Игры с ребёнком в 1-3 месяца
Содержание:
- Развитие ребенка в 3 месяца
- Когда начинать упражнения для малышей?
- Основы гигиены ребенка первого месяца жизни
- Осмотр малыша врачами в первый месяц жизни
- Как поддерживать развитие ребенка
- Пуповина новорожденного ребёнка
- Что умеет месячный ребенок
- Игры для ребенка в 1 месяц
- Игры на первом месяце жизни
- Обзор основных методик ускоренного развития
- Эмоциональная сфера
- Питание
- Развивающие игры
- Выбор времени занятий
- Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?
- Здоровье малыша: Массаж для детей
- Возможные проблемы.
- 5 месяцев
- Игрушки для ребёнка до 1 года
Развитие ребенка в 3 месяца
В этот период ребенок растет, начинает осознавать свое тело и интересоваться миром вокруг него. Давайте посмотрим, как протекает развитие ребенка в 3 месяца.
Рост и физическое развитие: Крепнем день ото дня
Кости и мышцы становятся сильнее, и теперь малыш может вытягиваться во всю длину. Темпы роста ребенка составляют в среднем 2,5-4 сантиметра в месяц, а привес – 700-900 граммов, хотя это сугубо индивидуально. В три месяца малыш все лучше и лучше управляет своим телом и контролирует движения. Многие движения младенца – бессознательные рефлексы, но теперь малыш может намеренно и осознанно поворачивать головку, двигать ручками и ножками. Мышцы шеи крепнут, и совсем скоро ребенок сможет самостоятельно держать головку и воспринимать людей и предметы в поле зрения. В это же время улучшается зрение: малыш начинает тянуться к находящимся поблизости игрушкам или вещам, следит взглядом за движущимися предметами.
Ощущения: Строим «дом связи» по кирпичику
В мире так много всего интересного. В три месяца малыш постепенно начинает со всем этим знакомиться. Улучшается зрение – теперь он лучше видит круглые предметы, повторяющиеся сочетания, например спирали и завитки. А больше всего ему нравятся лица, особенно знакомые и мамино.
Что касается слуха и речи, то малыш уже устойчиво связывает голос мамы с заботой, лаской и любовью. Сейчас он лучше определяет тон голоса, выделение отдельных слов и, возможно, старается имитировать повторяющиеся звуки. В три месяца ребенок начинает осознавать, что разговор – это двусторонний процесс, усваиваются и другие представления об общении. Например, ему приятно видеть, как мама радуется, услышав его лепет, и малыш сам радуется, услышав, как мама поет или читает ему.
Движения: Комплекс упражнений на все тело
Примерно на этом этапе движения большинства младенцев становятся более осознанными, а развитие двигательных навыков видно невооруженным глазом. Потягивания укрепляют мышцы ног, а после этого можно уже и переворачиваться. Но это наступит не раньше, чем через пару месяцев.
Уже пробовали брать малыша под мышки и ставить так, чтобы он касался ножками опоры? Тогда вы видели, как он пытается сам сгибать и выпрямлять ножки – так мышцы готовятся к тому, чтобы ребенок мог самостоятельно стоять. Дайте ему немного попрыгать в этом положении – увидите, как он обрадуется своим новым умениям.
Для развития опорно-двигательного аппарата несколько раз в день кладите малыша на животик . Пока он лежит на животике, протягивайте ему игрушки или пусть он хватается за предметы в манеже. Это помогает трехмесячному ребенку улучшать моторику, координацию и другие важные навыки.
На третьем месяце жизни малыш тренирует не только ножки. Теперь он может сжимать и разжимать ладошки, захватывать различные предметы, например игрушки или мамины пальцы
К этому времени ребенок лучше контролирует движения рук, тянется к различным вещам, пытается прикоснуться к предметам, которые привлекли его внимание. К тому же теперь у него получается попадать пальчиками в рот, так что внимательно следите за тем, что может схватить малыш
Психическое развитие: Первый «диалог» с малышом
Мало что так приводит родителей в восторг, как первые проявления характера малыша. Замечали, как при звуках вашего голоса ребенок начинает чаще улыбаться и реагировать на него? Отличные новости! Скорее всего, малышу действительно нравится играть с вами и другими близкими людьми, а теперь он может выразить это мимикой и всем телом. Некоторые дети уже начинают имитировать движения и мимику мамы. Но если ваш малыш ничего такого еще не делает, не волнуйтесь – ему всего три месяца, а все дети развиваются по-своему и в своем темпе.
