Обучаем ребенка правильно читать по слогам: упражнения и игры

Содержание:

Что именно читать детям?

Вовлечение ребенка в чтение начинается с совместного чтения с мамой, задолго до изучения букв. Как выбрать лучшие книги для чтения?

Мозг ребенка как чистый лист. Одновременно с этим мозг — это мощнейшая нейронная сеть, которая строится всю жизнь. Особый период — детство. Мы беспокоимся, чтобы кроха не скушал «бяку», но часто не замечаем, каким информационным полем мы его окружаем, какие книги читаем. Через чтение книг в детстве закладываются самые главные категории — добра и зла, милосердия и справедливости. Такие чувственные ощущения появляются от прочтения проверенной временем классической детской литературы.

Итак, самый важный момент — правильно подбираем книги.

Научить ребенка читать нужно вовремя

Для малышей чтение — это не только волшебный мир сказок и общения с взрослыми, но и загадочный шифр из каких-то значков. Сначала нашим крохам вообще кажется, что мы рассказываем им истории по картинкам. И только чуть позже они начинают понимать, что взрослый читает, и пока это загадка, как он это делает.

Правильно расшифровать крючки и палочки ребенку сложно. Так что прежде, чем пытаться научить ребенка читать, обязательно убедитесь, что он хорошо знает все буквы.

Это особенный момент. Ведь ребенок воспринимает все чувственно, а знаки в виде букв это пока немного абстрактные для него понятия. Сейчас много развивающих игрушек, где буквы и цифры присутствуют как бы фоном, и дети запоминают их непроизвольно. Просто взрослым нужно вовлекать детей в эти игры.

Лучше всего, чтобы ребенок уже знал буквы в возрасте 3-4 лет. При этом начинать учиться читать простые слоги можно, даже выучив всего несколько букв. Так с самого начала обучения ребенок начинает понимать, для чего нужны буквы, это дает стимул в обучении. Надо помнить, что ведущий вид деятельности в этом возрасте — игра, поэтому у занятий по обучению чтению должен быть игровой сюжет, подкрепленный наглядностью — интересными картинками. Например, читаем слог АХ — это зайчик удивляется, вытянув из земли огромную морковку; ОХ — это мишка вздыхает, ведь у него болит зуб, и т.п.

Если в 6 лет мама только очнулась, что ребенок не читает, то может начаться не учение, а мучение.

Очень важно не пропускать этапы развития ребенка. Догнать упущенное всегда сложнее

Так что учим правильно читать вовремя. У современных детей большой потенциал. Они словно рождаются с планшетом в руках и хотят научиться читать тоже гораздо раньше, чем их родители.

Как заинтересовать ребенка и научить читать:

Как правильно создавать нехватку?

  • Читать интересную книжку не каждый день, а раз пять в неделю, не по расписанию, а случайно, мол, не получается сегодня. Причем читать так, что чуть ли не спектакль разыгрывать! Нет никакого толку в чтении заскучавшего папы или безмерно уставшей мамы. В ожидании совместного чтения у ребенка будет возникать мысль, что, если бы он умел читать сам, не нужно было бы пропускать тот день, когда мама не может, и попросит сам научить его читать.

  • Если не возникает такой мысли, то постепенно, мягко наводить его на эту мысль. Например, сказать при нем папе (не явно, а так, чтобы было подслушано), что «представляешь, дочка у тети Маши уже читает сама». И тогда ребенок будет понимать, что есть дети, которые умеют читать, и что он тоже мог бы научиться.

  • Когда ребенок сам попросил научить его читать, не делайте это сразу, скажите, что вот «в эти дни не могу , потому что… давай в воскресенье!». А потом напоминайте ему, мол, «представляешь, всего три дня осталось, и мы будем учиться читать». Потом два, потом уже завтра! Создавайте нетерпение, предвкушение.

  • По-хорошему — зрительного малыша можно за один день научить читать — максимум за два. Конечно, ребенок не сумеет сразу читать быстро и без ошибок, но навык правильного чтения — быстрого и осмысленного — отрабатывается уже в ходе практики, когда ребенок читает сам!

  • Необходимо очень внимательно и вдумчиво подбирать книги для первого самостоятельного чтения ребенка. Значение имеют и объем текста, и сюжет, и чувственное наполнение. Конечно, все эти составляющие правильно усложнять постепенно.

  • Просите ребенка пересказать историю, которую он прочитал, — маме, бабушке, младшему братику, друзьям во дворе. В этом случае ребенок сможет ощутить себя обладателем уникальной информации, побыть в центре всеобщего внимания и потренироваться в проявлении артистизма.

  • Поступление в школу может стать прекрасным мотивом для обучения чтению! К 1-му классу ребенок должен читать бегло, правильно и понимать 80 % из прочитанного.

Читая ребенку и предлагая ему книги для самостоятельного чтения, важно максимально пропитать ребенка классической литературой, задать это направление намного легче до 6 лет. Потом начнется школа, новое окружение, и если не дать ему самое главное до этого, потом может нахвататься, чего не следует

И вот почему…

Судьба ребенка зависит от навыков чтения

Научить ребенка читать это не просто требования современного мира — это судьбоносный для него навык. Ведь погружая ребенка в чудесный мир литературы, добрых и злых героев, правильно подобранные книги учат на чувственном уровне отличать добро и зло. Классическая литература — это лучшее, что мы можем дать ребенку. В 6 лет у него появится своя свобода выбора в школе — с кем сидеть, с кем дружить в школе. Он выберет себе лучших друзей, будет тянуться к тем, кто более развит.

И когда ребенок впервые попадает в новое окружение в школе, он уже имеет прививку от плохой судьбы. У него всегда есть «запасная дверь в Нарнию»: через чтение окружить себя самыми умными, благородными, честными и храбрыми людьми.

«Помню гордость за своего сына-первоклассника, когда директор привел его к лучшей в школе учительнице и сказал: «Ты посмотри, кого я к тебе привел, как он читает!!!!» А перед этим проверял в кабинете: что бы дать ребенку почитать… У него лежала газета на столе. Я говорю: «Да хоть что, вот эту газету можно». Удивился, как сынишка бегло, правильно прочел ему несколько абзацев… и бегом повел нас в лучший класс к лучшей учительнице в школе… Мы даже не просились.»

(из обсуждений на форуме 1 уровня)

В домашних хлопотах и заботах трудно найти время, чтобы научить ребенка читать правильно, и мы отдаем его в центры развития. Но маме следует иметь в виду, что в этом случае у ребенка возникнет чувственная связь с преподавателем, а не с мамой — так было у Александра Сергеевича Пушкина с няней Ариной Родионовной.

Если время упущено и ребенок не получил к 6 годам опыта совместного чтения в семье и самостоятельного прочтения книг, то зачастую не он будет выбирать окружение, а они его. То есть будет часто возникать ситуация «куда ветер, туда и листочки»: ребенок будет гораздо более подвержен влиянию других, и не всегда это влияние будет хорошим. Так происходит, когда у ребенка нет нравственного стрежня, нет ориентиров. А формируется это в домашних условиях и только через правильно подобранную классическую литературу.

Результаты участников тренинга просто поражают:

Признаки готовности

Чтобы впоследствие избежать неприятной ситуации, когда ребенок не хочет читать, а полученные им ранее знания просто забыты, следует внимательно проанализировать его поведение.

Основные признаки того, что он готов учиться, значительно помогут не допустить ошибку:

  • Речь малыша состоит из целых предложений. Он может составить связный рассказ о книге, фильме или небольшом событии.
  • Ребенок слышит и правильно распознает звуки. Для проверки попросите малыша повторить за вами слога (жа-за, за-са, ца-ча). Внимательно прислушайтесь, что он произносит.
  • Дошкольник правильно выговаривает все звуки и не нуждается в помощи логопеда.
  • Малыш отлично ориентируется в пространстве, не путает понятия «верх», «низ», «влево», «вправо».

Ребенок, отлично справляющийся со всеми перечисленными заданиями, психологически готов к обучению. Родители могут смело начинать с ним занятия.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: эффективная методика

Педагогами и психологами были разработаны методические правила, следуя которым родители смогу научить свое чадо быстро и уверенно читать по слогам. Главное – это соблюдать последовательность.

1. Алфавит. Первым делом малыш должен выучить буквы, одну за другой.

2

На втором этапе важно научить произносить слоги, состоящие из двух букв

3. Можно переходить к произношению слогов, состоящих из трех букв.

4. Теперь ребенок готов к тому, чтобы учиться самостоятельно соединять слоги в простые слова.

5. Последние этап – соединение слогов в сложные слова и первые пробы чтения. Родители уже на финишной прямой.

Важно! Процесс обучение должен проходить легко, без напряжения. Делать это стоит в игровой форме

Если у чада что-то не получается, ругать малыша нельзя, иначе у него пропадет тяга к познанию новой информации. Вернуть его интерес будет очень сложно, даже в школе.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5

Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил

Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Скорость чтения

О том факте, что в школе проверяют скорость чтения, знают все. Зачастую именно этот результат влияет на оценку. Очень неприятно, что при проверке абсолютно не учитывается скорость мыслительного процесса, физиологическая возможность проговаривания слов. Эти способности для каждого ребенка очень индивидуальны, а влияние их на скорость очевидно. Можно помочь малышу повысить результаты, однако следует не забывать, что техника чтения не должна улучшаться за счет ухудшения понимания содержания.

Очень полезно многократно прорабатывать один и тот же текст. Установите определенное время и предложите ребенку изучить написанное. По истечении времени поставьте пометку над словом, на котором чтение было прервано. Ту же процедуру повторите во второй раз. Обязательно отметьте, что малыш прочитал уже несколько больше. Суть этого метода заключена в том, что юное дарование, зная слово, смотрит на графическое изображение, соотнося увиденные буквы с произнесенными звуками. Этот прием напрямую улучшает технику чтения. К тому же малыш замечает свои успехи, а значит, будет стараться еще больше.

Для тренировок скорости чтения отлично подходит различная литература для детей. Большое преимущество заключается в их разнообразности. Иногда у ребенка возникают трудности при переходах на другие шрифты. Поэтому упражняйтесь на самых разных детских книгах.

Варианты игр

Вставь букву. Эта игра очень эффективна на начальном этапе чтения слов. Найдите картинки к словам, состоящим из трех букв. К примеру, дом, рот, кот, мох, душ, дым, кит, лук. Под рисунками подпишите названия, написав лишь первую и последнюю букву. Предложите средний звук ребенку добавить самостоятельно.

Составь слово. Для этой игры картинки уже не нужны. Подготовьте карточки со слогами, составляющими определенные слова. Для начала возьмите простые — «Ре-ка». Предложите малышу самостоятельно составить слово. Когда ребенок справится, усложните процедуру, теперь уже речь идет о трех слогах.

Поваренок. Напишите на листочках бумаги слова, соответствующие различным продуктам. Например, яйцо, капуста, морковь, мясо, картофель, сахар, варенье, рыба, соль. Поручите ребенку роль главного повара. Для этого наденьте на него колпак и фартук. Лучше всего играть на кухне и использовать настоящие кастрюли. Вы вместе будете «готовить обед». Сделайте пюре и компот, сварите суп и нажарьте котлеты. Для приготовления повар должен выбрать необходимый продукт и опустить в приготовленную кастрюлю. Если ребенку сложно определиться с подбором компонентов, подскажите ему, и он сам найдет нужное слово.

На этом этапе обучения уже можно предлагать специальные книги для детей. Это должны быть несложные стихи, обязательно с картинками или простенькие сказки. Лучше всего, если выбор падет на любимые малышом произведения.

Детей можно научить читать быстро и в домашних условиях, но нужны особые подходы

Самое большое желание у малыша — расти и развиваться. Так задано от природы. Желание читать у ребенка такого же порядка. Он хочет, чтобы его научили читать, — если это не так, значит, где-то уже была допущена ошибка.

Очень важно правильно понимать индивидуальные психологические особенности малыша. Например, дети со зрительным, звуковым и анальным вектором — это самые читающие дети

Но ваш ребенок может быть с другими векторами, например с кожным, что не дает усидчивости. Как тогда быть, как правильно научить ребенка читать, если он непоседа?

Подвижного, как юла, малыша с кожным вектором тоже можно научить читать, просто делать это нужно несколько иначе. Не требовать от него усидчивости, а вовлекать через игру. Это могут быть даже игры на движение (бег, прыжки) по лесенкам с буквами, можно искать спрятанные в комнате буквы из магнитной азбуки и выкладывать из них слоги и простые слова. В самом начале можно использовать современные методические разработки — специальные пособия по обучению чтению. Или вот такие способы вовлечения:

«О! чтение))) расскажу вам быстро свою стори а-ля книги! Мне очень нравились книги с картинками. И как-то раз мне купили книгу про то, как зимовали животные. Там были не просто картинки, а полувырезанные фигурки. И шевелить их можно было. Так меня зацепило, что из-за всей этой динамики я просила читать мне эту книгу постоянно. В энный раз бабушка читала мне эту книгу, отдельные отрывки я умудрилась запомнить. И однажды решила «почитать» я бабушке)))) открывала на любой странице и проговаривала те отрывки, которые удалось запомнить. Типа читала))))) А потом они стали заниматься со мной. Учили читать слоги. Вовлекли меня этими «шевелящимися» книжками. Говорят, что в 4 года я уже читала.»

(из обсуждений на форуме 1 уровня)

Не огорчайтесь, если у крохи не получается сразу правильно читать. Помогите ему справиться с этой задачей, соединять буквы в слоги, а слоги в слова. А для малышей это часто абракадабра.

«Я поделюсь своими ощущениями, как это было, когда мама учила меня маленькую читать. У нас была большая бумажная азбука и всякие рисунки с буквами. И это было настоящее испытание для меня, потому что мама хотела, чтобы я отвечала ей безукоризненно, а я совершенно не понимала тогда, ну зачем мне эти буквы, когда столько интересного вокруг. И каждый раз я недоумевала, ну почему надо ругаться на меня из-за этих крючочков и палочек? Ведь ничего не случилось, ну правда! Если, например, я неправильно называла ей букву или долго думала над зашифрованным словом. И эти занятия с мамой были настоящей каторгой для меня.»

(из обсуждений на форуме 1 уровня)

Совместное чтение книги

Когда освоение грамоты по кубикам будет позади, можно переходить к совместному чтению книг. Самое главное, чтобы выбранная книжка было яркой, имела много картинок и крупные буквы, которые позволят маленькому чаду не напрягать глаза.

Очень важно на первом этапе попросить малыша, чтобы он постарался самостоятельно найти знакомые слоги «ма», «па», «ба» и другие. Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей

Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку

Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей. Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку.

Важно! Приобретать надо книжки с разным шрифтом. Случается, что ребенок может не узнать букву, если она написана по-другому

Очень важно научить его распознавать буквы в разных шрифтах и не откладывать это.

Игра «Магазин»

Предложите своему дошкольнику поиграть в игру «Магазин». Для этого подготовьте заранее «товар». Лучше всего будет вырезать картинки из старых подборок журнала. Только следите внимательно за словами. Они должны произноситься именно так, как и читаются, чтобы не вызвать у малыша дополнительные трудности. К примеру, слово «вата» подходит, а «вода» лучше не использовать. Не забудьте и про «деньги». На отдельных листочках бумаги напишите по одному слогу.

Сначала предложите ребенку быть покупателем, а сами станьте продавцом. Покупатель выбирает покупку и должен расплатиться за нее деньгами. Например, он решил приобрести «машину», значит, предлагает бумажку со слогом «ма». Если выбор пал на «газету», то соответственно должны быть деньги «га».

Чтобы игра не наскучила, поменяйтесь местами. Окажитесь не очень опытным покупателем, который часто ошибается и предлагает продавцу совсем не те «деньги».

Эту игру можно усложнить, когда ребенок успешно освоит ее. Теперь деньгами станет последний слог. Для слова «газета» — это станет бумажка «та».

Как правильно мотивировать ребенка выполнять домашнее задание?

Фото: freepik.com

Прежде всего нужно объяснить ребенку, что выполнять домашние задания  это его ответственность. Обсудите с ребенком, в какое время ему комфортнее делать уроки и помогите организовать весь процесс. В начале помогайте, старайтесь заинтересовать ребенка, а затем постепенно передавайте инициативу ребенку пока полностью не оставите этот процесс на него.

Дайте ребенку самостоятельно выбирать порядок выполнения задач, пусть он сам выбирает предмет, с которого начнет и каким закончит делать домашнее задание. Можно организовать работу по несколько подходов в чередовании с отдыхом. Например, в таком ритме: работаем 30-60 минут (в зависимости от возможностей, концентрации, желания ребенка) и отдыхаем 15 минут, и так по кругу.

После того, я к ребенок выполнит все задачи, проверьте правильность и похвалите. К тому же можно подготовить маленький поощрительный приз  любимые вкусности.

Самодельная азбука

Намного лучше, если азбуку вы сделаете с ребенком вместе. Вот где стоит проявить всю свою фантазию. Можно завести альбом, в котором каждый листок будет соответствовать определенной букве. Например, вы рисуете выученную сегодня букву «М». Малыш ее раскрашивает. Пересмотрите с ним старые журналы, открытки, ненужные каталоги в поисках картинок на нужную букву. Пусть ребенок их вырежет и самостоятельно приклеит.Очень часто родители покупают для своих детей яркие плакаты-азбуки. Первое время ребенок неплохо обучается по ним, но впоследствии, когда картинки запомнятся, интерес полностью исчезает. Малыш просто заучивает рисунки, а не буквы, к сожалению. У него вызывает большие трудности чтение — 1 класс для такого крохи станет настоящим испытанием.

Создание такой азбуки сослужит ему хорошую службу. Он сам будет подбирать картинки, а значит, точно запомнит выученную букву.

Учим буквы

Разрезанные буквы. Заготовьте специальные карточки для этой игры. На них напишите большие печатные буквы. Теперь разрежьте их на несколько частей (3-5). Предложите ребенку собрать. Сначала подберите ему части одной литеры, после этого добавьте одну деталь от другой. Когда малыш справится, предъявите ему части 2-3 букв одновременно.

Изначально подберите такие, которые невозможно спутать (А, С, И, Р). Далее немного усложните, предложив части немного похожих в написании литер (Р, В, К,Ж).

Обязательно спрашивайте юное дарование, какую букву он сложил. Ребенок должен правильно называть звук, не путая его с похожими.

Эта игра напоминает детям пазлы, поэтому всегда нравится и воспринимается с восторгом.

Находим букву. Найдите для этой игры любой текст с очень крупным шрифтом. Это может быть детская старая книжка, азбука или набранная лично вами и распечатанная страница. Попросите малыша внимательно просмотреть текст. Он должен находить букву, которую вы выучили, и подчеркивать.

Ребенок обязательно называет ее. Не забывайте, что такое занятие — игра для него, для вас – это самое настоящее занятие по предмету «Чтение». Подготовка к школе вашего малыша полностью зависит от последовательности поданного материала и той базы, которую вы сможете преподать ему в игровой форме.

Со временем задание усложните. Предложите малышу искать две знакомые буквы одновременно. При этом одну нужно подчеркивать, а вторую, например, обводить в кружок. Стоит заметить, что такая игра прекрасно тренирует внимательность.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно 5 действенных советов

Фото: envato.com

  1. Не стоит ругать ребенка, если у него что-то не получается. Не прибегайте к угрозам забрать телефон, не пускать на прогулки с друзьями, запрещать смотреть телевизор или проводить время за компьютером. Это только ухудшит ваши отношения и спровоцирует ребенка на ложь или манипуляции. Лучше выбрать путь мотивации: обещать вознаграждение за выполненную задачу. Это может быть семейная поездка на отдых, поход на мультфильм в кино, посещение парка развлечений, новая игрушка и тому подобное.
  2. Организуйте ребенку хорошую атмосферу для выполнения домашних заданий. Громкий телевизор или родительские ссоры  не мотивируют делать уроки. Ребенок будет постоянно отвлекаться, переживать и не сможет выполнить все задачи эффективно. Психологи советуют организовать рабочее место школьника в самом тихом и спокойном уголке квартиры с хорошим освещением. Здесь ребенок сможет сконцентрироваться на работе и не отвлекаться на внешние факторы.
  3. Научите малыша расставлять приоритеты. Ребенок должен научиться понимать, какие задания важнее на данный момент, а какие могут быть выполнены позже. Если вы замечаете, что ребенок неправильно расставил приоритеты, можете аккуратно скорректировать работу или натолкнуть на верный выбор.
  4. Не забывайте об отдыхе. Следите за тем, чтобы не перегружать ребенка. Конечно, каждый малыш должен выполнять все задачи самостоятельно, но и нужно оставлять время на отдых, хобби, любимые дела. Если не давать ребенку достаточно времени для отдыха, его концентрация внимания будет снижена, а желания заниматься домашней работой просто не будет.
  5. Поддержка и поощрение. Школа и выполнения домашних заданий  это стресс для ребенка. Поэтому не нужно давить на малыша, а лучше поддержите. Объясните, что в ошибках нет ничего плохого, у него все получится, если работать усердно. Похвалу, уважение и поддержку заслуживают все дети, даже те, которым пока не удается справиться со всеми заданиями. Успокойте ребенка и объясните, что у нее все получится и вы в нее верите.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно  видео

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: полезные советы

1

При приобретении обучающих книжек для малышей следует обращать внимание на различные методики. Разностороннее развития поможет ребенку легче воспринимать новую информацию

2. Если родители четко решили научить своего ребенка читать, этим требуется заниматься каждый день. Даже если катастрофически не хватает времени, все равно утром или перед сном нужно постараться выделить 15-20 минут.

3. Перед тем, как давать чаду новую информацию, необходимо повторить уже пройденный материал. Это будет своеобразной зарядкой для мозга.

4

Детское внимание очень неустойчивое, уже после 20-ти минут занятий мозг переключается от упражнений на посторонние вещи. Нужно стараться уложиться в это время

5. Даже за самые маленькие достижения ребенка надо хвалить. Если для родителей это незначительно, для малыша новое умение становится настоящим достижением. Похвала чада приведет к тому, что он еще больше будет стремиться к новым для себя открытиям.

Чтобы маленький ученик легче запоминал всю полученную информацию, теорию рекомендуется совмещать с практикой. Например, родители только что разучили со своим чадом букву «А». Можно попробовать просить малыша во время прогулок или домашних дел найти эту букву вокруг себя. Это могут быть стенды, книги, надписи на магазинах и много чего другого. Такая своеобразная гимнастика позволит закрепить полученную информацию и лучше ее усвоить.

Понять, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях – это не сложно. Гораздо труднее набраться терпения и уделять упражнениям время каждый день, хотя бы по 10-15 минут. Усилия родителей не пройдут даром. Когда ребенок пойдет в первый класс, он будет гордиться, что уже умеет читать.

Полезные ссылки:

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: соединяем буквы в слоги

Слог состоит из согласных и гласных звуков. Первоначально малыш должен научиться произносить именно гласные. Их не так много, поэтому ребенку будет легче. После этого можно переходить к согласным. Начинается обучения с самых распространенных звуков – это «м», «п», «б».

Родителям нельзя при обучении соединять согласные с призвуками. Например, нельзя говорить «пэ», нужно произносить «п». Пусть ребенок скажет именно «п», потом добавит гласную «а» и получится уже слог – «па».

Огромным удовольствием для малыша будет, когда он самостоятельно сможет собрать из кубиков свое первое слово – «мама» или «папа».

Правильно научить читать — особые секреты

В каждой книге есть три составляющие: герой, сюжет и голос рассказчика. Мы уже определились с тем, что выбираем классическую детскую литературу — там проверенные временем герои и увлекательный сюжет. Теперь нам осталось правильно читать детям, тогда у них непроизвольно возникнет вовлеченность в процесс и постепенно зародится ЖЕЛАНИЕ читать самому.

Юрий Бурлан на тренинге делает особый акцент на этом моменте. Мы учим детей, максимально вовлекая в процесс, заинтересовывая, — тогда принуждения не потребуется.

Правильно научить читать гораздо легче, если понимаешь особенности восприятия своего крохи. Восторг охватывает, когда видишь, что твой малыш складывает из слогов слова и читает! Ведь он открывает для себя новый, абсолютно безграничный мир!

Но вы даже не представляете, какое внутреннее блаженство и бурные эмоции радости пробуждаются в самом малыше. Он каждой клеточкой ощущает, что растет и развивается, что у него получается читать.

Ребенок хочет порадовать маму и научиться читать. Это особое эмоциональное состояние обоих. Мама получает не меньшее наслаждение, когда ребенок начинает правильно читать. Это как первый шаг, только на другом уровне. И приз получают оба

Маме важно принимать индивидуальные особенности малыша и не готовить его к конкурсам на скорость или артистизм. Сам процесс чтения должен доставлять удовольствие

Эгоистичное желание мамы, чтобы ребенок быстро научился читать, часто оставляет за скобками самого кроху. Он в этот момент как будто объект для экспериментов.

«Недавно видела в инстаграм, как маленькая девочка читала на публику. Читать ее научили, а вот сопереживать, чувствовать, о чем она читает, — нет. Правильно ли это? Видно, что и у мамы были другие задачи — показать свою кровиночку во всех соцсетях, т. е. всем показать, какая она замечательная мама».

Для чего вы хотите научить ребенка читать? Чтобы ему было хорошо или чтобы вы могли всем показать, какая вы замечательная мама? Кстати, когда вы начинаете оценивать ребенка в сравнительных категориях, сравнивая с Васей или Петей в навыках чтения, то тем самым отбиваете у своего чада охоту читать.

Именно поэтому системно-векторная психология делает акцент на намерениях и атмосфере, в которой происходит обучение.

Правильно учиться читать через принцип наслаждения

Самое главное во время обучения — это радостная и теплая атмосфера. Ни в коем случае не должно быть принуждения или ругани во время обучения. Читать нужно правильно. Это значит не только четко произносить слова, но и проявлять эмоции. Устраивать мини-спектакль из каждого прочитанного слова или предложения.

Таким образом ребенок чувственно вовлекается в процесс и получает огромное удовольствие.

Во время чтения правильно будет полностью сосредоточиться на ребенке, на его эмоциях и ощущениях. Обнять, вместе поплакать над девочкой со спичками.

Меняйте интонацию, где-то напевайте, в другом месте замедляйте темп, а где-то переходите на почти шепот, чтобы ребенок вслушивался. Таким образом научить ребенка читать можно гораздо раньше. Ведь он становится полностью вовлеченным в процесс.

Как научить ребенка читать — рекомендации:

  • Очень важен пример читающих взрослых рядом. Причем читающих увлеченно и с интересом. У детей наглядно-действенное мышление, и они склонны повторять то, что делают вокруг взрослые. Делают родители зарядку — малыш будет вам подражать. Вы с упоением читаете книги — ваш кроха будет стремиться к этому.

  • Очень хорошо, если вы сможете сделать процесс вечернего чтения с малышом регулярным и превратите в некий волшебный ритуал. Малыш в эти минуты должен быть только с мамой. Предупредите своих близких, чтобы вас не отвлекали, не перебивали и не звали к телефону. Все это время посвящено ребенку.

  • Самый важный момент — о нем нам поведала еще царица Шахерезада: завершайте всегда на самом интересном месте, но всегда на позитивном и светлом. При этом даже грустные моменты истории можно эмоционально показать светлыми и счастливыми.

  • Читайте медленно, тихим голосом и очень чувственно. Если ваш кроха заснул счастливый под сказки мамы, значит, все сделано правильно.

Эмоциональное вовлечение взрослых в процесс чтения с ребенком создает самую прочную эмоциональную связь, которую мы несем сквозь годы. Пережитые вместе эмоции объединяют, делая нас по-настоящему близкими людьми. Ассоциативные ряды, чувства и переживания, которые возникли при чтении детских книжек, становятся фундаментом ваших будущих отношений. Когда ребенок подрастет, у вас всегда будет «запасная волшебная палочка» в виде этих эмоций. Вы уже не будете читать ребенку нотаций и поучать его, а просто обратитесь к образу героя детской книжки.

Как научить ребенка состраданию?

Психика человека формируется от впечатлений при взаимодействии с другими людьми. Впечатления от героев книг такие же настоящие для ребенка. А зрительный ребенок оживляет всех персонажей и сопереживает им.

Когда вы вместе с ним читаете классическую литературу, вовлечено, интонируя, вы пробуждаете у ребенка чувства сопереживания и сострадания.

Ребенок должен плакать, сострадать, сопереживать героям

Это правильно и нормально, и не важно — мальчик у вас или девочка. Так происходит развитие чувств

Должен ли ребенок самостоятельно делать уроки?

Фото: envato.com

Многие родители, имеющие детей школьного возраста, задумываются, нужно ли делать уроки вместе с ребенком. С одной стороны, каждый ребенок нуждается в помощи, а с другой  нужно воспитывать малышей самостоятельными.

Какую ошибку обычно совершают родители? Начиная с первых шагов делают домашнюю работу вместе с детьми, а то и даже вместо них, ссылаясь на то, что их чадо ещё слишком маленькое. Из-за этого у школьника формируется мнение о том, что не нужно делать все задания самостоятельно даже в школе. Ведь дома его ждут хорошие мама и папа, которые всё решат и всё исправят.

С течением времени ребенок растет, а мысль о том, что за все вещи несут ответственность родители, остается. И даже во взрослом возрасте ребенок будет думать, что все вопросы должен решить кто-то (родители, коллеги, вторая половинка и т.д.), а также будет легко поддаваться на манипуляции других людей.

Как не допустить такую ошибку? В первую очередь нужно понять, что домашняя работа  это ответственность малышей. Второй шаг  донести это до ребенка. Третий шаг  помочь организовать процесс выполнения уроков после школы.

Подходящий возраст

Современная система образования нацелена на полноценное обучение детей с 6 лет. Это возраст, когда ребенок многое умеет и понимает, может самостоятельно ухаживать за собой. К этому времени возрастает активное восприятие дошкольником новых знаний, что прямо свидетельствует о готовности к обучению.

Последние исследования в области психологии и педагогики подтвердили интересное предположение – малыш готов получать знания с трех лет. Конечно, нельзя не согласиться с возмущенным вопросом родителей: «Можно ли вообще и как научиться читать в таком возрасте?» Ведь он, действительно, кажется крохой. Авторы утверждают, что ответ на вопрос заключен в особенностях развития малыша, и рекомендуют начинать обучение на этапе познания ребенком мира и заявления своего «Я».

Однако помните, что все дошкольники, а также их способности, очень индивидуальны. Поэтому «гнаться» за чужими детьми не стоит. Понаблюдайте за крохой, и если он готов к обучению, только тогда начинайте разбирать с ним азы грамоты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector