Список классической музыки «для детей»
Содержание:
- Драма «Связи нет» о потери связи между отцом и сыном
- Примечания и ссылки
- Балет «Конек-Горбунок» (1955)
- Побывать на премьере фильма о группе The Beatles
- Зарождение драматического театра и оперы
- Свадьба Фигаро | В. А. Моцарт
- Как готовиться к походу на оперный спектакль?
- Лаборатория оперной драматургии
- Травиата | Джузеппе Верди
- Сводить ребенка на детскую оперу
- Жанровые разновидности
- Другие новости раздела
- Актуально
- Свежие новости
- Драма «Риччи Львиное Сердце или Львы клоуна» о том, как побороть страхи и подружиться с языком своего тела
- Балет «Чиполлино» (1974)
- “Красная шапочка”
- Балет «Жар-птица» (1909–1910)
- Как вести себя на оперном спектакле?
- Краткая биография
- Посмеяться над комедией о мужской дружбе
- Балет «Щелкунчик» (1892)
- «Болеро»
- «Оптическая поэма» («An Optical Poem»)
- Опера «Сказка о царе Салтане» (1900)
- Посмотреть документалку о жизни народов Севера
- Драма, антиутопия, фэнтези «ПРОсчет» об отличиях и о том, как найти друзей в обществе, которое тебя не понимает
- Главные композиторы
Драма «Связи нет» о потери связи между отцом и сыном
Драматург — Тина Тоидзе, композитор — Лидия-Мария Кошевая.
Сюжет: Отец-карьерист и сын-школьник отправляются в лес выполнять домашнее задание по географии. Отсутствие мобильной связи и замкнутость лесного пространства сталкивают героев лицом к лицу. Выполнение задания превращается в игру на выживание. Отцу и сыну предстоит понять, что недопонимание и невнимательность друг к другу могут стоить одному из них жизни.
Технология: звуковая инсталляция, иллюстрирующая появление светлячков — персонажей оперы, которые возникают в момент наибольшей гармонии между главными героями.
Примечания и ссылки
- ↑ и
- ↑ и .
- «Opera для детей и для детей — отличный способ: использовать динамику группы на благо каждого; выкристаллизовывать часто разрозненные элементы тренировки: тренировка уха, голоса, тела, «тело на сцене», музыкальные приемы (чтение, культура, инструментальная и вокальная практика, ответственность, изобретательность …); объединить разнообразные и взаимодополняющие навыки (специализированное образование, национальное образование, ассоциативные и частные структуры); способствовать постоянному обновлению репертуара посредством написания произведений »(Предисловие Клода-Анри Жубера к книге« Оперы для детей »Каролины Розур и Жана-Мишеля Торе, 1993, издание IMPC).
- В Histoire du Petit Séminaire de La Chapelle Saint-Mesmin Эмиля Юэ (страница 322), Orléans, Paul Pigelet & Fils, 1913, 450 стр., Переиздано в 2010 году издательством Kessinger Publishing ( ISBN и 978-1166792626 )
- В « Истории литературы английского народа» Жюссерана, том II, стр. 529, издания Фирмина-Дидо, 1894 г. — 580 стр.
- ↑ и В письме к Элиссе , Размышления об истории и функциях детских опер Клода-Анри Жубера, опубликовано в ORFEO OPERA, 20 лет детских хоровых собраний, Éditions ADEM 06, Ницца, 2004 г.
- II. Мы запрещаем дополнять изображение этих трагедий, комедий и опер танцами, которые могут быть только семенем разложения для юноши, способного в этот нежный возраст на всевозможные впечатления. Они будут гораздо реже использовать некоторые шутовские образы, очень недостойные христианства, которые видят и не страдают от боли в общественных местах, такие как арлекины и тому подобные маскировки. Мы с удовольствием следим за этими трагедиями, духом и чувствами ученого общества, одним из основных способов использования которого является наставление молодежи о том, что они делаются только на латыни и что это употребляется очень редко; что у них святая и благочестивая тема; что интермедии действий все латинские и не имеют ничего, что отклонялось бы от приличия, и что не представлен ни характер женщины, ни одежда этого пола. Мы считаем своим долгом увещевать регентов, которые будут отвечать за такого рода работы, не уделять им так много времени, чтобы они забыли о заботе, которую они должны проявлять к своим ученикам, и помнить, что они должны «применять гораздо больше для того, чтобы сделать их хорошими христианами, чем для того, чтобы сделать их хорошими актерами в « Театре о Коллеж дю Мойен Age à nos jours »Л. В. Гоффло, страницы 190–193, 367 страниц, издание Honoré Champion, Париж, 1907. Читать онлайн на на сайте BNF .
- Орфеон
- В Письме к Элиссе, страница 9, Размышления об истории и функциях детских опер Клода-Анри Жубера, опубликовано в ORFEO OPERA, 20 лет детских хоровых собраний, Éditions ADEM 06, Ницца, 2004 г.
- В жизни монсеньора Дюпанлу, епископа Орлеанского , страницы 122 и 123, М. Л’аббе Ф. Лагранж, Librairie Poussielgue Frères, том II, 1883 г., Париж
- ↑ и В Histoire du Petit Séminaire de La Chapelle Saint-Mesmin Эмиля Юэ (страницы 325–326), Orléans, Paul Pigelet & Fils, 1913, 450 стр., Переиздано в 2010 году издательством Kessinger Publishing ( ISBN и 978). -1166792626 )
Балет «Конек-Горбунок» (1955)
Родион Щедрин
Эскиз декораций к балету «Конек-Горбунок». 1939 год
Первый балет композитора Родиона Щедрина написан на сюжет сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». С начальных тактов в музыке царит атмосфера народного праздника. Трубы и валторны по очереди проводят быструю тему-заставку всего действия, которая передает нескончаемый гомон толпы. Звучит мелодия танца с типичным русским притопом. В сказке-балете широко представлен жанр частушки: здесь и энергичные мелодии в сцене Ивана с братьями, и сочиненные Щедриным припевки в «Девичьем хороводе». В состав оркестра композитор включил большое число ударных инструментов: колокольчики, колокола, бубенчики, треугольник, барабаны, литавры, а также трещотки.
Три картины первого действия знакомят нас с главными действующими лицами балета. Под «балалаечный» аккомпанемент у фаготов и низких струнных инструментов появляется лейтмотив братьев Ивана. Тема у братьев одна, так как Данила и Гаврила похожи во всем друга на друга. Это тяжеловесная угловатая тема с чеканным ритмом, акцентами и повторениями: братья упрямы и заносчивы.
Маленький Конек не столько волшебный, сколько смекалистый, себе на уме. Тема Конька звучит у флейты-пикколо и бубенчиков. Она схожа с лейтмотивом самого Ивана, которому Конек во всем помогает. Царь-девица охарактеризована несколькими темами. Ее первый лейтмотив — тема-зов с невероятно красочной оркестровкой, эта мелодия роднит героиню с фантастическим миром этого балета. А второй лейтмотив Царь-девицы появляется уже после встречи с Иваном. Она становится русской героиней — звучит колыбельная песня, заимствованная композитором из сборника Лядова «Песни русского народа».
Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов. Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы: плавный русский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха. Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.
Исполнение: Оркестр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижер Георгий Жемчужин
Побывать на премьере фильма о группе The Beatles
Когда:
3 октября в 20:00
Где:
кинотеатр «Спартак» (площадь Ленина, 13)
Сколько:
250 рублей
Поклонникам ливерпульской четверки стоит побывать
на премьере фильма «The Beatles в
Индии». В основу документальной картины легла история о встрече канадского
туриста с музыкантами в Индии, произошедшая 50 лет назад.
В 1968 году участники группы прибыли в Индию в ашрам
к своему индийскому гуру Махариши Махеш Йоги, основателю программы
трансцендентальной медитации и всемирного Движения духовного возрождения. В то же
самое время 23-летний Пол Зальцман путешествовал по Индии в поисках Махариши.
Благодаря его целеустремленности Зальцману удалось не просто попасть в ашрам
к Махариши, но и провести там восемь незабываемых дней вместе с The Beatles. Во
время своего пребывания в ашраме Зальцман сделал уникальные кадры, которые легли в основу сюжета фильма. Исполнительным продюсером и одним из героев ленты
стал Дэвид Линч, а голос за кадром принадлежит Моргану Фриману. Демонстрируется
на языке оригинала с русскими субтитрами. Купить билеты можно здесь. 12+
Зарождение драматического театра и оперы
Членов Флорентийской камераты можно с уверенностью назвать бунтарями. Они пошли против воли церкви. А ведь в те годы опера как жанр музыкального искусства была подчинена церкви. Только та музыка, которая услаждала слух церковнослужителей и не являлась пропагандой, могла с успехом распространяться.
Однако члены камераты пошли против установленных правил. Поскольку их представления включали языческие мотивы.
При создании произведений авторы часто обращались именно к языческим мифам, которые категорически не признавались церковью. Но те необычные решения, которые использовались, еще раньше были привнесены драматическим театром. Данное направление активно развивалось в эпоху Возрождения.
