам и недосказанности.
  • Советоваться – спрашивайте мнение ребенка при совершении покупок или приготовлении ужина. Дайте своему чаду возможность почувствовать себя важным и нужным в семье.
  • Исключить насилие. Унижение – это первый шаг к формированию заниженной самооценки и психологии жертвы. Не позволяйте себе быть жестоким по отношению к малышу. Исключите насилие в любых его проявлениях.
  • Не считать ребенка собственностью. Если малыша постоянно ограничивают, у него не появится возможность сформировать свой круг интересов. Родителям стоит свыкнуться с мыслью, что ребенок, воспитанием которого они занимались так внимательно, теперь может иметь свое мнение на каждую ситуацию.

Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет — Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей раннего возраста»

Публикация «Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей раннего…»
Упрямство и капризы у детей в раннем возрасте явление нередкое. Зачастую, бывает трудно понять поведение ребёнка, разобраться с причинами негативизма. Давайте разбираться вместе. Упрямство – наверное один из самых распространенных видов детских капризов. Дети используют его как…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для родителей «Кризис семи лет»
Кризис 7 лет у ребенка – это переход ребенка из дошкольного возраста в младший школьный. Появляется желание ребенка быть похожим на взрослых (выражается в подражании. Л. С. Выготский отмечает, что ребенок, вступая в кризис семи лет, утрачивает наивность и непосредственность….

Родительское собрание «Этот сложный возраст. Кризис 3-х лет»
Конспект группового родительского собрания Тема: «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет» Группа: младшая «Голубичка» Участники: родители, воспитатели, психолог, заведующая. Место проведения: групповая комната. Время проведения: 28 сентября 2021г. Цель: привлечение родителей к…

Консультация для родителей «Кризис трех лет»
Кризис 3 лет Что такое кризис 3 лет – это граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д. Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от…

Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет — Консультация для родителей «Кризис 7 лет»

Статья «Консультация для родителей «Кризис 7…»
Подготовила педагог-психолог: Ивакина С.Т. Анкета для родителей; Памятка «Как справиться с кризисом 7 лет?» Старший школьный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к…

Консультация «Что такое детские капризы»
Откуда берутся детские капризы? Вот самые распространенные версии: — переутомился, днём не спал; — перевозбудился, встреча с новыми людьми, новые впечатления; — как что не по его, так сразу начинаются капризы; — может заболел. и так много разных версий. Внешние факторы называть…

Консультация «Кризис 3 х лет — это не трагедия, а очень даже хорошо»
Некоторые факты о кризисе В период кризиса 3 лет (2,5-4 года) малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он – такой же человек, как и другие. Одним из проявлений этого открытия является появление в его речи местоимения «Я». До этого ребенок…

Роль кризиса 7 лет в познавательном развитии ребенка
РОЛЬ КРИЗИСА 7 ЛЕТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА Асхадулина Эльмира Валерьевна воспитатель; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1 «Ручеек», РФ, город Вятские Поляны tatarin67@list.ru THE ROLE OF THE CRISIS OF 7 YEARS…

Страницы:

Как распознать детский кризис?

В этом возрасте ребенку максимально нужна помощь в борьбе с кризисом. Именно поведение родителей больше всего влияет на длительность сложного периода и последствий.

Все проблемы, которые есть у взрослых — чаще всего появляются именно из-за кризиса в возрасте 7 лет у ребенка. Это и неуверенность, и комплекс неполноценности, и неправильная оценка чувства собственного достоинства. И первое ,что должны сделать родители — набрать побольше терпения и поддержать малыша.

Кризис сам по себе не является полностью негативным периодом в жизни, он может привести за собой позитивные установки в жизни, но есть риск и получения комплексов на всю жизнь.

Проявляется это через:

  • Бурное проявление эмоций, капризы, слезы без весомой причины;
  • Появление у чадо кривляться без причин, коверкать слова и передразнивать речь;
  • Появляется манерность в речи и движениях;
  • Меняются привычки и желания (вчера ребенок любил рисовать, а сегодня выкинул кисти в урну и начал танцевать);
  • Усиливается чувствительность на слова и действия;
  • Пропадает детская непосредственность;
  • Развивается самооценка (может и повыситься и понизиться);
  • Требуется от родителей признание самостоятельности и независимости;
  • Проявление своей взрослости, отстранение от проявлений любви к родителям на людях;
  • Непонимание критики, а точнее полное отсутствие ее восприятия.

Как проявляется кризис

Какие метаморфозы происходят с ребенком во время кризиса? Основные признаки:

  • ребенок перестает быть послушным, отказывается выполнять мелкие поручения в последний момент;
  • притворяется, что не слышит, когда к нему обращаются;
  • стыдится прежних увлечений, выбрасывает, ломает игрушки («Я уже не маленький»);
  • беспокоится о внешности, хочет выглядеть взрослее;
  • держит переживания в себе, неохотно советуется с членами семьи;
  • тянется к командным играм, группам по интересам;
  • понимает уловки родителей, не терпит несправедливость («Почему вам можно сидеть за компьютером допоздна, а мне нельзя?»);
  • разбирается в эмоциях, может внятно ответить, какое у него настроение и почему;
  • заявляет о праве на независимость (нельзя просто заявить «Ты должна есть суп, мы так сказали!» — это вызовет бурю негодования).

Появляется вызывающее поведение, хитрость, тайные увлечения. Ребенок меньше фантазирует, больше стремится к познанию реальной сути вещей. Пропадает тяга к куклам, машинкам.

Сроки

Многие ошибочно полагают, что если это кризис 7 лет, то он и начинается ровно в тот день, когда ребёнку исполняется семь лет. Или 1 сентября, когда он идёт в школу и сталкивается с суровой реальностью. На самом деле в психологии всё далеко не так просто.

Во-первых, данный возрастной кризис наблюдается у детей 6-7 лет. Это связано с тем, что родители пытаются подготовить их к учёбе заранее. Начинаются посещения Школы первоклассника. В детском саду занятия становятся серьёзнее и требовательнее, максимально приближенными к школьным. Ребёнок чувствует предстоящие изменения, и, если они слишком резкие и неожиданные для него, психические новообразования могут начать формироваться за несколько месяцев до 1 сентября. Есть и такие детки, которые осознают трудности спустя какое-то время после этого. Не нужно искать в этом отклонений. Каждый приходит к кризису в тот момент, когда психика оказывается к нему готовой.

Во-вторых, кризис не случается в один день. Трудности и проблемы нарастают постепенно, подобно снежному кому. Сначала формируется одно новообразование и появляются связанные с ним симптомы. Через какое-то время обнаруживается второе и т. д.

Как утверждают психологи, возрастной кризис 7 лет длится от 6 до 9 месяцев, в зависимости от индивидуальных психических особенностей ребёнка.

Как я стал взрослым

Первый класс позади, семилетний кризис тоже. И казалось бы,
родители уже успокоились, позабыли все тревоги и заботы. И зря! Адаптация к
подростковой жизни подкрадывается незаметно.

В этот период у детей появляется «Я». И это уже не такое
«Я», которое высказывалось в 5 лет. Сейчас процесс идентификации происходит
более осознано. У детишек появляется осознание кем он хочет быть в будущем,
каково его положение сейчас. Оценка возможностей уже более адекватная, без
преувеличения сил. В этот момент формируется личность и самооценка.

Восьмилетка ощущает себя взрослым, ведь его уже стараются
отпускать из школы одного. Родители на работе или заняты другими заботами
(другими детьми), а бабушки забирать не в состоянии. Продленка в школьном
учреждении только для первоклашек. В такой ситуации выход очевиден – чаду
приходится добираться до дома самостоятельно. И, с одной стороны, это хорошо,
поскольку впервые вы сами даете ребенку возможность почувствовать себя взрослым.

Что такое возрастной кризис

Психика человека постепенно меняется. В одни периоды развитие плавное, а в другие — резкое.

Возрастной кризис — это период, в который сложившееся ранее устойчивое функционирование личности нарушается и начинается новый этап.

Кризис наступает, когда накапливаются изменения (так называемые возрастные новообразования), позволяющие перейти на следующую ступень.

Кризисные периоды обычно длятся несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растянуться на несколько лет.

По мнению советского психолога Даниила Эльконина, кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития детей. «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома».

Давайте поговорим о том, как помочь ребёнку перестроиться в нужный момент и нивелировать возрастные коллапсы.

Причины и основные симптомы кризиса шести-семи лет

Итак, познавательные потребности вступают в силу только в 6-7 лет. В этом же возрасте происходит также перестройка и «перекройка» отношений с окружающими людьми. Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники и «опекуны», позволяющие им спокойно и доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники, которые поведут их дальше, — причем такие помощники, которые способны дать то, чего не хватает детям: новых знаний.

Основная причина кризиса шести-семи лет в том, что раньше ребенок узнавал этот мир «снаружи» — глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил, а теперь ему приходится узнавать его еще и «изнутри» — чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности. Все это необходимо для обретения равновесия и гармонии с миром.

Даже при удачном возрастном старте маленькие первоклассники испытывают нешуточные нагрузки. Смена основных поведенческих мотивов неизбежно ведет к возрастному кризису. Кроме психологической трансформации происходят серьезные перестройки в организме: ребенок резко прибавляет в росте и весе, изменяется работа сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Поэтому перепады настроения, утомляемость, раздражительность — это не проявления зловредного характера, а сигналы о перенапряжении и бурном росте. Данный кризис в среде психологов и педагогов значится под названием «кризис 6-7 лет».

Одними из основных симптомов кризиса 6-7 лет являются кривлянье и манерность. Если раньше умиление вызывали детская спонтанность и искренность, то теперь шутовство и обезьянничание ребенка вызывают скорее недоумение. Причин здесь несколько. Одна из них — ребенок хочет быть взрослым, но каким образом быть этим взрослым, ребенок пока не знает, поэтому использует то, что ему удобно и знакомо, — игру во взрослого. Неудивительно, что это получается несколько нелепо.

Еще одна причина кривлянья — это начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. У него появляется внутреннее понятие и ощущение двух сторон личности: «какой я есть» и «каким бы я хотел быть». В этой связи в период кризиса 6-7 лет у ребенка неизбежно возникают конфликты мотивов и интересов, что в свою очередь дает новые, непростые импульсы поведению. Теперь школьнику необходимо выбирать, определять приоритеты, соотносить свои потребности с окружающим миром. У ребенка меняется самооценка. Если раньше он чаще воспринимал себя как «хорошего», сейчас он соотносит свое ощущение с мнением окружающих и склонен к более объективной самооценке.

Нейтральные признаки кризиса семи лет

  • Ребенок демонстрирует нарочитое «взрослое поведение» — рассуждает, передразнивает повадки взрослых, кривляется (пожалуй, кривляние и гримасничанье – одна из самых ярких и заметных черт этого возраста). Однако, кривляние семилетнего ребенка уже не выглядит таким умилительным как раньше, оно имеет привкус искусственности и порой даже раздражает взрослых;
  • Много внимания начинает уделяться внешнему виду – в отличие от детского сада вопрос «что сегодня одеть» и «сделать хвостик или косичку» становится принципиально важным. А некоторые современные дети даже отказываются выйти во двор, не намазав губы детским блеском.

Сохранение детства

Ребенок в 7 лет приходит к новому этапу становления личности. Планомерное расширение границ его возможностей позволит взрослым и детям восстановить баланс в отношениях. Родителям не стоит ожидать от малышей взрослых поступков.

В сложные моменты главными соратниками могут стать поучительные мультфильмы, сказки или фильмы. Малыш будет с удовольствием следить за приключениями любимых героев и постарается следовать их положительному примеру.

Родителям не стоит требовать от малыша полного погружения в учебный процесс. У вчерашнего дошкольника должно оставаться время для игр.

Взрослым нужно проявлять творческий подход к выполнению рутинных заданий. Учитесь с малышом писать буквы разноцветными мелками на доске. Называйте слова на определенную букву, стоя в очереди. Устно решайте примеры во время поездки в общественном транспорте. Позвольте малышу стать учителем и объяснить вам новый материал.

Ребенок не может повзрослеть за один день. Не торопите события, позвольте малышу постепенно и самостоятельно отказаться от образа жизни, к которому он привык. Меньше требуйте и больше объясняйте – и тогда вам удастся достичь гармонии и взаимопонимания.

Позитивные признаки кризиса семи лет

  • Семилетний человечек начинает всеми способами проявлять свою самостоятельность; появляются новые занятия, увлечения – конструирование, рисование целые дни напролет, шитье игрушек или одежды для кукол и вязание шапочек для младшего братика. Причем, за выполнением того или иного шедевра обязательно должна следовать похвала, иначе талант будет в тот же миг зарыт в землю – интерес без похвалы тут же теряется;
  • У малыша просыпается интерес к школе, и появляется беспокойство по поводу оценок, того, что сказала учительница, хорошо ли он справляется со своими новыми обязанностями и т.д.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector