Как проявляется близорукость у детей разного возраста?

Содержание:

Как устроено

Свет проходит через роговицу на передней поверхности глаза, затем попадает в хрусталик. Его задача сфокусировать луч на сетчатке. Она расположена на задней поверхности глаза и преобразовывает увиденное глазом в нервные импульсы, которые передает в головной мозг. Чтобы изображение получилось нормальным, роговица должна быть изогнута равномерно, а глаз — нормальной длины. Тогда пучок света попадает на сетчатку и мы хорошо и четко видим окружающий мир. 

Близорукость развивается, если пучок света фокусируется перед сетчаткой из-за неправильной кривизны роговицы или увеличенной длины глаза. У новорожденных детей в норме глаз уплощенной формы. Получается, что расстояние до сетчатки короткое и световой пучок попадает за её пределы. Примерно к семи годам зрение приходит в норму. 

Но если у ребенка есть склонность к близорукости, глаз продолжает расти и удлиняться. Так после точки нормального видения начинается снижение зрения. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда из-за бурного роста острота зрения может снизиться на одну–две единицы за год.

Часто задаваемые вопросы

Сколько должен весить новорожденный ребенок?

Около 80 процентов доношенных детей (40 недель) весят от 2,6 кг до 3,8 кг.

Какие игрушки купить для новорожденного?

Рекомендуем выбрать игрушку, которую можно брать с собой и повесить над кроваткой. Лучше, если она будет ярких контрастных цветов или с узорами. В этом возрасте идеальный выбор – игрушечный проигрыватель с ненавязчивой музыкой или яркая мягкая игрушка-погремушка.

Нужны ли новорожденным витаминные добавки?

Специалисты считают, что новорожденным к концу первого месяца жизни нужны разве что добавки витамина D в каплях (если он не входит в состав смеси для искусственного вскармливания). В любом случае, лучше посоветоваться с врачом.

Что дать ребенку в возрасте 1 неделя от запора?

Прежде чем дать недельному малышу что-либо, кроме грудного молока или смеси для искусственного вскармливания, проконсультируйтесь с педиатром, даже если вам кажется, что у ребенка запор. Работа ЖКТ – сугубо индивидуальное дело, формирование моторики кишки закончится еще не скоро и зависит от возраста. Тем не менее считается, что, если у новорожденного ребенка не было стула больше суток, у него может быть запор. Обратитесь за советом к педиатру – иногда так случается с детьми на естественном вскармливании.

Диагностика синдрома Дауна

Диагноз ставится на основании характерной клинической картины — совокупности внешних признаков, наблюдения за темпами физического и интеллектуального развития ребенка, наличия патологии внутренних органов. Новорожденных проверяют на синдром Дауна, когда есть показания — в частности, если на него указывают внешние признаки. Диагноз подтверждается кариотипированием — исследованием хромосом ребенка на наличие измененного кариотипа.

Кроме того, исследуются функции внутренних органов, которые часто бывают нарушены при синдроме Дауна — щитовидной железы, зрительного, слухового анализаторов. Выявляются возможные пороки сердца, лейкемия. С этой целью ребенку назначают УЗИ-обследование органов брюшной полости и сердца, консультации врачей-специалистов: детского кардиолога, хирурга, офтальмолога, травматолога-ортопеда.

Женщины во время беременности проходят следующие исследования: скрининговые —  они обязательные для всех и специальные, которые назначаются врачом по показаниям. Обследования направлены на выявление различных заболеваний и генетических аномалий у плода (в том числе и синдрома Дауна, одного из самых частых генетических нарушений). 

Будущим родителям из группы риска необходимо проконсультироваться с генетиком. Фото: photographee.eu / Depositphotos

Птоз у новорожденных в приобретенной форме

Приобретенный птоз верхнего века обычно встречается у взрослых пациентов, так как чаще его возникновение провоцирует естественное старение организма. Но бывают и исключения.