Главной особенностью драматического театра было то, что он старательно подстраивался под переменчивые нравы публики. Параллельно вырабатывались и новые, более совершенные стили. Как только представители театра начали использовать в своих постановках музыку и танцы, популярность заведения многократно возросла. Отмечается, драма через музыку смогла получить широкое распространение только благодаря тому, что на нее оказал положительное влияние драматический театр.
Постепенно оперное искусство набирало обороты, становясь модным увлечением. Учебное пособие Опера. Определение в музыке для детей содержит информацию о том, что настоящий бум популярности произошел в 1637 году.
В это время на территории Венеции был открыт публичный театр, получивший название «Сан-Кассиано». Это способствовало тому, что музыкальные произведения перестали причислять к увеселительным постановкам, которые предназначались исключительно для развлечения придворных.
Свадьба Фигаро | В. А. Моцарт
«Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт) — популярная опера австрийского композитора-виртуоза, получившая мировую славу. Написана по одноименной пьесе Бомарше. Написание музыкального произведения Моцарт начал в 86-м году 18 столетия. Создание партитуры длилось на протяжении пяти месяцев. После первого представления ее публике, она не снискала большой популярности. Слава и лавры пришли после того, как опера была постановлена в Праге. На русский язык опера была впервые переведена Петром Ильичом Чуковским. Всего опера включает в себя четыре акта. Сюжет произведения связан со подготовкой к свадьбе служанки Сюзанны и камердинера Фигаро.
Как готовиться к походу на оперный спектакль?
Людям, которые никогда не были на оперном спектакле, Светлана Дюдина рекомендует для начала изучить репертуар театра и выбрать какую-нибудь оперетту или мюзикл, чтобы просто адаптироваться к звучанию оркестра и классических оперных голосов, чтобы было не настолько тяжело воспринимать информацию сразу цельным оперным полотном. Ведь оперетта и мюзикл – это и вокал, и разговорная речь, и зачастую более простая музыка, что облегчает восприятие.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Перед походом на оперу нужно обязательно прочесть в интернете ее либретто (содержание – РИА «Воронеж»). В случае с оперой не стоит оставлять для себя сюжетной загадки, потому что во время спектакля из-за этого могут возникнуть сложности. Оперный текст тяжелее воспринимать на слух, не все слова могут быть разборчивы и понятны. Знакомство с оперным либретто нельзя сравнить со спойлером фильма, наоборот, это объяснение того, что будет происходить на сцене. Особенно если опера на иностранном языке. Если в театре есть бегущая строка с переводом, это здорово. Но если нет, как в воронежском Оперном, зрителям придется внимательно следить за происходящим на сцене. А когда опера идет, например, на итальянском, понять ход сюжета по игре актеров будет сложно.
Также Светлана Дюдина рекомендует перед походом на спектакль посмотреть фотографии с постановок этой оперы в разных театрах, послушать отрывки из них. К примеру, в опере «Дон Жуан» самый известный отрывок – это ария с шампанским. Это очень популярный номер, в котором исполнитель главной партии предстает во всей красе.
Обязательно посмотрите, сколько по времени идет спектакль и на сколько действий он разбит. Оперные спектакли довольно долгие, зрителю нужно быть готовым высидеть 3 часа, как, например, на «Доне Жуане».
Лаборатория оперной драматургии
На протяжении двух недель подростки работали над оперными сочинениями с куратором — сценаристом, драматургом, одним из арт-директоров фестиваля современной драматургии «Любимовка» Марией Огневой и молодыми, но уже профессионально состоявшимися композиторами. В результате сформировалось рабочие группы, которые подготовят и представят на сцене театра «Новая опера» 8 камерных опер уже в октябре 2021 года. 1 июня подростки и композиторы рассказали о готовящихся проектах.
Концепции опер получились самыми разными: аниме-опера о принятии себя, драмы, рассказывающие о том, как можно побороть собственные страхи, изменить себя, история о раздвоении и даже раcтроении личности, симфорок об отличиях, квест, от которого зависит судьба отца и сына, а также темное фэнтези о главном герое, который отказывается от своего дара и от магического будущего ради блага человечества.
Идея оперы в жанре темного фэнтези принадлежит команде, в которой вместе работали участник драматургической лаборатории Дима Белов и композитор Екатерина Степпе.
— поделилась впечатлениями Екатерина Степпе.
— рассказывает Катя Василева.
Некоторые прототипы систем, которые будут задействованы в будущих проектах, также представили во время события в Новой опере.
Концепции камерных опер, созданные участниками лаборатории «КоOPERAция-2021»:
Травиата | Джузеппе Верди
«Травиата» (Джузеппе Верди) завершает список лучших опер мира. В переводе на русский слово травиата означает, как «заблудшая» или «падшая». На ее написание композитора вдохновил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Впервые представленная публике «Травиата» потерпела полнейшее фиаско, однако после радикальной переработки, сыскала себе мировую популярность. Особенностью этой оперы является необычной выбор героини для того времени — падшей женщины, находящейся на смертном ложе. Действия «Травиаты» разворачиваются в Париже в середине 19 века. В центре внимания куртизанка, отвергнутая обществом и не кому ненужная. В оригинальной партитуре включено три акта.
https://www.youtube.com/watch?v=0fDNrEPfTgc
Сводить ребенка на детскую оперу
Когда:
1 октября в 19:00 и 2 октября в 11:00
Где:
Театр оперы и балета (площадь Ленина, 7)
Сколько:
300−850 рублей (возможна оплата билета «Пушкинской картой»)
Опера для современных детей «Дитя и волшебство» – первая премьера сезона-2021/2022. Произведение Мориса Равеля рассказывает о
непослушном ребенке: он не хочет выполнять домашнее задание, за что его
наказывает мать. Мальчик громит все вокруг, но предметы и животные бунтуют и
хотят его проучить. Благодаря волшебству главный герой совершает для себя
открытия, которые заставляют его понять, что по-настоящему ценно, а что
является пустым, искусственным. Только когда ребенок найдет в своем сердце
новые чувства и эмоции, он заслужит прощение и получит возможность вернуться в
реальный мир, к маме. В спектакле режиссера Андрея Цветкова-Толбина заняты
ведущие солисты оперы, артисты хора, миманса, музыканты симфонического оркестра
театра. Билеты на 1 октября доступны тут, на 2 октября – здесь. 0+
Жанровые разновидности
Виды оперы:
- Опера-балет – танец в данном случае является звездой представления. Особой популярностью пользовалась во Франции, где собственно и зародилась.
- Комическая – житейские сюжеты, которые являются основой, показывают привычную жизнь в другом ключе.
- Опера спасения – зародилась во Франции. Во время Великой французской революции многие воспевали тему героики.
- Романтическая – главной особенностью романтической оперы было не только наличие любовной линии, но и примесь мистики.
- Большая опера – представляет собой главное направление, для которого характерны эпичность сюжетов и красочность.
- Оперетта – эстрадное направление, достаточно тесно связано с комической оперой.
Другие новости раздела
6 октября 2021, 16:28
1 312
В Бурятии заработала школа социальных компетенций
Причем обучаются там только женщины.
5 октября 2021, 15:47
2 825
В Бурятии наградили лучших учителей
Педагоги выигрывали как региональные, так и федеральные конкурсы.
4 октября 2021, 21:09
1 609
Стоит ли отказаться от телефонов в школах Бурятии? (ОПРОС)
Напомним, полный запрет на мобильные пытались ввести два года назад.
Смотреть еще
Актуально
30 сентября, 17:30
4 776
5 фактов о нововведениях октября
24 сентября, 20:35
3 417
«Камера — это моё». Как прошел кастинг проекта «Хочу на Ариг Ус»
22 сентября, 18:00
9 237
Несколько районов Бурятии накрыло снегом (ФОТО, ВИДЕО)
21 сентября, 15:34
13 831
Верховный суд Бурятии вынес решение по делу Баира Жамбалова
Свежие новости
8 октября, 20:16 43
Битва за кресло или Лед тронулся
Мысли под классику о выборах в Бурятии.
8 октября, 20:06 60
В Улан-Удэ на сцене Русского драмтеатра актеры расскажут о собственной жизни
Не обойдется без криков, алкоголя и даже обнаженки.
8 октября, 19:30 151
В России прогнозируют рост цен на непродовольственные товары
Подробнее об этом и других событиях экономики в рубрике «Чужие деньги…
8 октября, 17:33 847
В Бурятии могут появиться «территории без COVID-19»
За такое звание поборются районы республики.
8 октября, 17:14 1 100
«Мы остались ни с чем». Стали известны детали крупного пожара в Бурятии
Напомним, жилой дом сгорел в Кяхтинском районе.
8 октября, 16:03 247
Участники проекта «Хочу на Ариг Ус» прошли первый этап обучения
Впереди практика.
8 октября, 15:42 1 088
В Бурятии «засекли» лихача, ехавшего на скорости почти 200 км/ч
С начала года в республике выписали штрафов на 180 млн.
8 октября, 15:24 796
«Как будто бы немного не Россия». В Бурятию приехал блогер-путешественник
Велосипедист едет во Владивосток.
8 октября, 14:54 294
Три проекта телекомпании «Ариг Ус» прошли в финал конкурса «ТЭФИ-Регион»
Победителей определят в ноябре в Санкт-Петербурге.
8 октября, 13:59 243
Горняки севера – самые активные интернет-пользователи Бурятии
Где находятся самые активные юзеры республики?
8 октября, 13:34 532
В Бурятии бесследно пропал 63-летний мужчина
Он ушел из дома почти 3 месяца назад и не вернулся.
8 октября, 12:40 1 531
В Бурятии нашли пропавшего в лесу охотника
Напомним, мужчина бесследно исчез еще на прошлой неделе.
Драма «Риччи Львиное Сердце или Львы клоуна» о том, как побороть страхи и подружиться с языком своего тела
Драматург — София Самсонова, композитор — Вячеслав Жуков.
Сюжет: Либретто о клоуне, на которого напали львы, и о том, кто ему помог справиться со своими страхами и преодолеть препятствия. В результате трагической ошибки на клоуна нападают львы. Он остаётся без руки, ему ставят протез, но у него не получается им управлять. Его увольняют из цирка, жизнь идет под откос. Внезапно у него появляется друг, который его поддерживает и предлагает принять участие в конкурсе в главное шоу страны «Месье клоун». Но и здесь герой сталкивается со сложностями и своими страхами. Справится ли он с ними?
Технология: специальная система, которая производит звук при прикосновении к протезу главного героя.
— пояснил Вячеслав Жуков.
Балет «Чиполлино» (1974)
Карен Хачатурян
Кадр из мультфильма «Чиполлино». 1961 год
За сюжетную основу балета взята знаменитая сказка Джанни Родари «Приключения Чиполлино» о храбром мальчике-луковичке, борющемся с правителями-богатеями — Лимоном и Помидором, а за музыкальную — замечательный мультфильм «Чиполлино» 1961 года. В балете есть музыка и из других мультфильмов, где композитором был Хачатурян: «Когда зажигаются елки» (1950), «Лесные путешественники» (1951), «Сладкая сказка» (1970), «Необыкновенный матч» (1955), «Старые знакомые» (1956).
В этом балете нет закрепленных за персонажами лейтмотивов, музыка следует за сюжетом, а не за конкретными героями. Например, погоня за Чиполлино очень точно передана с помощью задорной музыки с подпрыгивающим ритмом, намекающим зрителям, что бояться за героя не стоит. Детская простота и доступность балета подчеркнута и преобладанием в партитуре действенных номеров (например, освобождение Чиполлино и встреча с друзьями, появление принца Лимона с гвардией) над традиционными балетными (как па-де-де Магнолии и Вишенки, вариация стражника, вариация Магнолии). Несложная хореография позволяет участвовать в представлениях даже юным танцорам. А еще на основе балета Хачатурян создал детскую сюиту для фортепиано в четыре руки .
Исполнение: Симфонический оркестр Большого театра, дирижер Александр Копылов
Детская комната
“Красная шапочка”
- Опера-сказка
- Композитор Михаил Раухвергер
С этой прекрасной сказкой, рассказанной замечательным французским писателем Шарлем Перро, выросло не одно поколение мальчиков и девочек. Писатель Евгений Шварц написал по мотивам сказки пьесу, а по ней уже была создана опера, которую поставил Детский музыкальный театр Натальи Сац.
Знакомые всем герои сказки в этом спектакле не только поют, но и танцуют. Вы узнаете, сколько противоречивых чувств охватывает Красную Шапочку, когда она идет через лес к своей бабушке. Тут и страх перед темнеющим лесом, и перед возможной встречей с волком. Смелая и решительная девочка учит Зайца храбрости, заботится о своих лесных друзьях, а как поведет себя в сказке вполне современный Волк?
Предложенная видео-версия оперы является постановкой Детского музыкального театра под руководством Натальи Сац.
Watch this video on YouTube
Балет «Жар-птица» (1909–1910)
Игорь Стравинский
Лев Бакст. Иван-царевич и Жар-птица. 1915 год
Игорь Стравинский написал «Жар-птицу» по заказу Сергея Дягилева для Русских сезонов. В основе либретто, созданного выдающимся хореографом Михаилом Фокиным, сюжеты нескольких народных сказок (об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе) и одной авторской — «Ночных плясок» Сологуба. В погоне за Жар-птицей Иван-царевич попадает в чудесный сад. Там он видит богатырей, которых Кощей Бессмертный обратил в камень за то, что они пытались спасти украденных им невест. Теперь невесты-царевны живут в замке Кощея и выходят в сад играть. С ними — Ненаглядная Краса, в которую влюбляется Иван-царевич. Разъяренные слуги Кощея хватают Ивана, побежавшего за царевнами, но ему удается спастись благодаря ослепительному свету от пера Жар-птицы. Так чары злого царства рушатся, и на его месте возникает христианский город. Заколдованные богатыри оживают и находят своих невест, а Иван-царевич — теперь уже правитель нового города — женится на Ненаглядной Красе.
В балете сосуществуют три сказочных мира: темное царство Кощея, чудесный сад с золотыми яблоками и христианский город с куполами. Кощеево войско пускается в «Поганый пляс» с характерными ритмическими перебоями и яркими свистами флейты-пикколо; появление Жар-птицы сопровождают нежные мелодии колыбельной в исполнении деревянных духовых и струнных инструментов. В хороводе царевен Стравинский использует цитату из русской народной песни «Как по садику, садику», а в радостном финале — из песни «Не сосна у ворот раскачалася».
Исполнение: Columbia Symphony Orchestra, дирижер Игорь Стравинский
Как вести себя на оперном спектакле?
Если вы идете на оперу в выходной день, вам повезло. В свободный день до вечера можно успеть прогуляться, отдохнуть. Но если вы идете на оперу после работы, будет тяжеловато. Иногда классическую музыку действительно используют как успокоительное средство, и, что скрывать, временами она нагоняет сонливость. Поэтому желательно идти на оперу отдохнувшим. И не стоит принимать горячительных напитков, потому что они тоже могут «сморить».
Не нужно приходить в театр за час и даже за полчаса – это очень рано. Двери театра открываются примерно за 20 минут до начала представления, а в зал капельдинеры запускают публику за 10-15 минут до спектакля. Поэтому, придя за час, зрители рискуют простоять на ступеньках.
Если у вас плохое зрение, в гардеробе можно взять театральный бинокль. По словам Светланы Дюдиной, иногда зрители даже приходят в оперный театр со своими подзорными трубами и военными биноклями.
В театре запрещена фото- и видеосъемка, особенно со вспышкой. Артистам сложно работать, когда их что-то отвлекает.
Если вы хотите взять автограф у артиста или вручить ему букет, дождитесь конца спектакля, не нужно пытаться попасть за кулисы в антракте. Во время антракта оперные артисты переодеваются, меняют прически, распеваются, переговариваются с дирижером и режиссером.
Краткая биография
Будущий композитор появился на свет 23 апреля 1891 г. в селе Солнцевка Донецкой области.
Детство
Сережа полюбил музыку с ранних лет. Его мать хорошо играла на фортепиано, и в доме часто звучали произведения Бетховена и Шопена.
Сергей Прокофьев в детстве
Свое первое сочинение, пьесу «Индийский галоп», Прокофьев написал в пятилетнем возрасте. А в 9 лет юный гений уже создавал оперы.
Однажды его произведения услышал известный композитор. Пораженный талантом подростка, он организовал для Сережи домашние занятия по композиции.
Сергей Прокофьев за фортепиано
Студенческие годы
В 1903 году Прокофьев поступил в консерваторию Санкт-Петербурга. Среди его учителей были такие знаменитости, как Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, А. Есипова.
Прокофьев в молодости
Талантливый юноша трижды оканчивал учебное заведение:
- в 1909 г. – как композитор;
- в 1914 г. – как пианист;
- в 1917 г. – как органист.
Образование Прокофьев успешно совмещал с творчеством. Его первое выступление состоялось в 1908 году, когда ему было 17 лет.
Взрослая жизнь
Этот период включает несколько этапов жизни и творчества композитора:
- С 1918 года начались гастрольные поездки. Прокофьев путешествует по миру и создает музыкальные шедевры.
- В 1936 году композитор переехал в Москву, где стал преподавать в консерватории. Он продолжает писать оперы, создает музыку для балета и кинолент.
- В 1944 году Сергей Прокофьев был удостоен звания заслуженного деятеля искусств.
- В 1947 – признан народным артистом РСФСР.
- Весной 1953 года великого композитора и пианиста не стало.
Сергей Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Посмеяться над комедией о мужской дружбе
Когда:
3 октября в 19:00
Где:
Воронежский концертный зал (улица Театральная, 17)
Сколько:
900 – 2,2 тыс. рублей
Популярные актеры театра и кино Андрей Чернышов,
Артем Глотов и Михаил Парыгин представят комедийный спектакль «Мужской
аттракцион, или Берегитесь лыжников». История о закадычных друзьях, которые
смотрят на жизнь совершенно по-разному, и непонятно, что их может связывать. С
годами они разошлись во вкусах и стали часто раздражать друг друга. Каждому
предстоит решить, что важнее: лучший друг или собственное эго. Спектакль – о
мужской дружбе и о том, как ее не разрушить. На сцене разворачивается
блистательный словесный турнир, снискавший автору пьесы Ясмине Реза славу одного из самых остроумных
драматургов современности. Билеты – 16+
Балет «Щелкунчик» (1892)
Петр Чайковский
Иллюстрация к сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». 1840 год
Одна из самых знаменитых русских музыкальных сказок — балет Петра Чайковского «Щелкунчик», последний балет композитора. Либретто на сюжет сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» создал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. История о том, как Клара (или Мари) вместе с Щелкунчиком побеждают Мышиного короля и Щелкунчик преображается в Принца, стала рождественской классикой.
В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие. Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном отношении средствами: здесь преобладает прозрачная оркестровка с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп, полька. Фантастический же мир рисуется совсем иначе, и именно в его создании проявилось новаторство Чайковского.
Открывает волшебный мир крестный Дроссельмейер, его появление сопровождает интересное тембровое сочетание певучего альта и двух тромбонов. В мире сказки возникает борьба добра и зла, что, конечно, отражено в музыке. Идеи добра характеризуют мягкие тембровые звучания. Здесь преобладают пассажи флейты, убаюкивающие переливы арфы, сверкающий звон нового в то время инструмента челесты Челеста — клавишно-ударный инструмент, похожий на миниатюрное фортепиано, но с металлическими или стеклянными пластинками внутри. По звучанию похожа на перезвон хрустальных колокольчиков (название celesta переводится с итальянского как «небесная»).. Идеи зла показаны с помощью совсем другой оркестровки, для которой характерен более низкий регистр, с участием бас-кларнета и тубы. Зловещее шуршание армии Мышиного короля показано с помощью марша, исполняемого фаготами и низкими струнными. В волшебном мире и танцы другие: испанский танец шоколада, арабский танец кофе, китайский танец чая и, конечно, таинственный «Вальс цветов».
Исполнение: Берлинский филармонический оркестр, дирижер Семен Бычков
«Болеро»
Режиссер Иван Максимов. Россия, 1992
МузыкаМорис Равель — «Болеро»
Свою первую картину, которую Максимов снимал еще на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а в 1992 году заново выпустил в студийном варианте, режиссер в предуведомлении иронически назвал «фильмом повышенной духовности». «Болеро» быстро прославился (фильм получил «Золотого медведя» на Берлинале и «Нику») и обозначил многое из того, за что все до сих пор ценят работы Максимова: его смешную и сентиментальную графику с не вполне антропоморфными, но очень изобретательно устроенными существами, любовь к необычным гэгам, которые тоже следуют из свойств этих существ, и безграничную музыкальность. Музыка и ритм в фильмах Максимова всегда важнее, чем сюжет.
«Оптическая поэма» («An Optical Poem»)
Режиссер Оскар Фишингер. США, 1938
МузыкаФеренц Лист — Венгерская рапсодия № 2
Немецко-американский режиссер Оскар Фишингер — один из первых экспериментаторов в визуализации музыки, оказавший огромное влияние на всю мировую (прежде всего абстрактную и музыкальную) анимацию. «Оптическая поэма» по Венгерской рапсодии № 2 Листа снята с помощью бумажных деталей, прикрепленных к невидимым нитям. Удивительна настолько ручная работа в том типе фильмов, который для нас сегодня ассоциируется прежде всего с компьютерной графикой. Кстати, это единственный фильм Фишингера, снятый на большой американской студии, Metro-Goldwyn-Mayer, вскоре после его эмиграции в Америку. Вообще, Фишингер много работал с музыкой, и одно из его самых знаменитых произведений, которому посвящены множество искусствоведческих работ и фильмов-трибьютов, — это более поздний фильм «Движущаяся живопись» («Motion Painting I»), абстрактные масляные картины на стекле на музыку Бранденбургского концерта № 3 Баха.
Опера «Сказка о царе Салтане» (1900)
Николай Римский-Корсаков
Иван Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». 1905 год
«Сказка о царе Салтане», написанная Римским-Корсаковым к столетию со дня рождения Пушкина, одна из самых богатых по разнообразию оркестровых красок опер. Действие происходит в Тмутаракани и в городе Леденец на острове Буян. Рассказ о городе сопровождается торжественной колокольной темой. Три чуда из пушкинского текста показаны во вступлении перед последней картиной оперы. Белка с золотыми орешками представлена в оркестре темой народной песни «Во саду ли, в огороде» в исполнении флейты-пикколо. Морские богатыри с дядькой Черномором маршируют: в басу повторяется один и тот же мотив с нарастающей громкостью. И главное чудо — Царевна Лебедь. Чарующая прихотливая мелодия постепенно выливается в певучую тему, иллюстрируя волшебное превращение лебедя в прекрасную Царевну. Царевна Лебедь помогает во всем царевичу Гвидону: к примеру, обращает его в шмеля, чтобы он мог отправиться в Тмутаракань и увидеть своего отца. Именно здесь в опере звучит известная виртуозная мелодия полета шмеля.
Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Василий Небольсин, солисты Иван Петров, Евгения Смоленская
Посмотреть документалку о жизни народов Севера
Когда:
2 октября в 15:00
Где:
Никитинская библиотека (площадь Ленина, 2)
Сколько:
вход свободный
На очередной встрече киноклуба «Слово» состоится
просмотр и обсуждение фильма режиссера Галины Леонтьевой «Сезон созревания
пантов» (2019). Это история-притча о людях, которые добывают уникальные
бархатные рога маралов – сибирских благородных оленей – в горах Алтая, о проблемах
и трудностях жизни в глубинке современной России.
Картина участвовала в основном конкурсе одного из
престижных кинофестивалей документального кино IDFA (Амстердам, Нидерланды),
получила Специальный приз жюри на XVIII Международном кинофестивале MAFF 2020 (Эстония),
а также Специальный приз жюри на VII Международном кинофестивале в Токио.
Ведущий встречи – режиссер кино и телевидения, член Союза кинематографистов
России Владимир Паршиков. 12+
Драма, антиутопия, фэнтези «ПРОсчет» об отличиях и о том, как найти друзей в обществе, которое тебя не понимает
Драматурги — Анастасия Лабутина и Вероника Чижевская, композитор — Александр Марголин.
Сюжет: Опера об отличиях: о нуле, который родился в мире двух королевств, которые поделили мир на «четное» и «нечетное», и о том, как он не принадлежит ни к одной из этих категорий. О том, как он испытывает травлю от остальных из-за его отличия, и как он с этим борется. Он нежеланный в этом мире, он другой. Трудности, с которыми сталкивается главный герой, позволяют узнать о его семье и выходе из этого мира.
— рассказал Александр Марголин.
Технология:
— говорит Александр Марголин.
Лаборатория проходит на базе Московского театра Новая Опера им. Е. В. Колобова в партнерстве с Образовательным кластером Новой Оперы (ОКНО) при участии Сколковского института науки и технологий. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, Союза композиторов в России и Культурного центра ЗИЛ.
Полная трансляция события в YouTube.
Пресс-служба проекта
Главные композиторы
- Изабель Абулкер
- Жан Абсил
- Жан-Клод Амио
- Жан-Поль Баумгартнер
- Жан-Дени Беннет
- Даниэль Бимби
- Бенджамин Бриттен
- Роджер Калмель
- Марк Карлес
- Жак Шарпантье
- Жан-Мари Колин
- Жерар Конде
- Жан-Мишель Дамас
- Этьен Даниэль
- Питер Максвелл Дэвис
- Оливье Дежур
- Ивонн Деспортес
- Пьер-Макс Дюбуа
- Филип Дулат
- Марк-Оливье Дюпен
- Кристиан Элой
- Корали Файоль
- Жак Филлёль
- Бруно Гинер
- Франсуаза Герр
- Пол Хиндемит
- Жан-Поль Гольштейн
- Клод-Анри Жубер
- Жюльен Жубер
- Владимир Кожухаров
- Тьерри лало
- Марсель ландовски
- Эдит Леджет
- Эндрю Ллойд Уэббер
- Мари-Люс Лукас
- Дариус Мийо
- Жан-Батист Моро
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Эрик Уолнат
- Морис Охана
- Этьен Перручон
- Жан-Луи Пети
- Генри Пёрселл
- Бруно Ренье
- Этьен Ролен
- Джон Раттер
- Раффаэле сардженти
- Анри Соге
- Ален Савуре
- Рудольф Шмидт-Вунсторф
- Патрис Шортино
- Брижит Сурисс
- Франц Ксавер Зюсмайр
- Георг Филипп Телеманн
- Антуан Тисне
- Анри Томази
- Даниэль Този
- Райнхардт вагнер
- Ален Вебер
- Курт Вайль
- Франсуа Веркен
- Жан-Жак Вернер
- Малькольм Уильямсон