На этом этапе малыш может пытаться вести с вами «беседу». Сейчас она представляет собой что-то вроде обмена звуками, жестами и улыбками. Это не просто приятное времяпрепровождение для вас обоих, но и способ укрепить доверие ребенка к вам и повысить его самооценку. Если с вами живут другие дети, малыш на этом этапе начинает проявлять к ним живой интерес. В этом возрасте у младенцев часто бывают свои «любимцы» и они активно интересуются другими малышами.
О своих потребностях дети сообщают по-разному, и родителям приходится учиться считывать прозрачные (и не столь прозрачные и явные) сигналы. То, как ребенок взаимодействует с родителями, – важная составляющая его личности и характера
Например, о чем-то очень важном ребенок может сообщать плачем или движениями, а родители со временем начинают отличать эти звуки и движения друг от друга. Плач малыша, когда он хочет есть, отличается от плача, когда ему больно
Также по плачу родители могут понять, что малыш просто капризничает, и его нужно отвлечь или дать любимую игрушку.
Когда начинать упражнения для малышей?
Разумные физические нагрузки полезны в любом возрасте, но возможности новорожденного сильно ограничены, поэтому первые занятия с грудничком будут мало похожи на традиционную «утреннюю гимнастику». Для малышей 2–3 месяцев лучшей тренировкой является массаж.
Проветрите комнату и убедитесь, что ничто не будет отвлекать вас и вашего ребенка от физических упражнений. Для малышей очень важна комфортная обстановка во время массажа, иначе они начинают капризничать и «зажимаются». Разденьте ребенка. Если в комнате прохладно, оставьте на нем легкую одежду, которая не стесняет движения. Выберите для занятий ровную и твердую поверхность, например, стол, положите сверху пеленку или полотенце. Начинайте сеанс массажа, следуя этим рекомендациям:
-
Положите ребенка на спину и начните медленно и нежно поглаживать его тело — сначала головку, затем, ручки, животик, ножки.
-
Постоянно говорите с крохой, можете рассказать ему сказку или спеть песенку — он все равно ничего не поймет, но голос мамы подействует на него успокаивающе.
-
Попробуйте перевернуть малыша на живот и помассировать спинку. Некоторым детям не нравится такая поза, поэтому следите за реакцией крохи. Если ребенок недоволен, переверните его обратно на спину.
-
Вы можете использовать масло для массажа, но это не обязательно. Оно должно быть съедобным (шансы, что малыш оближет свои пальчики, довольно высоки), не иметь запаха и подходить для детской кожи. Чтобы убедиться в этом, перед первым применением нанесите капельку масла на кожу малыша, вотрите ее и проследите за реакцией в течение нескольких часов. Лучше всего проконсультироваться со специалистом и подобрать правильное средство вместе.
-
Продолжайте массаж, пока это нравится вам обоим.
Такие упражнения для малыша — отличная мышечная зарядка, но не только. Массаж расслабляет, улучшает сон, способствует более быстрому росту грудничка и, самое главное, помогает установить тесную эмоциональную связь между ребенком и его мамой.
Основы гигиены ребенка первого месяца жизни
В течение первого месяца после рождения малыш достаточно сильно уязвим перед лицом инфекций, присутствующих в окружающей среде. Слизистые оболочки дыхательных путей и ЖКТ новорожденного, которые впоследствии приобретут собственную микрофлору, в первые дни остаются стерильными и постепенно заселяются нужными микроорганизмами. Когда микрофлора сформируется окончательно, ребенок будет защищен от многих нарушений состояния здоровья естественным образом
Но до этого следует особое внимание уделять уходу за ним
Гигиена питания. Питание – самый важный фактор для ребенка первых месяцев жизни. Именно он задает правильные темпы роста и развития малыша и позволяет желудочно-кишечному тракту приобрести собственную здоровую микрофлору. Но чтобы снизить вероятность проникновения в организм новорожденного болезнетворных микроорганизмов, следует соблюдать некоторые правила гигиены:
- При грудном вскармливании мать должна перед кормлением обрабатывать соски и ареолы водой с детским мылом, затем тщательно ополаскивать грудь чистой водой и насухо вытирать ее салфеткой.
- При искусственном или смешанном вскармливании обязательна обработка всех аксессуаров для кормления с помощью кипячения или специального парового стерилизатора. Разбавление смеси до нужной консистенции должно проводиться только кипяченой водой, охлажденной до температуры 36–37 °C.
- Так как в первые недели и месяцы после рождения высока вероятность развития у новорожденного кандидоза ротовой полости (так называемой молочницы), педиатр может рекомендовать после кормления давать малышу несколько капель воды. Это позволяет смыть со слизистой рта остатки грудного молока или смеси, которые являются питательной средой для грибка.
Осмотр малыша врачами в первый месяц жизни
Первый медосмотр новорожденный проходит непосредственно после появления на свет в роддоме у врача, который называется неонатолог, он оценивает общее состояние ребенка и показатели по шкале Апгар. В течение 4-5 последующих суток, пока мама и малыш находятся в роддоме, неонатолог посещает грудничка ежедневно, проводя осмотр и наблюдая за состоянием новорожденного.
По возвращении женщины с младенцем домой, на протяжении первого месяца жизни их регулярно посещают врач-педиатр и патронажная сестра из детского медицинского учреждения. Врач визуально осматривает ребенка, проверяет его рефлексы, ощупывает родничок, дает матери необходимые советы и делает замеры окружности головы и грудной клетки.
Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2019 году регулируется Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Согласно которому, в поликлинике в 1 месяц вам предстоит осмотр педиатра, а также:
- Невролога
- Детского хирурга
- Офтальмолога
- Детского стоматолога.
Педиатр при осмотре грудного ребенка выполняет следующие действия: взвешивание; измерение роста; оценка физического и нервно-психического развития.
Офтальмолог выявляет врожденные и воспалительные заболевания глаза и слезных путей. Чаще всего встречается врожденный дакриоцистит ( нарушение проходимости носослезного протока и воспаление слезного мешочка) и конъюнктивит. Если нужно — назначает лечение. Окулист выявляет также изменения на глазном дне, что тоже отражает состояние центральной нервной системы ребенка
На это обязательно обратит внимание невролог.
Невролог осмотрит ребенка, проверит рефлексы, измерит окружность головы и груди, оценит результаты УЗИ головки и осмотра глазного дна и, если нужно назначит лечение вашему ребенку.
Хирург проверит нет ли у ребенка грыж, а у мальчиков осмотрит наружные половые органы. Даст свои рекомендации.
Стоматолог включен в осмотры с целью ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей, своевременного лечения и предотвращения осложнений
Детский стоматолог оценит состояние полости рта, даст маме необходимые рекомендации по ее уходу и осмотрит уздечку языка, отвечающую за будущую речь ребенка.
Кроме того, малышу дадут направление на:
- Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
- Ультразвуковое исследование почек
- Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
- Эхокардиография
- Нейросонография
- Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц, если не был сделан ранее.
Кстати, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.
Как поддерживать развитие ребенка
Развитие ребенка в 1 месяц жизни – это плацдарм для дальнейшего роста малыша. Основная забота родителей не только понимать, что умеет четырех недельный малыш, но и способствовать тому, чтобы он дальше гармонично и правильно рос.
Развивающие игры
Разговаривать
Чтобы стимулировать восприятие речи, можно петь песенки, читать сказки, стишки или потешки.
Играть мимикой
Во время общения с малышом рекомендуется строить смешные гримасы, сопровождать чтение сказок активной мимикой. Постепенно малыш будет копировать взрослых, так его мимика разовьется быстрее.
Включать музыку
Не современную, а классику. Ребенку полезно засыпать под классические мелодии. Во время бодрствования можно ставить более ритмичные мелодии.
Использовать развивающие игрушки
Подберите яркие погремушки с тактильными элементами. Они улучшат цветовосприятие и простимулируют тактильные ощущения. Повесить мобиль. В магазинах продается множество мобилей для новорожденных, с музыкальным механизмом и контрастными игрушечными фигурками. Их можно повесить над кроваткой. Так у малыша развивается зрение и восприятие цвета.
Игры для развития физических возможностей
Менять положение корпуса
Каждые два часа переворачивать на правый, левый бочок, на спинку или животик. Делать это нужно аккуратно. Если ребенок беспокоится и плачет в определенном положении лучше переложить его и попробовать в другой раз.
Делать глазную гимнастику
Взять большую красную погремушку и на расстоянии в 20-30см от глазок малыша водить им. Делать это кругами или линейно. Время от времени останавливать движение игрушки, чтобы кроха фиксировал взгляд. Таким образом, глазные мышцы быстрее укрепляются.
Все упражнения нужно делать, когда ребенок сыт и спокоен. Если он плачет или беспокоится лучше отложить занятия.
Игры для развития рефлексов
Для полноценного роста и развития ребенка в дальнейшем окружающие должны уже с первого месяца жизни не просто смотреть, что может кроха, но и играть с ним. Это необходимо для лучшего формирования двигательных, хватательных рефлексов. Когда младенец бодрствует, расположите его на комфортной ровной поверхности. Чтобы он смог:
- стопами упираться в ладонь родителя, отталкиваясь от нее;
- хватать пальцы взрослого;
- сгибать и разгибать руки и ноги (хаотично);
- приподнимать и удерживать головку (это лучше делать на животике).
Активные и тактильные игры
Пуповина новорожденного ребёнка
Находясь еще в роддоме, пуповину малышу обрабатывают медсестры, но дома за ней должна следить сама мама. Перед обработкой обязательно оцените ее состояние: ни в коем случае не должно быть выделений (ни кровянистых, ни гнойных), а при их обнаружении нужно срочно сообщить врачу
Непосредственно обработка начинается с того, что мама ватной палочкой, смоченной в 3% перекиси водорода, осторожно проводит по пупочку ребенка, а за тем уже новой палочкой, смоченной в зеленке, мажет пуповину. По истечении 2-3 недель остаток пуповины отпадет и зарубцуется
Что должен уметь ребёнок до 1 месяц
Конечно, в первый месяц малыши умеют не так много, но родителям важно следить за всеми изменениями в поведении своего ребенка. Так, например, у новорожденных обязательно присутствует хватательный рефлекс: если что-то вложить ему в ладонь, он обязательно должен сжать ее
Что касается зрения, то оно еще не совсем четкое, однако, уже позволяет фокусироваться на лице родителей (особенно мамы) и на движущихся предметах.
У многих малышей в первый же месяц может появиться улыбка. Как правило, это «сытая» улыбка и проявляется она во сне. Осознано ребенок начнет улыбаться к 2-2,5 месяцам.
Режим дня в 0-1 месяц
Как неоднократно упоминалось, новорожденные спят очень много, а их сон несколько хаотичен. Но, тем не менее, уже можно приучать своего малыша к определенному распорядку. Например, утро начинать с умывания, принятия воздушных ванн и легкого массажа. Это поможет крохе проснуться и получить массу удовольствия. Днем в хорошую погоду пойти на прогулку или поиграть с ним дома. А купать малыша принято перед сном. Кормить все еще следует по первому требованию.
Развивающие занятия (игры) с малышом до 1 месяца
Чтобы с пользой провести время бодрствования малыша, существует несколько приемов. Каждый день на короткий промежуток времени нужно переворачивать ребенка на животик (лучше всего это делать на кровати). Такое упражнение помогает окрепнуть мышцам спины, ребенок учится держать головку. Если слегка подталкивать стопы, то проявится рефлекторное ползание. А если взять его под ручки и поставить ножками на кровать, то малыш рефлекторно начнет делать шажки.
Чтобы малыш скорее развивался, а мышцы становились крепче, необходимо проводить массаж ладоней, стоп, спинки и ножек: поглаживания, легкие нажатия пальцами, круговые движения. Все свои действия обязательно сопровождайте веселыми короткими стишками, песенками, можно негромко включить приятные мелодии, либо просто ласково разговаривать.
Что умеет месячный ребенок
На психическое развитие ребенка в 1 месяц полностью влияет качество физического развития. Если налажен режим сна и кормления, то к концу 4 недели у младенца появляется много новых умений. Часть врожденных рефлексов превращаются в приобретенные, часть уходит. Младенец учится зевать, чихать, реагировать на звуки вздрагиванием. И эти навыки остаются с ним навсегда.
Рефлексы
- Сосательный. Если провести соском или пальцем около губ ребенка. Малыш начинает активно «сосать».
- Поисковый. Еще один навык, связанный с инстинктом голода. Если провести пальцем по щеке ребенка, он повернет голову в эту сторону, как бы инстинктивно ища грудь.
- Хватательный. Если дотронуться до ладошки крохи, то он попытается схватить и удержать палец.
- Рефлекс пловца. Если ребенок лежит на животе, то начинает махать ручками-ножками, будто имитируя плавательные движения.
- Навык ходьбы. Если взять младенца под руки, то он рефлекторно начнет перебирать ножками. Эти движения напоминают ходьбу.
Игры для ребенка в 1 месяц
Второй месяц жизни — важный этап в развитии малыша! К этому моменту он уже не такой беспомощный, каким был при рождении: может удержать головку в течение нескольких секунд в положении лежа, может задерживать взгляд на неподвижном и движущемся предмете, поворачивать голову в сторону звука. Малыш начинает гулить, поэтому в игры для ребёнка в 1 месяц мы включаем потешки и стишки. Пропевайте их малышу, вытягивая гласные звуки — кроха будет подпевать Вам.
Игра “Ай-да”
Эта игра поможет привлечь внимание малыша и развлечь его. Спеть песенку и потанцевать можно и дома, и на прогулке, и в поликлинике
Перед игрой обязательно удостоверьтесь, что ребенок чувствует физический комфорт, и он или она находится в хорошем настроении. Возьмите малыша на руки. Ребенок при этом находится в вертикальном положении, а Вы придерживаете его грудь и головку рукой. Не спеша спойте на любой мотив песенку:
Ай–да, ай-да!
Быстро ножки топочите,
Детки весело пляшите!
На словах «Ай-Да» медленно переступайте с ноги на ногу. На фразе «Быстро ножки топочите» мама быстро топочет, и темп песни тоже несколько убыстряется. Повторяем танец несколько раз.
Игра “Колечки”
С помощью этой игры Вы научите малыша захватывать различные предметы ладошкой и разовьёте моторику малыша. Приготовьте несколько пластмассовых колечек небольшого размера с разной поверхностью (пупырышки, рёбрышки,завитушки).
Разгладьте ладошки малыша, легко помассируйте каждый пальчик от основания к кончику. Затем вложите в ручки ребёнка по колечку и сами возьмитесь за них с противоположной стороны. Если кроха крепко ухватился за колечки, попробуйте приподнять его ручки вверх, затем опустить вниз, а затем — поочерёдно. Можете приговаривать при этом: “Вот так! И вот так! Хорошополучается!” или любые другие слова, задающие темп Вашей игре.
Игры на первом месяце жизни
«Хватайка»
Младенцы часто сжимают и разжимают пальчики, поэтому в ходе игры с малышом до полугода можно вкладывать ему в кулачки маленькие предметы (мамины бусы, небольшие мешочки из ткани с рисом, гречкой или горохом) и детской рукой перебирать бусинки или прощупывать горошины в мешочке.
«Посмотри, послушай»
Малыши любопытны и с удовольствием рассматривают лица родителей, поэтому, начиная игры с новорожденным, основное внимание нужно уделить мимике (улыбаться, подмигивать, гримасничать). Также следует помнить об эмоциях, ласково разговаривая с малышом, рассказывать ему короткие стишки и напевать колыбельные
«Музыкальные пинетки»
Перед тем, как играть с грудничком, к его пинеткам можно привязать маленькие колокольчики или бубенцы, чтобы, двигая ножками, ребенок реагировал на звон. Эта игра станет хорошим упражнением для тренировки восприятия звуков и физического развития.
Максимум внимания на подобных занятиях стоит уделять эмоциональному контакту. Только в этом случае игры дадут желаемый результат, и малыш будет развиваться в гармоничной и благоприятной атмосфере.
Обзор основных методик ускоренного развития
Методика М. Гмошинской
«Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.
Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.
Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.
Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.
Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.
К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.
Методика — блоки Дьенеша
«Блоки Дьенеша» рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).
Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.
Методика А.А. Сабурской
«Интеллектуальная музыка», основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.
Метод М.Монтессори
Основан на использование сенситивных периодов развития детей, «подстройке» обучающих программ под эти периоды. Например, период становления вербальной речи от 0 до 6 лет.
Игровые программы по Монтессори используют дидактический материал, направленный на все сферы жизни: сенсорную активность, становление речи письменной и устной, практику бытовых, когнитивных и мыслительных навыков, мелкую моторику. Ребенок научается на глаз отличать размер предметов, оценивать их объем и количество.
Достоинства: многофункциональная методика, способствующая развития речи, индивидуальности и самостоятельность ребенка.
Недостатки: не развивает творческий потенциал малыша.
Работа доктора Г. Домана
Эта работа основана на блочном восприятии информации.
Методы познавательного развития в дошкольном возрасте
Достоинства: требует мало времени, один этап занятия составляет от 10 до 30 секунд, затем до 60 секунд.
Ребенок быстро накапливает большой объем информации.
Недостатки: ребенок запоминает названия животных целым словом в именительном падеже. При изменении падежа слово перестает быть узнаваемым. Ребенок усваивает знания, но не учится думать. Готовый дидактический материал отсутствует.
Эмоциональная сфера
В возрасте 1 месяц младенец еще не различает лиц, но уже способен на некоторые эмоциональные реакции. При появлении родителей ребенок оживляется, совершает хаотичные движения ручками и ножками.
Младенец способен интуитивно определять настроение мамы. Улыбка свидетельствует о том, что ребенка ничего не беспокоит, не болит и не тревожит. Плач выражает потребность в общении или физический дискомфорт.
Для нормального эмоционального развития малышу необходимо уделять внимание и предложить игры, а также обязательно повесить над кроваткой музыкальную игрушку – мобиль. Он позволит развивать слух, координацию и будет успокаивать ребенка
В случае негативной реакции – игрушку можно предложить позже.
Питание
Для правильного развития 7-месячного ребёнка важно соблюдать график кормления и позаботиться о полноценном питании. Как правило, в 7 месяцев младенец есть каждые 4-4,5 часа, при этом первое утреннее и последнее вечернее кормление должно быть грудным или смесью (если младенец на искусственном вскармливании). В рацион уже можно постепенно вводить новые продукты, в частности, овощи, фрукты и каши
В этот период разрешено мясо из специальных детских консервов или свежее отварное. Но следите за тем, чтобы виды мяса не смешивались и в одно кормление больше ничего добавлять не нужно. Отварное мясо измельчается в блендере, а чтобы оно не было сухим, добавляется немного бульона или овощного пюре.
При прикорме яйцами давайте только желток – белок часто вызывает аллергию. Не рекомендуется давать его в чистом виде, лучше подмешивать в другую еду.
Развивающие игры
Обоняние. Чистый воздух, наполненный естественными запахами, великолепно развивает способности крохи. Старайтесь не упускать возможность познакомить карапуза с изменениями в воздухе – проветривайте помещение как можно чаще;
Осязание. Вкладывайте в ручку малыша небольшие погремушки, давайте потрогать ваши волосы, нос, щеки. Подвешивайте погремушки так, чтобы ребенок пытался их достать. Как только способность поднимать голову достигнет 45 градусов, положите перед глазами чада яркую игрушку так, чтобы он мог до нее пытаться дотянуться;
Слух. Включайте классическую музыку, пойте, читайте стихи и много разговаривайте с крохой. Старайтесь оградить его от белого шума (телевизор, радио). Пусть мир карапуза будет наполнен тишиной и естественным звучанием. Постоянные раздражители снижают возможность выделения отдельных звуков, не способствуют быстрому развитию:
Зрение. Помогайте малышу совершенствовать свое зрение, играя с ним с погремушками, гирляндами, включая мобиль. Идеально чаще давать возможность изучать лица людей. Если у вас есть старшие дети, дайте им возможность полюбоваться на братика или сестричку, а крохе улучшить зрительное восприятие
В ранний период развития важно окружить малыша разнообразными яркими предметами. Не нужно думать, что он вырастет без вкуса
Умение распознавать красоту появляется ближе к 3 годам, а в 1 месяц глазки малыша требуют ярких насыщенных красок.
Выбор времени занятий
Самые простые упражнения, направленные на тренировку мышц тазового дна, или упражнения Кегеля, рекомендуют начинать делать уже в роддоме. Сжимание и разжимание внутренних мышц влагалища способствует профилактике проблем с мочеиспусканием, восстанавливают мускулатуру матки, растянутую после беременности и родов.
Спортивные упражнения для мамы с грудным ребёнком желательно начинать делать не ранее, чем через 6—8 недель после родов, если они прошли без патологии. В случае кесарева сечения, обильного кровотечения или других осложнений лучше отложить гимнастические занятия до консультации с гинекологом или своим лечащим врачом.
Фитнес-зарядка должна проводиться при условии хорошего самочувствия и мамы, и младенца. Её цель состоит не только в восстановлении женской фигуры после родов, но и в получении удовольствия от времени, проведённого совместно с малышом.
Лучшее время для занятий спортом с ребёнком на руках — это период от 3 до 12 месяцев малыша. Младенец в этом возрасте уже достаточно окреп для небольшой совместной гимнастики. Он может служить утяжелителем для упражнений с нагрузкой и при этом ещё не слишком уверенно передвигается и может быть зафиксирован в том положении, которое требуется.
Не следует заниматься с ребёнком сразу после кормления, чтобы не вызвать срыгивание, лучше подождать 40—45 минут.
Естественно, что малыш должен быть активен и бодр во время зарядки. Если младенец капризничает или засыпает, придётся выбрать другое время для тренировки или дождаться его сна и выполнять упражнения самостоятельно.
Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?
- На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
- Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
- Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
- Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
- Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
- Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
- Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги ,звуки, слова нараспев).
Здоровье малыша: Массаж для детей
Мамы делают все, чтобы их драгоценный малыш был счастлив и здоров. Массаж – отличное дополнение к привычному распорядку дня детей, к тому же он очень нравится некоторым из них. Правильно выполненный массаж сближает маму и ребенка и снимает напряжение. Иногда после массажа малыши даже меньше плачут.
Рекомендуем сначала проконсультироваться с педиатром и специалистом по массажу. Возможно, рядом с вами есть курсы детского массажа, где вас обучат всему необходимому. А начать можно вот с чего:
-
Расслабляющая обстановка. Малыша можно положить на спинку на пеленальный столик или даже на вашу кровать. Начиная массаж, не отрывайте глаз от лица ребенка.
-
Осторожные касания. Делать массаж нужно осторожными нежными поглаживаниями, начиная с головки, шеи и плеч, затем переходите к пояснице, ягодицам, ножкам и ручкам.
-
Разговаривайте с малышом или спойте песенку. Малыш будет чувствовать себя спокойнее во время массажа, если вы будете с ним тихо разговаривать или петь его любимую песню.
-
Следите за реакцией. Если малыш выглядит довольным, продолжайте. Если же он ведет себя беспокойно – прекращайте массаж, вероятно, ему не нравится.
Между кормлением и массажем следует выждать не менее 45 минут. Если малышу нравится массаж, скорее всего, ему будет нравиться это занятие и в более старшем возрасте.
Возможные проблемы.
В 1 месяц после рождения нужно быть особенно внимательными к состоянию малыша, ведь на этом сроке у вас могут возникнуть некоторые проблемы:
Пупочная рана не заживает
Чтобы пупочная ранка быстрее зажила, ее нужно каждый день обрабатывать раствором зеленки. Если через 14 дней ранка осталась, и корочка не отпала, нужно срочно обратиться к врачу. Также это нужно сделать, если ранка покраснела и появились выделения. Существует и альтернативная точка зрения, причем у врачей — нужно обрабатывать не саму ранку, а скобу. Так ранка заживет быстрее. По этому вопросу обязательно посоветуйтесь с патронажной сестрой.
Кишечные колики
ЖКТ новорожденного еще незрелый, поэтому вздутие в первые недели жизни это нормально. Ребенок при этом испытывает боль и плачет. Для решения проблемы можно массировать животик, прикладывать к нему теплую пеленку или давать средства против колик, рекомендованные педиатром.
Если ребенок переходит на смешанное или искусственное вскармливание, то родителям стоит подумать о выборе смесей. Предпочтительнее выбирать смеси на козьем молоке, т.к козье молоко усваивается легче коровьего. Клинические исследования показали снижение интенсивности и частоты колик на фоне приема смесей Kabrita. Подробнее о коликах.
Желтуха новорожденных
Кожа малыша часто имеет желтоватый оттенок. Постепенно гемоглобин в крови обновляется, и кожа малыша приобретает розовый цвет.
Плохой сон
Несмотря на то, что месячный младенец может проспать до 20 часов в сутки, сон может быть непостоянным и неглубоким. Ведь нервная система крохи еще незрелая, он пугается звуков, реагирует на изменения температуры и перепады света. Рекомендуется укладывать малыша в комнате с температурой не ниже 20 градусов, где тихо и темновато. Такая обстановка напоминает крохе материнскую утробу и он быстрее засыпает.
Если вы заметили, что ребенок потерял аппетит, перестал набирать вес, часто и без причины кричит по ночам, сильно выгибается и никак не получается его успокоить, он не реагирует на звуки, то не откладывая обратитесь к детскому врачу.
5 месяцев
Тянем-потянем. Позвольте малышу ухватить вас за прядь волос. В этот момент громко скажите «Ай!». Повторяйте, пока вас обоих это будет веселить.
Катание на валике. Положите под живот малыша мягкий, но упругий валик так, чтобы, отталкиваясь ногами, кроха мог перекатываться на нем вперед и назад. Обязательно страхуйте ребенка во время таких катаний!
Миниатюры. Разыграйте с помощью игрушек небольшие миниатюры. Например, зайчик прыгает по кроватке, затем прячется и появляется снова и т.п.
По кочкам, по кочкам. Посадите малыша к себе на колени и на каждый ударный слог покачивайте ребенка вверх-вниз под веселую потешку.
Игрушки подберите разной текстуры и формы — кубики, кольца, треугольники. Проследите, чтобы их было удобно хватать и чтобы кроха мог до них дотянуться.
Игрушки для ребёнка до 1 года
Вопрос, какие игровые принадлежности понадобятся для малышей младше годика, достаточно актуален. В этот возрастной период ребёнок только знакомится с миром, поэтому необходимо обеспечить всестороннее развитие за счёт подбора правильных игрушек.
Игровые принадлежности для новорождённых и младенцев должны соответствовать определённым требованиям
При покупке важно обращать внимание на следующие качества:
- привлекательность и яркость (для новорождённых подойдут чёрно-белые игрушки);
- лёгкость;
- экологичность материалов;
- разнофактурность;
- простота в уходе;
- отсутствие съёмных деталей или хрупких элементов;
- относительно большие размеры, чтобы малыш не смог затолкать игрушку в рот;
- отсутствие громких и резких звуков, могущих напугать младенца;
- отсутствие острых уголков.
Осталось на конкретных примерах понять, какие игрушки подойдут малышам. Так, для младенцев первого полугодия жизни можно приобрести:
- погремушки;
- тканевые мячи;
- кольца;
- мобили;
- коврики для развития.
Когда ребёнок подрастёт, ассортимент игровых принадлежностей существенно расширится. Для детей второго полугодия жизни как нельзя кстати подойдут:
- музыкальные аксессуары (пианино для малышей);
- маленькая пирамида с закруглёнными краями;
- вкладыши;
- матрёшки;
- сортеры;
- пальчиковый театр;
- мягкие книги;
- кубики (лучше тоже мягкие);
- неваляшки;
- мячи.
Все эти игрушки не стоит предъявлять малышу за один раз, поскольку играть кроха сможет лишь с одной-двумя. Предложите эти две игрушки, а через несколько дней замените их другими, чтобы ребёнок не заскучал.
Ниже представлены занятия с ребенком по месяцам от 0 до 1 года
Конечно, не обязательно точно следовать им, однако принимать их во внимание всё же следует. Это поможет создать свою собственную программу раннего развития