Приобретенный птоз верхнего века бывает в трех формах:

  1. Нейрогенная: при ней птоз возникает из-за паралича глазного нерва, отвечающего за удерживание века в верхнем положении. Паралич может быть спровоцирован опухолью, внутричерепной аневризмой или травмой головы.
  2. Миогенная: при такой форме птоз является следствием нервно-мышечной патологии. В данном случае его диагностика осуществляется посредством эндорфиновой пробы. Как правило, птоз в миогенной форме развивается сразу на обоих глазах.
  3. Механическая: при ней птоз возникает в результате опухоли или рубцевания ткани.
  4. Атрофическая: возможна только у взрослых пациентов, так как ее причиной является старение организма.

Кто первый смог выявить дальтонизм?

Впервые аномальным цветовосприятием заинтересовался Джон Дальтон — английский физик и химик.

Он сам был протанопом и не мог различать красный цвет. О своей патологии ученый не знал до 26 лет. В семье Дальтона росли одновременно три брата и сестра, и только мальчики страдали зрительным нарушением. После того как Джону был поставлен диагноз «дальтонизм», он всерьез занялся изучением этого недуга. В 1794 году он выпустил небольшую книгу. В ней Дальтон описал свои предположения о признаках проявления дальтонизма.

Дальтон увлекался ботаникой и никак не мог определить оттенок одного цветка. Утром он ему казался розовым, вечером — бордовым. Это серьезно озадачило ученого и он стал спрашивать у окружающих, каким они видят цветок. Из общей группы людей, которые были опрошены Дальтоном, только два его брата признались в том, что цветок утром — розовый, а вечером — бордовый. Это помогло ученому сделать вывод о том, что нарушение цветового восприятия — это не особенность зрительных органов, а офтальмологическая патология.

Клиническая картина гиперметропии

При слабой степени дальнозоркости симптомы со стороны нарушения зрительной функции отсутствуют

Поэтому в данном периоде важно наблюдение родителей за изменившимся поведением ребенка. Признаки гиперметропии на ранних стадиях болезни, проявляются:

  1. учащенным морганием;
  2. капризностью и раздражительностью;
  3. постоянно возникающими головными болями, головокружением;
  4. невозможностью сконцентрироваться на игрушках и любых других предметах, расположенных близко или находящихся в руках;
  5. повышенная усталость глаз без видимых причин;
  6. нарушение сна;
  7. воспаление глазного яблока, гиперемия, сухость;
  8. повышенное слезотечение.

Средняя стадия болезни чаще диагностируется у детей при профилактических осмотрах офтальмолога в школьном возрасте. Выше описанная картина может проявляться более яркими симптомами. Основными проявлениями средней степени дальнозоркости являются плохая видимость предметов на близком расстоянии, их расплывчатость. Ребенок испытывает затрудения при чтении, письме. Таким пациентам ошибочно ставят диагнозы дисграфия, дислексия, задержка развития.
При высокой степени гиперметропии ребенок жалуется на плохую видимость ближних предметов и дальних объектов. 
При гиперметропии часто развивается сходящееся косоглазие, имеются нарушения бинокулярного зрения.

Когда проводится первый осмотр

У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:

  • проводит наружный осмотр зрительной системы;
  • устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
  • проводит скиаскопию — определяет рефракцию глаза;
  • определяет состояние глазного дна.

Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.

Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке. Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз. Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.

Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 — +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.

Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.

Зрение детей

В норме дети рождаются дальнозоркими, потому что укороченная форма детского глаза не позволяет фокусироваться световому лучу на сетчатке.

В этой статье

В 1 год многие дети дальнозоркие. К шести годам такая дальнозоркость полностью проходит. Если малыш рождается близоруким, значит еще в утробе произошли какие-то изменения при формировании зрительного аппарата.
У грудничка может быть сразу очень низкое зрение, в то время как для приобретенной близорукости характерно постепенное снижение. Это и есть главное отличие врожденной близорукости ребенка от приобретенной. Если у родителей есть нарушения рефракции или если беременность матери протекала с осложнениями, необходимо проверить зрение малыша в первые месяцы жизни для получения детальной информации о возможных патологиях. Потому что склонность к близорукости — это сигнал о том, что острота зрения под угрозой и необходимы эффективные профилактические меры.

Какие цвета ребенок начинает видеть первыми?

Зрение у грудничка формируется за счет развития светочувствительных рецепторов, расположенных в сетчатке. Благодаря их возможности преобразовывать световые волны в импульсы, картинка проецируется в головном мозге. Передача данных происходит посредством зрительного нерва. Примерно спустя три месяца от рождения этот процесс начинает активизироваться, видеть ребенок дальше будет все лучше. За восприятие цветов отличают рецепторы сетчатки, в которых содержатся такие пигменты, как хлоролаб, эритролаб и родопсин.

Научно это объясняется тем, что именно он обладает наибольшей спектральной волной (это значение колеблется в пределах 620-760 нанометров). Поэтому родителям советуют в первые месяцы после рождения грудничка покупать ему игрушки красного цвета. Желтый — второй цвет, который сумеет распознать малыш. Рекомендуется, чтобы в первые 6 месяцев жизни ребенок контактировал с вещами этих двух оттенков. Чтобы этапы зрительного развития происходили правильно, малышу достаточно 4-5 игрушек разного размера и формы. В таком случае он сможет сосредоточиться, начнет постепенно изучать текстуру. Не следует предлагать малышу сразу большое количество предметов разных оттенков. Разнообразить ассортимент можно спустя месяц, когда ребенок через осязание и зрительный контакт поймет, что все окружающие его предметы имеют разную форму и цвет.

К 6-месячному возрасту ребенок окончательно сможет различать теплые тона. Затем его зрение начнет расширяться — постепенно малыш увидит цветовую гамму зеленого спектра. Синие цвета и оттенки грудничок сможет воспринимать примерно к 8-9 месяцам. Таким образом, до года маленькие дети могут безошибочно определять четыре основных цвета — красный и желтый, зеленый и синий. В годовалом возрасте малыш сможет уже указывать на те предметы, которые ему называют (например, синий шар или красный квадрат). По мере того как грудничок будет преодолевать речевого развития этапы, он сможет понимать и другие оттенки (фиолетовый, малиновый, розовый и пр.).

Слух новорожденного

А вот слышать малыш начинает еще в утробе матери. Он может на слух воспринимать мелодии, голоса. Особенно часто он слышит мамин голос. Поэтому, родившись, узнает его одним из первых.

Едва появившись на свет, новорожденные начинают слышать преимущественно резкие, громкие и высокие звуки как существенные раздражители. Реакция на них у младенцев соответствующая: вздрагивание, испуг, плач, замирание. Монотонные или нерезкие звуки (человеческий разговор, работающий телевизор или фен в соседней комнате) пока остаются привычным фоном. Реагировать на них ребенок начнет ближе к 3–4 месяцам. Поэтому не стоит беспокоиться, что у крохи нарушен слух, если он при этом выказывает реакцию на громкие и резкие звуки. А вот если ее нет – посетить педиатра нужно.

Однако уже на первом месяце детки реагируют не только на громкие звуки или погремушки, но также на интонацию речи взрослого, его тембр голоса. Абсолютно все детки любят слушать музыку (особенно классическую).

Внешне это проявляется по-разному:

  • активными движениями конечностей;
  • поворачиванием головки на звук;
  • вздрагиванием или замиранием;
  • плачем или прислушиванием.

Кроха может также нахмуриться или начать моргать.

Со второго месяца реакция на изменения ритма звуков будет очевидна: если мама говорит быстрее, ручки-ножки младенца начинают двигаться в такт ее темпу речи, и наоборот. Если она начнет говорить грубым голосом, малыш может нахмуриться или замереть.

С каждым месяцем ребенок проявляет реакции на все более тихие и отдаленные звуки. В этот период активно развивается и его интеллект, малышу становится интересно, что происходит вокруг. Примерно с полугода можно говорить о том, что слух ребенка выровнялся. Теперь он прислушивается даже к шорохам и шепоту в другой комнате.

Вот так развиваются органы зрения и слуха у новорожденных. Помочь крохе в этом могут яркие и музыкальные игрушки и предметы, а также мамино пение.

Состояние малыша сразу после рождения вызывает у молодых родителей ряд вопросов и опасений. Почему он плохо реагирует на шумы — например, не просыпается, когда в соседней комнате работает пылесос? Почему не замечает, когда кто-то входит в комнату? И вообще, все ли в порядке и когда новорожденные начинают видеть и слышать? На самом деле, как правило, реальных поводов для беспокойства нет, и сейчас мы выясним почему.

В мамином животе комфортно, тепло и темно, и вдруг малыш попадает в новый мир, полный движения, света, красок, звуков. Природа очень мудра: она защищает едва родившегося человека от стрессов, связанных с резкой «сменой обстановки». Развитие всех функций (зрения, слуха, двигательной активности) должно происходить естественным образом, в течение нескольких месяцев. И насколько правильно это происходит, в ряде случаев может сказать только опытный врач.

Мифы о том, как видят новорожденные

Поскольку никто из нас не может вспомнить, как он видел в столь юном возрасте, вопрос о том, как видят новорожденные, оброс некоторыми мифами. Например, некоторые утверждают, что новорожденные воспринимают изображение перевернутым. Это объясняется тем, что согласно законам оптики, изображение на сетчатке глаза перевернуто, а поскольку глаза малыша еще недостаточно развиты, то можно предположить, что именно в таком виде он его и видит. Однако, как показывают исследования, данное утверждение является ничем иным, как фантазией. Дело в том, что у новорожденных еще не развит зрительный анализатор, поэтому он практически ничего не видит. В тот момент, когда анализатор достигнет нужной степени зрелости, разовьются, и другие структуры глаза и малыш будет видеть изображение так, как это делают взрослые.

Еще одним распространенным мифом является то, что новорожденный ребенок видит все в черно-белых тонах. Доказать или опровергнуть это утверждение не представляется возможным, поскольку малыши вряд ли могут поделиться такой информацией. Все мифы строятся на неразвитости зрительного аппарата ребенка. С уверенностью можно сказать одно: к году ребенок должен видеть и различать цвета также как это делает взрослый человек, а проверить это можно, спросив ребенка о том, какой предмет он видит и какого он цвета.

Аппаратная терапия для предупреждения прогрессирования болезни

Для лечения врожденной близорукости у ребенка задействуется целый комплекс медицинского оборудования. Терапевтические процедуры должны быть регулярными, потому что во время роста ребенка формирующийся зрительный аппарат подвергается чрезмерным нагрузкам, а аппаратное лечение поможет оздоровить органы зрения.

Эффективные физиопроцедуры при близорукости:

  • инфракрасная лазерная терапия — физиологический массаж аккомодационной мышцы снимает спазм, улучшает остроту зрения, предупреждает прогрессирование близорукости;
  • вакуумный массаж — улучшение кровообращения органов зрения, тренировка цилиарной мышцы;
  • лазерная терапия — применяется для улучшения аккомодации, пространственного зрения, стимулирует работу нервных клеток сетчатки.

Для каждого ребенка с врожденной близорукостью составляется индивидуальная программа лечения аппаратами. Кроме посещения физиотерапевтических сеансов, необходимо регулярно заниматься профилактикой близорукости.

Будет ли ухудшаться зрение ребенка с врожденной миопией — каков прогноз?

Врожденная близорукость — это патология зрения, при которой дальние объекты сложны для восприятия. Обычно диагностируется при рождении или до 1-2 месяцев.

Эта разновидность миопии может прогрессировать, хотя в большинстве случаев отмечается стабильность зрения. Насколько благоприятным будет прогноз при таком нарушении, зависит от особенностей патологии, наличия тех или иных осложнений.
Проходит ли врожденная близорукость? Новорожденные, у которых сразу была диагностирована близорукость, имеют больше шансов на то, что их зрение не будет ухудшаться в течение жизни, так как ранняя диагностика позволяет определить основные проблемы и составить схему терапии заболевания. Достаточно эффективными в терапии близорукости являются специальные аппараты, тренирующие аккомодационную мышцу, улучшающие кровоснабжение органов зрения. Самостоятельно миопия пройти не может, так как связана обычно с аномальным строением глазного яблока.

Классификация заболевания

Амблиопия бывает врожденного характера (первичная) или приобретенная (вторичная). В зависимости от причин развития патологических процессов выделяют следующие виды нарушений:

  1. Рефракционная форма возникает при расстройствах функционирования аккомодационного аппарата, нечеткой фокусировки предметов одним  глазом — тогда эта амблиопия называется анизометропической, или обоими глазами, при отсутствии оптической коррекции. К аномалиям рефракции относятся такие патологии, как близорукость или дальнозоркость, дефекты рефракции при деформации формы хрусталика, роговой оболочки или глазного яблока.
  2. Дисбинокулярная – возникает на фоне косоглазия (зрительной корой головного мозга воспринимается информация только от одного глаза для подавления двоения предметов).
  3. Истерическая (психогенная слепота) – резкое снижение зрения происходит на фоне психического расстройства.
  4. Обскурационная амблиопия возникает у детей при помутнении оптических сред глаза. В дальнейшем устранение помутнения не приносит положительного результата – острота зрения резко снижена, несмотря на отсутствие структурных дефектов в заднем сегменте глаза. Причина обскурационной, самой сложной для лечения формы — врожденная катаракта,  помутнение стекловидного тела,  роговицы.
  5. Неврогенная форма возникает в результате воспаления зрительного нерва. Стойкое снижение остроты зрения сохраняется даже после полного излечения воспалительных процессов.
  6. Макулопатическая – зрение ухудшается в результате заболеваний макулы, расположенной в центральной области сетчатки.
  7. истагмическая – снижение остроты зрительной функции возникает при неконтролируемых колебательных движениях глазного яблока.
  8. Комбинированная амблиопия возникает при наличии нескольких различных функциональных нарушений зрительного анализатора.

Во сколько начинают видеть новорожденные?

Через месяц после рождения малыш уже может взглядом следить за двигающимся предметом. Еще через месяц он поворачивает голову за предметом, чтобы лучше его разглядеть. Нужно помнить, что в этом возрасте малыши дальнозорки, поэтому, вешать игрушки близко к глазам ребенка не следует, он не сможет их разглядеть. Они должны располагаться на расстоянии руки, в противном случае можно спровоцировать развитие косоглазия. Объемное зрение у ребенка развивается примерно к 6-7 неделе после рождения. На 6 неделе малыши начинают также различать цвета. Первым ребенок видит красный цвет, а потом зеленый.

На 3-4 месяце малыш может легко переводить взгляд с близких предметов, на предметы, расположенные далеко. Кроме этого, ребенок способен разглядеть детали предмета. Добавляются новые цвета, которые он способен различать: желтый и синий. Когда новорожденный ребенок начинает видеть как взрослый? Это происходит в возрасте 6 месяцев. В этот период заканчивается развитие бинокулярного зрения.

Этапы развития и формирования зрения по месяцам

Маленькие дети не различают предметы, зрение у новорожденных размытое и нечеткое.

Первый месяц жизни

Зрительные способности грудного ребенка с 1-го месяца жизни отличаются от зрения в первые дни жизни. Младенец уже способен выделять из окружающего мира лица родителей пусть даже на размытом фоне. К концу 1-го месяца малыш учиться следить глазами за движущейся игрушкой или прочими предметами, но не более чем в 30-ти сантиметрах от его лица.

Второй и третий месяц

Со 2-го месяца у грудничка происходит развитие центрального зрения. Он уже умеет четко фиксировать взгляд на предметах в 80-ти сантиметрах от него и ближе. В этом периоде у малыша формируется двухмерное восприятие предметов (различает высоту и ширину), но при этом он не различает их по объему для него все вещи плоские.

При достижении 3-х месяцев младенец уже умеет различать оттенки цветов (желтый и красный), также различает контрастные рисунки. К тому же ребенок в 3 месяца уже способен долго задерживать взгляд на рисунке. У него происходит формирование бинокулярного зрения, благодаря чему, ребенок узнает родителей.

Шестой месяц

К 6-ти месяцам малыш различает много цветов, уже дольше фокусирует взгляд, следит за движениями и видит себя в зеркальном отражении, но при этом не понимает, что это он.

Формирование зрения к одному году

В год ребенок способен четко видеть на расстоянии 6 метров, у него повышается уровень остроты зрения, хорошо ориентируется на местности, благодаря этому малыш может делать первые уверенные шаги.

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.

На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности. Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба. При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой

Родителям стоит обратить на это особое внимание

Определяем нарушения слуха и зрения

Отклонения, которые должны заставить родителей беспокоиться и обратиться к доктору офтальмологу или ЛОРУ:

  • у месячного малыша не появляется кратковременная заинтересованность на крупный движущийся предмет, отсутствует реакция на яркий свет, шум;
  • в 4 месяца грудничок не узнаёт маму, папу, не «гулит», не реагирует на шум;
  • в 4-5 месяцев не тянется к игрушкам, не рассматривает их;
  • у семимесячного грудничка отсутствует заинтересованность к окружающему миру;
  • в год малыш не ориентируется в пространстве, не пытается отыскать источник шума, не играет с игрушками.

Родители должны разглядывать глазные яблоки малютки. Нормой являются глазки одинакового размера. Увеличенные, навыкате или уменьшенные глазные яблоки являются поводом для беспокойства, необходимо срочно обратиться к офтальмологу, чтобы устранить врождённую глаукому и предотвратить слепоту.

Посещая ежемесячно специалистов, обозначенных в медицинской карте, можно вовремя выявить возможные нарушения. На слух и возможность видеть влияет много факторов: наследственность, перенесённые матерью болезни, употребление лекарственных препаратов в период беременности, тяжёлые роды, внутриутробная инфекция. Необходимо помнить, что грудничок – это не просто маленький кулёчек, который на первый взгляд ничего не понимает, а будущая личность, поэтому с ним нужно разговаривать, играть, читать книжки, петь песни. Это поможет крохе быстрее познакомиться с миром и сформировать восприятие.

Самые частые симптомы расстройства

Типичные симптомы для синдрома Ретта – мышечные и двигательные нарушения. Мышцы находятся в гипертонусе или же, наоборот, теряют его. В этом случае у ребенка развивается неправильное положение тела, прогрессирует частичные параличи и нарушение координации. Например, девочки скрещивают ноги во время ходьбы.

Синкинезии – патологические сокращения мышц, возникают вслед за произвольным движением: простая улыбка способна вызвать резкий взмах ногой. Такое явление постепенно приводит к повреждению суставов, сухожилий и связок, провоцирует ортопедические нарушения. Последние проявляются во всевозможных деформациях и также очень часто сопровождают таких детей. Среди них выделяют вывих тазобедренного сустава, провоцируемый малой подвижностью.

Статическая деформация стопы чаще развивается из-за нарушенного мышечного тонуса. Распространенной считается патология под названием «конская стопа», связанная со снижением подвижности голеностопного сустава. Ее можно узнать по пятке, которая не достигает земли, стопа при этом смещается кнаружи или вовнутрь. Причина патологии – гипертонус икроножной мышцы.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, который провоцирует массу проблем у таких пациентов: деформации суставов и костей, боли во время ходьбы, в стоячем или сидячем положении, утрата способности передвигаться. Сколиоз грудного отдела вызывает легочную недостаточность. Появляются также проблемы с пищеварением.

У детей с синдромом Ретта наблюдается повышенное слюнотечение. Но это происходит не из-за избытка количества слюны, а потери способности сглатывать ее.

Нарушение питания может развиваться из-за частых приступов тошноты. Она появляется на любые аспекты питания: на определенный продукт, его температуру, на способ приготовления. Так, ребенок способен отрицательно реагировать на пищу, поданную кусочками, или на комочки в блюде.

Постоянная тошнота провоцирует отказ от питания, а значит, потерю в весе.

Плохое сглатывание слюны, которая регулирует кислотность в желудке, и повышенное внутрибрюшное давление вызывают желудочно-пищеводный рефлюкс, то есть забрасывание содержимого желудка в пищевод. Это чревато такими последствиями, как воспаление стенки пищевода, респираторные инфекции.

Малоподвижный образ жизни, неврологические расстройства, неправильное питание провоцируют возникновение запоров у детей с синдромом Ретта. Они носят тяжелый характер, поскольку способны вызывать закупорку кишечника и сильные боли.

Повышенное слюнотечение, тошнота, рефлюкс снижают потребление ребенком пищи и даже развивают на нее негативную реакцию. В результате этого ребенок теряет в весе. Этот процесс стоит строго контролировать, поскольку он чреват истощением.

Другое тяжелое расстройство связано с работой дыхательной системы, развивающееся вплоть до приступов апноэ. Это явление настолько часто среди детей с синдромом, что нередко стает причиной их гибели.

Важными патогномоничными признаками синдрома считаются проявления аутизма. Именно из-за них заболевание изначально считали одной из форм этого расстройства, а в настоящее время относят к болезням аутистического спектра.

Аутистические признаки проявляются в отстранении от окружающего мира, в том числе и от родственников. Ребенок замыкается в себе, может не откликаться, когда его зовут. Предпочитает одиночество. Дети боятся чужих людей и непривычных ситуаций.

Лицо такого ребенка становится похожим на каменное. Взгляд блуждающий или устремлен в одну точку. Поведение часто непредсказуемо: случаются приступы неутомимого смеха или плача. Склонны к самоповреждениям: царапают кожу, кусают пальцы, вырывают волосы.

Признаки дальтонизма

Дальтонизм — это не самостоятельное заболевание. Эта болезнь носит либо наследственный характер, либо является симптомом травмы. Оказать негативное влияние могут и другие офтальмологические заболевания и повреждения центральной нервной системы. В большинстве случаев причины дальтонизма кроются в наследственности. Ученые «винят» в этом Х-хромосому. Носителем гена может быть только женщина — будущая мать ребенка. В женском организме есть две Х-хромосомы. При аномалии одной вторая компенсирует ее действие, и дальтонизм не проявляется. У мальчиков же всего одна Х-хромосома, поэтому в случае её повреждения нет возможности заменить ген на полноценный из второй хромосомы.
Приобретенная форма дальтонизма обычно развивается в результате повреждения глаз или зрительного нерва. Это может являться следствием:    

  • химического ожога;
  • травматического поражения сетчатки;
  • возрастных изменений.

Например, симптомы дальтонизма окулисты часто отмечаются при катаракте. Врачи объясняют эту особенность тем, что из-за изменения восприимчивости фоторецепторов к свету хрусталик начинает препятствовать его прохождению. Нарушается цветоощущение пациента. Подобная картина наблюдается при болезни Паркинсона, при онкологических опухолях, инсульте. Происходит это из-за нарушения перемещения нервных импульсов к фоторецепторам.

Молодые родители: карнавал эмоций!

Сразу после родов маму переполняют самые разные эмоции – счастье, боль, усталость. К тому же на интенсивность переживаний непосредственно влияют стресс и гормональные перепады. Ваш распорядок дня теперь подстраивается под циклы кормления, смены подгузников, укладывания. К тому же теперь вам удается поспать гораздо реже, чем раньше. Знайте, что все родители проходят через это, и, если вам захочется поплакать, не стесняйтесь. Но если вы постоянно испытываете ощущение глубокой грусти, пустоты, апатии или отчаяния, возможно, у вас послеродовая депрессия. Обязательно расскажите об этом врачу, ведь есть способы облегчить ваше состояние.

После любых родов, что естественных, что посредством кесарева сечения, организм восстанавливается постепенно. Вот что может с ним происходить на этом этапе:

  • Кровотечение. Из вас выходит кровь и выстилка матки (эти вагинальные выделения называются «лохии»). Поначалу крови может быть много, но через какое-то время это утихнет. Если вам приходится менять по две прокладки в час два часа подряд, обратитесь к врачу.

  • Маточные схватки. Послеродовые боли могут посещать вас еще 10 дней после родов по мере того, как матка возвращается к обычному размеру.

  • Боль в области промежности. При родах через естественные родовые пути кожа между влагалищем и анальным отверстием (промежность) растягивается, чтобы головка малыша могла пройти. Иногда в этой области возникают разрывы, которые затягиваются сами по себе или требуют наложения швов. Чтобы снять отеки и болевые ощущения, прикладывайте к этой области холодные примочки. Также перед тем, как сесть, подкладывайте мягкую подушку.

  • Растянутый живот. Некоторое время после родов живот все еще может быть большим, словно вы еще беременны. Брюшным мышцам сложно сразу вернуться в привычное положение. Дайте организму время прийти в себя, а перед тем, как начинать заниматься спортом, обязательно посоветуйтесь с врачом.

  • Запор и геморрой. Возможно, в первые несколько дней после родов вам будет сложно сходить в туалет. Причиной этому могут быть болевые ощущения, замедление перистальтики кишечника под действием обезболивающих или же просто отсутствие еды перед родами. В этом случае обратитесь за советом к врачу. Возможно, вам станет лучше, если вы будете пить больше воды и употреблять в пищу продукты с высоким содержанием клетчатки, ограничите нагрузки и сидячий образ жизни.

  • Усталость. Удивляться усталости не стоит – вы и ваш организм через многое прошли. Потребуется время на восстановление. А пока попросите друзей или родных помочь вам по дому, ограничьте посещения и спите, когда спит ваш малыш.

Следуйте указаниям врача и советам по восстановлению в домашних условиях. Постарайтесь отдыхать и правильно питаться. А когда врач разрешит, постепенно начинайте заниматься спортом.

Факторы риска рождения ребенка с синдромом Дауна

Нет конкретной причины, которая в 100% случаев приводит к рождению ребенка с синдромом Дауна. Однако есть факторы риска, которые увеличивают вероятность появления таких детей. К ним относят:

  • Возраст матери. Риск зачатия ребенка с синдромом Дауна увеличивается у женщин после 35 лет, так как с годами яйцеклетки имеют склонность к неправильному делению хромосом. Так, по данным Национального общества синдрома Дауна (США), в 35 лет у женщины риск зачатия больного ребенка составляет 1: 350 случаям, 1: 100 — к 40 годам и достигает 1: 30 в 45 лет. Согласно некоторым исследованиям4, возраст отца также является фактором риска: в исследуемой группе у мужчин после 40 лет вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна увеличилась в 2 раза. Однако этот фактор пока менее изучен.
  • В семье уже есть ребенок с синдромом Дауна. Риск в этом случае значительно увеличивается. При планировании беременности оба родителя направляются к консультанту-генетику, который назначит дополнительное обследование, проанализирует конкретно их ситуацию и сможет оценить риски более точно.
  • Один из родителей является мозаиком или носителем транслокации. 7-8% детей с синдромом Дауна имеют транслокационную или мозаичную форму синдрома. Небольшая их часть унаследовала транслокацию от родителей, несмотря на то, что признаков и симптомов синдрома Дауна у отца и матери не было.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector